Методы работы с детьми по социально-коммуникативному, речевому и физическому развитию при подготовке к школе.
материал (подготовительная группа)

Медведева Оксана Анатольевна

Выступление на ММО. Из опыта работы по теме: "Методы работы с детьми по социально-коммуникативному, речевому и физическому развитию при подготовке к школе."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы работы с детьми по социально-коммуникативному, речевому и физическому развитию при подготовке  к школе

Добрый день, уважаемые коллеги! Продолжая предыдущее выступление,  хотелось бы затронуть еще одно не менее важное направление в развитии ребенка – это социально-коммуникативное развитие, так как именно оно является фундаментом для дальнейшего становления ребенка в социуме, его общению  со сверстниками, умению выражать свои мысли.

Всему этому ребенок учится в игре. В дошкольном возрасте игра – это основной вид деятельности. Именно через игру идет процесс обучения ребенка.

Сюжетно – ролевые игры, в которые играют дети подготовительной группы, «Детский сад», «Семья», «Школа», «Скорая помощь» «Поликлиника» «Больница», «Почта», «Банк» и т.д. помогают детям не только правильно взаимодействовать в процессе игры, учиться договариваться, распределять роли, но и способствуют развитию интереса к той или иной профессии, помогают прививать культуру поведения в общественных местах, воспитывают уважительное отношение к людям разных профессий.

Проводятся беседы на различные темы,  например: «Обычаи и традиции нашей семьи», в ходе беседы дети не только делятся впечатлениями от приятно проведенного времени в кругу семьи, но и учатся грамотно описывать события, которые с ними происходили, учатся слушать друг друга, не перебивать. «Знакомство с общественным транспортом», «Правила безопасного поведения на улице». Такие беседы направлены на формирование основных правил безопасного поведения.

 Воспитание навыков безопасного поведения у детей происходит на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Наш детский сад активно сотрудничает  с музеем, модельной детской библиотекой, детской школой искусств, детским юношеским центром. Сотрудники и педагоги этих организаций приезжают и проводят занятия с детьми, экскурсии. Например, педагоги с детского юношеского центра  еженедельно проводит занятия по ПДД, где дети в процессе игры знакомятся и закрепляют основные правила поведения на дороге, что способствует их безопасному передвижению до школы.

Чтение художественной литературы  благоприятно влияет на социально-коммуникативное развитие и преследует несколько целей:

У ребенка формируется умение слушать  и воспроизводить услышанный текст, формируется умение отвечать на вопросы по содержанию  текста.  Также  чтение художественной литературы направлено на воспитание морально - нравственных качеств, умение занять позицию другого человека (персонажа), выбирать определенную модель поведения.

Методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:

Методы, которые используются при формировании социального поведения: поручение (дежурство по столовой,  целью которого является развитие трудовых умений и навыков, желание трудиться на благо других), воспитывающие ситуации, дидактические упражнения «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё» или дидактическое упражнение « Кто аккуратней заправит кровать». Игры - ситуации например,  «Два мальчика поссорились – помири их». Цель: развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями.

Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, этическая беседа, просьба, пример.  Данные методы используются при решении, каких либо конкретных ситуаций, которые происходят ежедневно между детьми.  

Методы стимулиpования: поощрение, соревнование, например при формирование культурно – гигиенических навыков используем различные игры – соревнования «Наведём порядок в шкафчиках», «Чей стул самый аккуратный», у детей появляется стимул сделать работу качественно.  и т.д. одобрение, награждение.

Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания.

Социально - коммуникативное развитие очень тесно связано с речевым развитием, которое  играет большую роль при подготовке к школе. Речь как ведущее средство сопровождает все виды деятельности ребенка.

Составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

В процессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи.

Используются как сюжетные картины, где персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом: «Собака со щенятами», «На полянке»; так и предметные.

В группе собраны наборы сюжетных картин по темам «Весна», «Зима», «Работа людей осенью», «Птицы», «Животные» и другие по которым ведется индивидуальная и групповая работа.

Развитие речи посредством художественной литературы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В нашей группе оборудован книжный центр, в котором находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания. Имеются  дидактические и настольно-печатные игры. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русские народные сказки», «Здравствуй Новый год». Так же проводим речевые викторины, конкурсы по сказкам. На праздниках детям доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Развитие речи детей средствами дидактической игры.

Несомненно, дидактические игры являются важнейшим средством развития речи у детей. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Сейчас очень большой выбор дидактических игр в продаже, они очень хорошо оформлены, и дети с удовольствием в них играют: «Транспорт», «Домино», «Парные картинки», «Мой дом» и другие. Имеется картотека словесных речевых  игр и упражнений.

Для выбора дидактических игр учитывается уровень индивидуальной подготовленности ребенка.

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров – «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».

В результат этой работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.

Все знают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

Существуют несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

1. Игры с мелкими предметами.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В группах нашего сада есть уголок сенсорики. В них подобраны игры, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

2. Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе проходит тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтением стихов. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

3. Художественное творчество.

Уникальное средство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры,

цветная бумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Так же лепка необходима для развития мелкой моторики.

Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. Территория детского сада большая и разнообразная. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами, а мы, как педагоги им в этом помогаем. Следим за правильностью речи,  исправляем  речевые ошибки. Рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый. Играем на прогулке в речевые игры: «Погода какая?», «Назови ласково: птица – птичка, кошка – кошечка и т.д.». Таким образом, правильная организация прогулки является действенным средством развития речи детей.

Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье.

Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями.

Проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц и т.д. Консультации и советы, какие книги следует читать детям. Проводим тематические родительские собрания.

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму в школе, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи.

- Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала. Использую игры-упражнения, например «Эхо», воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют последнее слово каждой строчки. «Собери чемодан» дети называют предметы, которые они взяли бы в путешествие, задача детей перечислить предметы, которые называли предыдущие игроки и придумать свое слово.

-  Умение различать звуки речи на слух

Проводим дидактические и словесные игр «Узнай звук». Дети, услышав слово с определенным звуком должны хлопнуть в ладоши. Учатся находить  находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

-  Звуки бывают разные: речевые (продемонстрировать, что это те звуки, которые мы произносим: [А], [У], [П], [Р], [Л], [Б] и так далее. Звуков мы не видим, а вот буквы мы видим, пишем.) и неречевые звуки (продемонстрировать: послушать вместе с детьми звук проезжающей машины, звуки шум леса и так далее. Дети очень любят играть в игру «Что звучит?».

-  Дети должны понять разницу между понятиями «звук» и «буква» (если мы играем на слух, то это звуки) и всё время напоминать детям: «мы звук слышим и произносим, а букву видим и пишем ».

Как помочь детям понять, где в слове находится первый звук?

Изображаем  схематическую модель слова . У слова есть начало, середина и конец. Пусть несколько детей покажут, где находится первый звук.

Как помочь детям запомнить гласные и согласные звуки?

Гласные звуки – поются и когда мы их произносим, воздух выходит изо рта свободно.

Изготовить три домика: для гласных – красный домик, для твёрдых согласных – синий и для мягких согласных – зелёный.

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка.

 Связная речь

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы.

 Так же кратко хотелось б остановиться на Физическом развитии детей.

Цель физического воспитания – формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.

В детском саду работа по формированию физического развития ведется  следующим образом:

Проводятся

Физкультурные занятия

Утренняя гимнастика (которая, направлена на решение оздоровительных задач.)

Закаливающие процедуры (водные– являются эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

воздушные ванны – улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на организм.

солнечные ванны – так же благотворно влияют на организм ребенка)

Дыхательная гимнастика (улучшает носовое дыхание; ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей; улучшает состояние сердечно-сосудистой системы; улучшает зрение, память;)

Физкультминутки (проводятся на занятиях с целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности.)

Подвижные игры

Прогулки (основное назначение – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентироваться на местности.)

Самостоятельная двигательная

деятельность

Физкультурные праздники (это организация активного отдыха. Они доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания.)

Работа с родителями. ( Беседы, индивидуальные консультации, информационные стенды, родительские собрания о пользе ЗОЖ, , совместные праздники, конкурсы, соревнования «Папа, мама,я - Дружная семья»)

Таким образом, подводя итоги своему выступлению, можно сделать следующие выводы: ребенок, посещая детский сад, с помощью педагога приобретает и развивает в себе определенные умения и навыки, необходимые ему в начальной школе. В детском саду происходит становление личности ребенка, закладывается «фундамент» его познавательной и учебной деятельности, что и является основной целью педагога. Однако, этот процесс должен происходить в тесном взаимодействии с родителями и учетом индивидуальных особенностей ребенка. Без данной взаимосвязи невозможна успешная подготовка дошкольника к поступлению в первый класс.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Работа с родителями по развитию социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников через игру»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и с...

Современные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности «Социально – коммуникативное развитие» по правилам дорожного движения

С каждым годом в нашу жизнь все плотнее входят современные информационно-коммуникационные технологии.И в системе дошкольного образования в последнее время появляется возможность наряду с традиционными...

Современные формы работы с детьми по социально - коммуникативному развитию: интервью

Самостоятельность и инициативность - это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально - коммуникативн...

Основные формы и методы работы с детьми с ОВЗ по эмоциональной и социальной подготовке к школе

В современном обществе резко актуализируются многочисленные проблемы детства. Количество детей с раз­личными проблемами и особенностями  в физическом и психическом развитии  резко увелич...

Нейропсихологические методики в работе с детьми нуждающимися в коррекции речевого и психического развития

В презентации,сопровождающей мастер-класс, рассказывается о задачах и методах нейропсихологического воздействия при работе с детьми нуждающимися в коррекции речевого и психического развития....

Современные приемы и методы работы с детьми по подготовке к школе

Многие родители, отправляя детей в школу, расстраиваются из-за того, что ребенок не в полной мере раскрывает свои способности.По мнению ряда современных педагогов и психологов, методики преподавания в...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...