Воспитание любви к Родине через художественные образы русских поэтов в условиях ДОУ
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ставицкая Инна Владимировна

Ставицкая Инна Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №6 пгт. Тымовское»

 

 

Воспитание любви к Родине через художественные образы русских поэтов в условиях ДОУ
 

            Известный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:

«…Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, является художественная литература.

Заучивая с детьми стихотворения о Родине В.Степанова, В.Орлова, З.Александровой – помогаю детям понять смысл стихотворения «Родина бывает разная, но у всех она одна» ( т.е Родина – огромная, большая, непобедимая, прекрасная, могучая. красивая, родная, необъятная, но она одна, как у каждого человека одна мама, один папа так и Родина у каждого бывает одна. И в нашей большой стране, есть место, где мы родились и живем вместе с мамой, папой – это малая Родина. И любовь маленького ребенка к Родине прежде всего начинается с отношения к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке.

В детях нужно воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например, к бабушке и прекрасной иллюстрацией в данном случае служить стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа».   

Особенно сильное воспитательное воздействие на детей оказывают рассказы Н.Носова,  В.Драгунского, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми.  

В дошкольном возрасте никак не обойтись без сказок В.Г.Сутеева. Он является первым учителем для детворы, поэтому его сказки очень поучительны для детей. И знакомство с творчеством В.Г.Сутеева начинаю со второй младшей группы. Читая сказку или просматривая  мультипликационный фильм, дети узнавали, что в сказках живут серьёзные, обстоятельные зверюшки. Читать их не только увлекательно, но и полезно. В сказках рассказывается о доброте, смекалке и дружбе. Дети это понимают и осознают. Сказки для детей – маленькие по содержанию, читаются легко и быстро запоминаются поэтому дети с удовольствием драматизируют сказки, рисуют и лепят героев. Сказки заставляли детей думать, кто прав, кто виноват, как бы ребёнок поступил на месте героя. Ведь каждая сказка имеет мораль, вывод, который делают сами дети.

    Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского. С ранних лет знакомлю ребят с творчеством Корнея Ивановича. Оно приносят детям радость, а герои остаются в памяти на всю жизнь. В своих книгах детский писатель очень осторожно высмеивает неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Федора, Бармалей, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность. Из этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное воспитание – это часть патриотического.

    Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака, так как его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как «Детки в клетке», «Вот какой Рассеянный», «Багаж» – на лице у ребёнка появляется улыбка.

   Так как С. Я. Маршак писал обо всём на свете, считаю, что его книги учат добру, честности, трудолюбию, отваге, что необходимо для воспитания подрастающего поколения.

                     «Пусть каждый день и каждый час
                       Вам новое добудет.
                       Пусть будет добрым ум у вас.
                       А сердце умным будет”.

Так завещал детский писатель своим друзьям – детям.

   В старшей группе я знакомила детей с творчеством С. В. Михалкова, т.к его творчество полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому стихи - патриотичны. (С.В.Михалков является автором гимна России.)

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. В стихотворении «А что у вас?» мысль о том, что создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка. Целое занятие можно посветить чтению стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», а затем беседе по нему. Чтению отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит в детях чувство гордости за свою армию.

    Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева, А. Твардовского, А.Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – считаю являются высокохудожественным средством воспитания любви к Родине.

     Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. И мы знакомим детей старшего дошкольного возраста с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть отрывки из сказок, показывают инсценировки («Разговор Елисея с ветром», «Три девицы под окном», «Разговор с зеркальцем»), выбирая для себя подходящие роли, изготавливают поделки к сказкам, участвуют в играх-викторинах и литературных вечерах.

     Читая и заучивая с детьми стихи А.С.Пушкина даю возможность детям не только наслаждаться его творчеством, но и совершить незабываемое путешествие в волнующий мир русской природы, которая оживает в своей пленительной красоте.

    Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине.

    Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. И читая рассказы и сказки авторов, голосом, жестом, интонацией как бы рисую картину природы, учу наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.   

    Познать природу во всем ее многообразии детям помогает литературное творчество В. Бианки, Н.Н.Сладкова, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского, Г.А.Скребитского.

    Эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром. Например, образ березы ярко описан в стихотворении М. Прокофьева «Береза»:

               Люблю березку русскую,

               То светлую, то грустную,

                В светлом сарафанчике,

                С платочками в карманчиках.

Или «Белая береза» С. Есенина –

          … На пушистых ветках

               Снежною каймой

                Распустились кисти

                Белой бахромой…

       И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.

      В детском саду использую целый  ряд комплексов по воспитанию любви к Родине с использования художественных произведений: литературные проекты; выставки литературных произведений; художественные выставки; театрализованная деятельность; конкурсы чтецов; литературные вечера; игры-викторины; квесты; дидактические игры и конечно же непосредственная образовательная деятельность. Каждый комплекс направлен на воспитание ребенка, такое углубленное изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, за своё Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей умнее и добрее, сознательнее и отважнее, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам. Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.

 

 

       

 

 

 

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stavitskaya_doklad_rch.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ставицкая Инна Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №6 пгт. Тымовское»

 

Воспитание любви к Родине через художественные образы русских поэтов в условиях ДОУ

            Известный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:

«…Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, является художественная литература.

Заучивая с детьми стихотворения о Родине В.Степанова, В.Орлова, З.Александровой – помогаю детям понять смысл стихотворения «Родина бывает разная, но у всех она одна» ( т.е Родина – огромная, большая, непобедимая, прекрасная, могучая. красивая, родная, необъятная, но она одна, как у каждого человека одна мама, один папа так и Родина у каждого бывает одна. И в нашей большой стране, есть место, где мы родились и живем вместе с мамой, папой – это малая Родина. И любовь маленького ребенка к Родине прежде всего начинается с отношения к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке.

В детях нужно воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например, к бабушке и прекрасной иллюстрацией в данном случае служить стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа».  

Особенно сильное воспитательное воздействие на детей оказывают рассказы Н.Носова,  В.Драгунского, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми.  

В дошкольном возрасте никак не обойтись без сказок В.Г.Сутеева. Он является первым учителем для детворы, поэтому его сказки очень поучительны для детей. И знакомство с творчеством В.Г.Сутеева начинаю со второй младшей группы. Читая сказку или просматривая  мультипликационный фильм, дети узнавали, что в сказках живут серьёзные, обстоятельные зверюшки. Читать их не только увлекательно, но и полезно. В сказках рассказывается о доброте, смекалке и дружбе. Дети это понимают и осознают. Сказки для детей – маленькие по содержанию, читаются легко и быстро запоминаются поэтому дети с удовольствием драматизируют сказки, рисуют и лепят героев. Сказки заставляли детей думать, кто прав, кто виноват, как бы ребёнок поступил на месте героя. Ведь каждая сказка имеет мораль, вывод, который делают сами дети.

    Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского. С ранних лет знакомлю ребят с творчеством Корнея Ивановича. Оно приносят детям радость, а герои остаются в памяти на всю жизнь. В своих книгах детский писатель очень осторожно высмеивает неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Федора, Бармалей, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность. Из этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное воспитание – это часть патриотического.

    Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака, так как его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как «Детки в клетке», «Вот какой Рассеянный», «Багаж» – на лице у ребёнка появляется улыбка.

   Так как С. Я. Маршак писал обо всём на свете, считаю, что его книги учат добру, честности, трудолюбию, отваге, что необходимо для воспитания подрастающего поколения.

                     «Пусть каждый день и каждый час
                      Вам новое добудет.
                      Пусть будет добрым ум у вас.
                      А сердце умным будет”.

Так завещал детский писатель своим друзьям – детям.

   В старшей группе я знакомила детей с творчеством С. В. Михалкова, т.к его творчество полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому стихи - патриотичны. (С.В.Михалков является автором гимна России.)

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. В стихотворении «А что у вас?» мысль о том, что создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка. Целое занятие можно посветить чтению стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», а затем беседе по нему. Чтению отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит в детях чувство гордости за свою армию.

    Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева, А. Твардовского, А.Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – считаю являются высокохудожественным средством воспитания любви к Родине.

     Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. И мы знакомим детей старшего дошкольного возраста с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть отрывки из сказок, показывают инсценировки («Разговор Елисея с ветром», «Три девицы под окном», «Разговор с зеркальцем»), выбирая для себя подходящие роли, изготавливают поделки к сказкам, участвуют в играх-викторинах и литературных вечерах.

     Читая и заучивая с детьми стихи А.С.Пушкина даю возможность детям не только наслаждаться его творчеством, но и совершить незабываемое путешествие в волнующий мир русской природы, которая оживает в своей пленительной красоте.

    Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине.

    Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. И читая рассказы и сказки авторов, голосом, жестом, интонацией как бы рисую картину природы, учу наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.   

    Познать природу во всем ее многообразии детям помогает литературное творчество В. Бианки, Н.Н.Сладкова, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского, Г.А.Скребитского.

    Эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром. Например, образ березы ярко описан в стихотворении М. Прокофьева «Береза»:

               Люблю березку русскую,

               То светлую, то грустную,

                В светлом сарафанчике,

                С платочками в карманчиках.

Или «Белая береза» С. Есенина –

          … На пушистых ветках

               Снежною каймой

                Распустились кисти

                Белой бахромой…

       И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.

      В детском саду использую целый  ряд комплексов по воспитанию любви к Родине с использования художественных произведений: литературные проекты; выставки литературных произведений; художественные выставки; театрализованная деятельность; конкурсы чтецов; литературные вечера; игры-викторины; квесты; дидактические игры и конечно же непосредственная образовательная деятельность. Каждый комплекс направлен на воспитание ребенка, такое углубленное изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, за своё Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей умнее и добрее, сознательнее и отважнее, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам. Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.

       

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

"Воспитание любви к Родине через природу родного края"

Консультация направлена на то, чтобы привлечь детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, способствует активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, мил...

Консультация Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края.

Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей ж...

Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»

Данная  работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...

Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста

laquo;Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.Целью духовн...