Буклет "Трудовое воспитание в ДОУ"
методическая разработка

Юлбарисова Гульнара Минехатовна

Памятка для воспитателей "Рекомендации по планировании работы по трудовому воспитанию дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_trud.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

ПРИМЕР:

Задача по обучению младших детей умыванию может быть сформулирована так: умываться — это мыть руки, лицо, вытираться полотенцем. Из перечня этих уже более конкретных трудовых задач воспитатель берет сначала одну, например мыть руки. В плане он должен не написать: «Учить детей мыть руки», а попытаться детализировать приемы, овладение которыми позволит малышу в конечном итоге выполнить требование «мыть руки». Значит, педагогу важно предусмотреть, какие конкретные действия должен совершить ребенок в процессе мытья рук.

При планировании, помимо указания цели (трудовой задачи), педагог отмечает, на что надо обратить внимание в процессе ее реализации ребенком (или детьми), учитывает образовательные и воспитательные задачи, осуществляемые в ходе выполнения трудовой цели.

Прежде всего, воспитатель планирует задачу по обучению детей трудовым навыкам: навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда, труда по уходу за растениями, например: «Предложить Косте и Наде полить цветы и протереть листья. Показать, как это делать, формировать соответствующие навыки».

Воспитание побуждающих мотивов трудовой деятельности — это один из главных моментов подготовки дошкольников к общественно значимому труду.

Планируя работу по трудовому воспитанию в любой возрастной, педагог должен взять конкретный объем труда, наметить одну частную задачу (или 2—3, если речь идет о совершенствовании, закреплении действий, об упражнении в нем).

Воспитатель должен постоянно отмечать в плане, какие мотивы он будет создавать и формировать.

ПРИМЕР:

В плане: «Привлечь к раздаче ложек Виталика. Похвалить за то, что помог няне в сервировке стола».

Или: «Предложить Жене сделать для детей  своей группы вертушки. Воспитывать желание и умение трудиться для других».

Подготовила:

Воспитатель МАДОУ Д/С 45 Юлбарисова Г.М.

г. Стерлитмамак

2022г.

«Планирование труда дошкольников»

Главная роль в организации труда дошкольника принадлежит воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу трудового воспитания.

Педагогический процесс требует системности, собранности, целеустремленности.

Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности на каждый день по организации труда дошкольников.

При планировании важно отметить следующие моменты:

  1. Указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок)
  2. Определить задачи, которые будут решаться взрослыми (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилия, делать работу самостоятельно, правильно)
  3. Продумать форму работы организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослыми, поручения, дежурства, труд рядом, общий или совместный труд).
  4. Наметить основные методические приёмы, которые позволят решить образовательные задачи (положительный пример взрослых, ребенка, показ действий, положительная оценка, привлечение ребенка для помощи другому, место педагога в процессе труда)
  5. Указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы
  6. Наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать с кем из детей она будет проводиться, чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической  деятельности при организации труда детей воспитатель должен хорошо себе представлять уровень развития трудовых  умений каждого ребенка и группы.

Планируя работу по трудовому воспитанию в любой возрастной группе, педагог должен на конкретный объём труда наметить одну частную задачу.

Требования к планированию трудовой деятельности дошкольников:

1. Планированию подлежит труд, организуемый со всеми детьми (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, в саду, совместный труд взрослых и детей).

Планируется и проводится один раз в неделю.

2. Планируется труд, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных в уголке природы, по подготовке к занятиям, по столовой, ручной и самообслуживающий труд) и ежедневно (поручения).

Труд планируется либо эпизодически, либо каждый день.

3. Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневной или вечерней прогулки.

Труд планируется ежедневно.

       

В процессе выполнения индивидуальных поручений, ребенок все делает сам от начала до конца, не вступая в контакт с другими детьми. Воспитатель должен учитывать эту возможность для формирования определенных личностных качеств, для обучения приемам трудовой деятельности, навыкам ее планирования и организации.

ПРИМЕР:

В плане конкретные задачи: «Поручить Сереже (старший дошкольник) потереть листья фикуса. Показать, как это делать. Воспитывать аккуратность в работе. Вместе с Виталиком (младший дошкольник) протереть листья фикуса. Показать ему прием протирания крупного кожистого листа. Приучать к трудовому усилию».

Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений.

Все эти воспитательно-образовательные моменты должны стать предметом внимания воспитателя при планировании конкретных задач.

Большое внимание следует уделить планированию работы по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Необходимо намечать такие задачи: 

  • воспитывать интерес к труду взрослых;
  • воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда;
  • формировать стремление оказывать взрослому посильную помощь.

ПРИМЕР:

Педагог может планировать примерно так: «Обратить внимание малышей на трудовые действия няни (что она делает), на качество выполняемых действий. Воспитывать интерес к труду няни».

Следует планомерно осуществлять работу по воспитанию положительных отношений между детьми в процессе труда, умений работать дружно и согласованно, проявлять заботу о товарище, направлять усилия на общее дело, прислушиваться к советам и замечаниям сверстника.

ПРИМЕР:

В плане сформулировать так: «Принять участие в труде по уборке групповой комнаты. Показать детям, как нужно проявлять внимание к работающим рядом, в чем оно может быть выражено.

Учить детей справедливо оценивать работу товарищей, стараться рассказывать о том, что им удалось, что достигнуто.

Воспитывать умение радоваться успеху сверстников».

Трудовое воспитание осуществляется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении. 

Это позволяет педагогу планировать работу по трудовому воспитанию в разное время дня:

  • в утренние часы до завтрака,
  • на прогулке,
  • вечернее время (после дневного сна).

Воспитатель должен не менее 2–3 раз в день фиксировать внимание на трудовом воспитании и планировать свою работу на неделю. Ежедневно планируется трудовая деятельность детей на прогулке в разное время года.

ПРИМЕР НА ПРОГУЛКЕ:

Дети младшей группы принимают участие в посадке лука, гороха, поливке гряд и клумб с цветами, собирают урожай на своих грядках.

Осенью они:

  • собирают и сгребают опавшие листья.
  • собирают для игр желуди, листья;
  • помогают воспитателю собрать песок после игры.

В зимнее время сгребают снег лопатками на дорожке, помогают подкармливать птиц.

Более разнообразным становится содержание трудовой деятельности детей пятого года жизни на участке.

Воспитатель может намечать такую работу:

  • подбирать букеты из осенних цветов и листьев,
  • собирать семена цветов (на клумбах),
  • подкармливать птиц;
  • расчищать от снега кормушки или стол;
  • собирать граблями сухую прошлогоднюю траву.

Детей привлекают к посеву крупных семян цветов и овощей (огурцы, свекла, редис, ноготки), поливка лука, редиса.

Дети принимают участие в сборе овощей, фруктов, пересадке с клумб астр, в сборе сухих листьев на участке.

Зимой сгребают снег под деревья; расчищают от снега площадку для игр; посыпают дорожки песком; расчищают от снега ледовые дорожки.

 Весной работа детей на огороде и в цветнике.

Для детей старшего дошкольного возраста воспитатель планирует более сложные виды работ, в основном в форме коллективного труда.

Осенью дети собирают семена цветов, листья для гербария, готовят огород к следующему году (сгребание сора, листьев, ботвы), заготовке земли для выращивания растений в уголке природы зимой, развешивание кормушек для птиц.

Весной дети раскидывают снег, чтобы быстрее растаял, прокапывают канавки для ручейков. Работа по высаживанию рассады на грядки.

Летом детей подвязывают стебли помидоров, гороха, собирают урожай фруктов и ягод в саду. Прополка сорняков в цветнике и на огороде.

Все эти виды труда планируются во время дневной прогулки.

 Но иногда работа должна проводиться в вечернее время.

ПРИМЕР:

Поливка огорода, цветника (во время вечерней прогулки).

Один раз в неделю воспитатель планирует для детей 6–7 лет коллективную уборку групповой комнаты.

Эпизодическое планирование охватывает практически все формы организации труда детей: поручения, дежурства, коллективный труд.

Это дает возможность решать разнообразные задачи трудового обучения и воспитания. 

Педагог должен помнить о своеобразии каждой из форм, в которых труд может быть организован, и в связи с этим намечать специальные задачи.

Организация всех видов дежурств, связывается с совершенствованием трудовой деятельности детей, развитием навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе, а также формированием общественных мотивов труда.

ПРИМЕР:

В  план: «Проследить за работой дежурных по подготовке к занятиям, оценить ее. Подчеркнуть, что дети сделали верно, вселить уверенность, вызвать стремление к самостоятельности». Или: «Привлечь внимание к деятельности дежурных по столовой, показать пользу и необходимость их труда для всех. Воспитывать у малышей желание быть дежурными».

Дежурство предполагает участие нескольких детей и может строиться как труд рядом, общий и совместный труд.

При планировании коллективных видов труда предусматриваются задачи воспитания:

  • взаимопомощи,
  • взаимной требовательности,
  • взаимной ответственности,
  • товарищеских взаимоотношений детей,
  • деловитость,
  • упорство в достижении цели,
  • трудолюбие,
  • самостоятельность.

Ручной и хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста, труд в природе воспитатель планирует и организует по-разному, прежде всего выявляя желающих:

  • «Кто хочет помочь малышам одеться?»;
  • «Кто хочет вместе со мной подготовить все необходимое для занятия по аппликации на завтра?»

Но чаще труд планируется с определенной целью – вовлечь некоторых детей в организованную деятельность из воспитательных соображений.

ПРИМЕР:

 «Предложить Кате навести порядок в сарайчике, где хранится садовое оборудование, вынести и просушить ведра, лейки, очистить от земли лопаты, весь инвентарь разложить на определенные места. Добиваться аккуратности, тщательности в работе, ответственного отношения к делу».

Планирование не должно быть жестким, поскольку оно будет ограничивать возможности детей в свободное и удобное время принять участие в труде с интересующим их материалом.

Как следует планировать эту работу с детьми по ручному труду?

Примерно 2–3 раза в неделю с небольшой подгруппой детей (3–6) в часы после дневного сна, когда остальные заняты самостоятельной деятельностью, игрой, например: «Привлечь детей к изготовлению коробок для природного материала. Добиваться аккуратности. Воспитывать желание делать необходимые для работы вещи».

 Или: «Организовать работу нескольких детей по изготовлению предметов для игры в «кафе»: оформить аппликацией из ткани фартуки и кокошники для «официанток». Обратить внимание на то, чтобы Наташа и Лена доводили работу до конца».

Эпизодически нужно планировать беседу с детьми о том, как они сегодня (вчера) трудились (какая работа была более интересной и почему, дружно, слаженно ли работали, помогали ли, какого результата добились, какую пользу своим трудом принесли окружающим).

В плане нужно предусматривать совместную работу взрослых и детей по подготовке атрибутов для игры, по подготовке материалов для занятий. При планировании совместной работы детей со взрослыми, надо намечать конкретные формы участия воспитателя в этой деятельности (участника, советчика, помощника, организатора).

Требования к планированию трудовой деятельности дошкольников:

1. Планированию подлежит труд, организуемый со всеми детьми (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, в саду, совместный труд взрослых и детей).

Планируется и проводится один раз в неделю.

2. Планируется труд, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных в уголке природы, по подготовке к занятиям, по столовой, ручной и самообслуживающий труд) и ежедневно (поручения).

Труд планируется либо эпизодически, либо каждый день.

3. Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневной или вечерней прогулки.

Труд планируется ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...