Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Права и обязанности ребёнка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Терентьева Ольга Викторовна

Конспект НОД «Права ребенка»

в старшей группе.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цели: развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

Формировать представление о собственных правах.

Задачи: продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ранее;

Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;

Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.

Предварительная работа: знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения  прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут  родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Рассказ о значении имен детей, обсуждение пословиц и поговорок об имени, семье и жилье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Права ребенка»

в старшей группе.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цели: развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

Формировать представление о собственных правах.

Задачи: продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ранее;

Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;

Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.

Предварительная работа: знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения  прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут  родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Рассказ о значении имен детей, обсуждение пословиц и поговорок об имени, семье и жилье.

 

                                          Ход занятия:

1 часть

Все берутся за руки и проговаривают:

 

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

 

Воспитатель: - Сегодня мы с вами обсудим серьезную тему

«Права ребенка».

Но сначала давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И  красиво мы сидим.

  Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад?

  Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут?

  Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?

         Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, в 1989 написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». (Слайд 2)  Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности. И мы все в равной степени должны их выполнять.

А вы знаете, какие права есть у детей? (Слайд 3)

Воспитатель

Знают взрослые и дети,

Да и вам узнать пора,

Что у всех на белом свете

Есть законные права.

И не важно, где живёшь ты,

Кто богаче, кто бедней,

И какого цвета кожа -

Право ты имеешь то же,

Что и каждый из людей.

 

2 ч . Право на жизнь

Воспитатель приносит сундучок, в котором лежат предметы-символы.

Воспитатель:  Здесь, в этом сундучке,  лежат предметы-подсказки, по которым вы догадаетесь, о каком праве идет речь.

Достается из сундучка картинка с изображением солнца.

- Что символизирует солнце? О каком праве мы с вами будем говорить? (Право на жизнь).

- Первое и самое главное право – это Право на жизнь. (Слайд 4).

   - Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? (Каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция). Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.)

- От  чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право?

Научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение “Птенец”.

                                        Упражнение “Птенец”.

– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!

Ребята, а вы знаете сказки, в которых нарушается право на жизнь сказочных героев? («Волк и семеро козлят», «Колобок»)

3. Право на имя.    (Слайд 5)

Из сундучка достается загадка…

- Ребята, отгадайте загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

Воспитатель. 

- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

         Воспитатель: А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово -собственное название каждого человека.

- Ребята, когда человек рождается, ему выдаётся документ, в нём записываются  (фамилия, имя, отчество  ребенка и его родителей). Это свидетельство о рождении.

- А бывает так, что у ребенка нет имени? (Нет, без имени нельзя обойтись. Человек живет среди людей,  и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени).

- А сколько имен может иметь человек? (Одно имя). Правильно.

- А как вы понимаете пословицу «У милого дитяти несколько имен» (имя можно изменять, называя людей ласково).

- Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.

                       

                                   Игра «Назови ласково» 

 (Дети, сидя на  стульчиках, передают по кругу мяч, называя ласково друг друга).

- А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение. Например, Наталия – родная, Виктор – победитель, Ольга – святая.

Ребята, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Значение имени можно узнать в словаре имён.

- Фамилия человека тоже может что-то обозначать. Например, русская фамилия Иванов обозначает  то, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном кузнеца.

- У граждан нашей страны кроме имени и фамилии есть еще и отчество. Кто дает отчество ребенку? (отец). Правильно, если папу зовут Владимиром, то у ребенка будет отчество Владимирович.

- А можно по имени определить, чье это имя: взрослого или ребенка? (да, детей называют коротким именем, а взрослых по имени и отчеству).

- А вы знаете, как будут вас называть, когда вы станете взрослыми?

Игра «Представься». Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, тот, у кого окажется мяч,  должен сказать «Меня зовут….» .

4 часть. Право на семью. (Слайд 6)

-А кто вам дал имя? Мама и папа, ваша семья. (Воспитатель достает из сундучка фотографию семьи). Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: (Право на семью). Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии  ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение.

Семья - это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже семьи ничего в жизни нет.

-  Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (Мама)

 

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (Папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (Бабушка)

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (Братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (Сестренка)

 

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (Дед)

 

Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

 

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

 

 Семья – это главное в жизни человека. Недаром сложено много пословиц о семье. А какие вы пословицы знаете о семье?

Кто живет ладно, у того все складно.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

 

  Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право жить в семье. Но кроме прав у вас есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

Дети:

-Я обязан убирать за собой игрушки после игры.

 -Я заправляю постель.

 -Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.

 -Дети обязаны слушаться своих родителей.

 

4 частьПраво на жилье. (Слайд 7)

Воспитатель достает из сундучка игрушечный домик.

- Ребята, какое право символизирует этот домик? (Право на неприкосновенность жилища).

- Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (Ответы детей).

- Ребята, вы должны помнить, что в доме с тобой проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?

-вытирай ноги, входя в дом;

- не бросай мусор на лестнице и на лестничной площадке;

- не пиши и не черти на стенах;

- не играй и не шуми на лестнице;

- не играй дома в мяч, не кричи, не стучи по батареям, не включай звук телевизора или музыкального центра слишком громко.

Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (Дети отвечают)

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

Воспитатель:

-А сейчас ребята мы отгадаем загадки и узнаем, какие ещё права мы имеем:

1. Если заболело ухо

Если в горле больно, сухо

Не волнуйся и не плачь

Ведь тебе поможет ….. (Врач).  (Слайд 8)

2.Чтобы вырасти успеть

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья.

Мы использовать должны

Право на …….. (Образование).  Слайд 9

  1. Мама работала, папа трудился

А я в детском садике всё находился.

Все, кто устал от работы нелёгкой

Полное право имеют на ….. (Отдых).   Слайд 10

5 часть. Итог.

Ребята, давайте вспомним, о каких правах детей мы сегодня с вами поговорили.

Вспомните, в каких сказках нарушаются право на жизнь? (Колобок, Волк и семеро козлят)

-право на семью? ( Гуси-лебеди, маша и медведь)

- право на неприкосновенность жилища (Три поросенка, Теремок, Заюшкина избушка)

Ребенок читает стихотворение

Каждый ребёнок право имеет

Лечиться в больнице, если болеет,

Право на питание, на образование,

Право на внимание, на место проживания,

Право имеет на имя красивое,

На радость, на счастье, на детство счастливое.

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Поэтому, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.

Мы еще раз встретимся с этой книгой – Конвенцией о правах ребенка - и она познакомит нас с другими правами. А на сегодня наше занятие окончено.

- До свидания! (Звучит песня «Солнечный круг»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Детям о войне»

Огромное значение для патриотического воспитания ребенка имеет знание истории страны....

Конспект организации ННОД детей старшей группы По теме: «Береги свои глаза» Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска Битяйкина Людмила Петровна.

http://Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»  Формировать свободное общение с взрослыми и детьми  Ввести детей в проблемную ситуацию, ...

Конспект экскурсии для детей старшей группы «Правила дорожные детям знать положено».

В начавшемся году в рамках проекта «Улучшение качества дошкольного образования: Стартуй», 7 сентября прошла экскурсия к проезжей части Ильинского шоссе «Правила дорожные детям з...

Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле».

Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле».  Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», ...

Анкета для родителей детей старшей группы на тему: «Речь Вашего ребёнка»

Перечань вопросов для выявленияречевого развития ребёнка....