Статья"Об игре ребенка дошкольного возраста".
статья

Викторова Наталия Эрнестовна

В статье рассматриваются вопросы влияния игры на развитие ребенка..Его эмоций, познавательных процессов, самооценки.А также роль взрослых в игре реенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из    практики : Ребенок 4 года часто  просит с ним поиграть.   Это нормально? Как научить играть самостоятельно?

Игра-это  универсальный способ для ребенка познания себя . мира, отношений и связей в нем.

Играя , маленький ребенок берет в руки различные предметы,  обследует их, использует, так он знакомится с их свойствами, возможностями, узнает о своем отношении к различным ощущениям, знакомится с собой и с окружающим миром.  Малыш грызет , рвет , ковыряет, , .. швыряет игрушки, предметы . Такова его игра, являющаяся способом познания.

Внешне действия ребенка этого возраста  выглядят разрушительными, но в этот момент  у ребенка происходит мощный процесс интеллектуального развития, познания. Именно он ляжет в основу  обучения.

 Первые игры малыша скорее являются экспериментами , исследованием. .  Еще не сформировано понимание опасности и безопасности. Нет ясного представления о своих возможностях.  Без  помощи , поддержки  взрослого  ребенок  не сможет разобраться с впечатлениями и  информацией, которую он получает.  

 Постепенно с расширением личного опыта, знаниями о мире , игра усложняется, появляются  предметы –заменители, персонажи, а в дальнейшем и отношения между ними.  К трем годам  появляется  т.н. ролевая игра. Появляется интерес  к партнерам по игре детям или взрослым. Взрослых ребенок предпочитает взрослых. Они уступают, их поведение гибкое, они подчиняются. Придумывают , как организовать игру.

  Ситуации ,  в которых разворачиваются действия игры приобретают все большую условность,  реальные предметы частично заменяются воображаемыми., а могут и вовсе исчезнуть.

Пример из практики .4 -ех летняя Кристина во время купания в ванной играет в семью с расческами, наделяя каждую ролью .   « Самая большая -папа. Он пошел на работу. Поменьше- мама. Она готовит есть. Самая маленькая-доченька.» Ребенок играет с ложками, которые «разговаривают»,  с сапогами…Наделяет предметы речью , поступками.

 Главным становится сам ребенок создающий игровую реальность. В ней он моделирует , воспроизводит жизнь взрослых, свой опыт о жизни, знания об окружающем мире и отношениях в нем . Играя ребенок решает свои проблемы, выполняет действия, которым он научился ,наделяет игрушки эмоциями, справляется со страхами.

  Ролевая игра,  - своеобразная  форма участия ребенка в  жизни взрослых.» Игра имеет  важное значение в  жизни ребенка, имеет  тоже значение, какое у взрослых имеет деятельность , работа. Игра вызывает глубокие  и значительные изменения во всей психике ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Умение серьезно ,сосредоточенно играть, не отвлекаться, вести диалоги между персонажами подготавливать пространство для игры, убирать игрушки- важные умения, которые формируются в  личности ребенка и будут проявляться в других видах деятельности.

 Но совершенно неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры в дошкольном возрасте может происходить стихийно. Что ребенок самостоятельно , без всякого руководства со стороны  взрослых, может понять общественные отношения существующие между взрослыми людьми. Специальные исследования  показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми ( родителями, няней, в детском саду)

 Взрослые знакомят с назначением предметов,  показывают  их  устройство и как пользоваться ими. Рассказывают об отношениях между людьми, помогают понять смысл выполняемых действий. Это происходит непроизвольно в течении жизни, в результате общения с ребенком, совместных действий с ним. Т.о. участие взрослого по –прежнему важно, но меняется его форма. Взрослый может помочь на этапе организации игры, предложить идеи для развития сюжета., поощряя игру ребенка.

Самостоятельность в игре невозможна без развития самостоятельности в жизни ребенка. Ведь  творческая ролевая игра  является , прежде всего самостоятельной  деятельностью.

Отношения с игрушками -это особые отношения. Ребенок наделяет игрушки  характером, поступками, приписывает желательное и нежелательное поведение. Устанавливает с ними  эмоциональную связь.  

Если игрушек слишком много или они однообразны ( роботы и машинки или куколки и лошадки) ребенку  трудно установить  эмоциональные отношения, обедняет  творческую составляющую игры. мешает полноценному проявлению личности в игре.

Игра для ребенка –это способ познания мира, возможность прожить и пережить впечатления, научиться решать детские житейские задачи. Играя ,ребенок чувствует себя сильным , способным, т.о. повышается его самооценка. Взрослые, включаясь в игру ребенка интересуясь сюжетом, придают ей значимость, помогают ребенку ощутить себя ценным в деятельности, и ребенок взрослеет и развивается .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Подготовка руки ребенка дошкольного возраста с ЗПР к письму"

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание.Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижн...

СТАТЬЯ: "Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста"

Те­ат­ра­ли­зо­ван­ная иг­ра – деятельность не­обык­но­вен­но на­сы­щен­ная в эмо­цио­наль­ном от­но­ше­нии, что д...

Статья "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста"

Информация для родителей о развитие речи ребенка....

Статья: «Игры с правилами в жизни ребенка дошкольного возраста»

Игра - для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.Игра представля...

Статья "Развитие личности ребенка дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края"

В современном мире мы чаще сталкиваемся с проблемой забвения нравственных принципов и устоев , человеческой духовности.В условиях современного ДОУ роль историко- краеведчиских материалов резко возраст...

Статья "Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста"

Сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания....