Развития мышления детей среднего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развития мышления детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.
Для развития мышления детей среднего дошкольного возраста большую роль играет практическая значимость LEGO-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на LEGO-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Используя конструкторы серии «LEGO», педагог может ставить перед дошкольниками понятные, в то же время интересные для них, цели.
Учитывая необходимость и актуальность работы в данном направлении, педагоги предположили, что логические операциям у детей можно развивать посредством наглядного моделирования с использованием легоконструирования. Однако главное, на что направлено LEGO-конструирование − это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. Работа с конструктором развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность, пробуждает интерес детей к новому. [7]
При работе над данной проблемой педагоги выявили следующие противоречия:
- между возрастающей потребность к качественно новому уровню развития познавательных процессов на этапе дошкольного образования и недостаточной сформированностью логических операций у дошкольников на этапе поступления в школу.
- между необходимостью введения системной, целенаправленной работы по использованию легоконструирования в ДОУ для развития способностей к основным логическим операциям у детей дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок в данном направлении;
- между необходимостью вовлечения родителей в образовательную деятельность по развитию у детей основных логических операций и недостаточной компетентностью законных представителей в данном направлении.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для развития у дошкольников способностей к основным логическим операциям посредством наглядного моделирования с использованием легоконструирования.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом осуществлялась поэтапно, в течение 3 лет (с 2020 по 2022 год).
1 этап - аналитико-диагностический (сентябрь - декабрь 2020 год) - подбор и анализ литературы, соответствующего диагностического инструментария, сбор информации, диагностика.
2 этап - практический (январь 2021 – сентябрь 2022год) - разработка методического материала, апробирование и внедрение системы работы в практическую деятельность.
3 этап - аналитический (сентябрь – ноябрь 2022 год) - диагностика, анализ результатов, подведение итогов работы.
Диапазон опыта представлен единой системой совместной деятельности педагога, детей, родителей и самостоятельной деятельности детей, реализуемой в рамках образовательной деятельности в условиях ДОО, по развитию способностей к основным логическим операциям посредством наглядного моделирования с использованием легоконструирования.
Теоретическая база опыта основана на публикациях П.П. Блонского[4], А.В. Брушлинского [3], Л.И. Божович [2], А.Н. Леонтьева [12], С.Л. Рубинштейна [16], Л.Г. Комаровой [10], Т.С.Лусс [13], Л. Ф. Тихомировой [17], Е.В. Фешиной [19].
Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский [6], А. Н. Леонтьев [12], А. А. Венгер [5]. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
Основные идеи о формировании логических операций разрабатывались под руководством психологов А.Н. Леонтьева [12], С.Л. Рубинштейна [16]. Ими были сделаны выводы о необходимости целенаправленного формирования логических операций у детей.
Как отмечалось в работах Н.Н. Поддъякова [15] логические операции универсальны и обладают свойством широкого переноса из одной сферы деятельности в другую. Логические операции мышления – это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные.
Вопрос о порядке формирования приемов мышления был всесторонне исследован Л.Ф. Тихомировой [17]. Она определяет порядок формирования отдельных приемов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Сравнение — первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста и один из основных логических приемов познания внешнего мира. Анализ-логическая операция разделения составного объекта на отдельные части, из которых он состоит. Например, ребенок может решать задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник». Для этого ему сначала понадобится разложить соответствующие геометрические фигуры на элементы, из которых они состоят, – на отрезки прямых линий и углы.
Синтез – логическая операция объединения частей в одно целое. Примером синтеза может служить игра по сбору кубиков с картинкой, когда ребенок собирает детали в целое. Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.
Классификация — это осмысленное разделение вещей, явлений на разновидности согласно каким-либо важным признакам. Обобщение - логическая операция объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам. Конкретизация – логическая операция, связанная с переносом общего утверждения на конкретный предмет или явление
Результаты педагогических и психологических исследований (П.П. Блонский [4], А.А.Венгер [5], Н.Н.Поддъяков [15]) показали:
-способности, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития умений в школе;
- ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;
- овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является игра. О большом значении игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи (А.В. Запорожец [9], А. П. Усова [18] и другие).
Дидактическая игра является особым видом игровой деятельности. Важное значение такой игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность, мышления и речь. [12]
Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей становится вопрос об использовании в работе необычных игр и пособий. [19]
В связи с этим, особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, лего- конструирование . Лего конструирование - это средство развивающего обучения, стимулирующее познавательную деятельность ребенка. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Новые развивающие дидактические игры, которые обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также дают возможность уединения и проектирования собственного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208239-1361378461.jpg)
Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста
Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста...
Отчёт по самообразованию "Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей среднего дошкольного возраста"
Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/03/picture-1195236-1575347084.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/01/picture-1256937-1593603975.jpg)
Картотека игр для развития мышления детей среднего дошкольного возраста
Игры на развитие мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/21/picture-1129035-1553184995.jpg)
Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/16/picture-1144192-1558014654.jpg)
Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»
Активное изучение и внедрение технологии "Блоки Дьенеша" в образовательный процесс детей дошкольного возраста...