Методические рекомендации «Формирование представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Великанова Кристина Андреевна

Методические рекомендации «Формирование представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx63.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 19

Методические рекомендации

«Формирование представлений о родном крае посредством
виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»

Авторы: воспитатель I квалификационной категории Великанова Кристина Андреевна воспитатель Кустова Анастасия Андреевна

Ангарск, 2021 г.

Аннотация

  1. Введение
  1. Актуальность.
  2. Цели и задачи.
  3. Планируемый результат.
  1. Основная часть.
  1. Структура Виртуальной экскурсии.
  2. Классификация виртуальных экскурсий в ДОУ.
  3. Требования к виртуальной экскурсии.
  4. Особенности использования виртуальных экскурсий.
  1. Список литературы.

Приложение 1. Варианты виртуальных экскурсий для детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 2. Варианты конспектов к занятиям с использованием виртуальных экскурсий.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра»

Джона Дьюи

Методические рекомендации содержат эффективные варианты использования виртуальной экскурсии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем. Предназначены для воспитателей групп старшего дошкольного возраста, студентов педагогического колледжа, родителей.

  1. Введение.
  1. Актуальность.

В современном мире, прежде всего, педагоги должны быть заинтересованы в социальном развитии ребенка. Ведь главная задача людей раскрыть детям окружающий их мир, показать его «изнутри», дать ребенку осознать свою значимость в обществе. Воспитать любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи.

Ориентируясь на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, педагог должен понимать и учитывать интересы современных детей, находить более новые и нестандартные идеи по организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Ведь очень важно увлечь детей, раскрыть им тайны окружающего мира.

Современные дети с самого рождения сталкиваются с высокотехнологичными достижениями общества (планшеты, компьютерные игры, смартфоны и т.д). Дети хорошо информированы, имеют высокую потребность к восприятию информации и, поэтому использование только традиционных подходов (беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, дидактические игры и т.д.) в работе с детьми по ознакомлению с родным краем, на наш взгляд, недостаточно. Мы считаем, что применение информационно-коммуникационных технологий при знакомстве детей с родным краем позволит вызвать у них более устойчивый интерес, получить более полную и интересующую детей информацию о родном крае.

Современные педагоги активно применяют технические средства для разнообразной и увлекательной работы с воспитанниками, используя различные формы. И одна из них - виртуальная экскурсия.

Если говорить об экскурсиях, то в переводе с латинского, оно трактуется как посещение какого - либо места или объекта с целью его изучения. Данная форма обучения появилась еще в конце XVII века.

В связи с нынешними условиями такая форма организации образовательного процесса стала проводиться нечасто, поскольку она требует серьезной организационной подготовки и большого количества разрешающей документации с учетом безопасного пребывания детей за территорией детского сада.

Если говорить о семейных экскурсиях, то далеко не каждая семья может позволить себе путешествовать, посещать разные города и достопримечательности своего родного края.

Педагог-исследователь Силина Е.Н. отмечает, что виртуальная экскурсия, как форма обучения, отличается от традиционной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и т.д.) с целью самостоятельного наблюдения за этими объектами.

Применяя различные мультимедийные технологии, виртуальная экскурсия только усилит мотивацию детей по ознакомлению с родным краем. С помощью такой формы можно посетить любые города, поселки и села, не выходя из детского сада: Иркутск, Ангарск, Хомутово и другие. Познакомиться с различными историческими объектами: Свято-Троицкий храм, Спасский храм, часовни, старинные дома. «Отправиться» в лесное путешествие и понаблюдать за животными в их естественной среде, познакомиться с растительным миром родного края.

  1. Цель методической разработки - представление практического материала по использованию виртуальной экскурсии для организации образовательной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Задачи:

  1. Познакомить с теоретическими основами использования виртуальных экскурсий в работе с детьми.
  2. Представить вариант календарно-тематического плана использования виртуальных экскурсий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
  3. Познакомить с вариантами виртуальных экскурсий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
  1. Планируемый результат.

В процессе использования данной методической разработки педагоги смогут оптимизировать педагогическую деятельность, направленную на ознакомление детей с родным краем.

  1. Основная часть

Козлова С.А. утверждает, что окружающий мир - это люди, природа, объекты. То есть, то, что окружает ребенка. Поэтому целесообразно знакомить детей с родным краем учитывая их социальный мир и ориентироваться на психологические особенности каждого ребенка.

Используя компьютерные технологии в ДОУ, можно организовать и провести занимательные и увлекательные виртуальные экскурсии. Однако теоретических обоснований по использованию данного средства в данное время недостаточно. Среди практических публикаций можно выделить исследования Силиной Е.Н.

По мнению Силиной Е.Н. виртуальная экскурсия - это форма обучения, которая отличается от традиционной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью самостоятельного наблюдения за этими объектами.

Такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  • погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;
  • не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;
  • разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует ознакомлению с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
  • автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;
  • помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями;
  • доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий - всё это является преимуществами виртуальных экскурсий.
  1. Этапы создания виртуальной экскурсии:
  1. Выбор темы (определяется по запросам детей, к примеру, на утреннем круге; по теме недели; по годовым задачам ДОУ).
  2. Формулировка цели и определение задач экскурсии (формулирует взрослый).
  3. Подборка литературы (взрослый подбирает по тематике виртуальной экскурсии).
  4. Определение источников экскурсионного материала (взрослый находит различные материалы, которые необходимы для экскурсии).
  5. Отбор и изучение экскурсионных объектов (задача взрослого найти правильный контент, четкие иллюстрации, красочные, высокого разрешения).
  6. Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда (с помощью компьютерных программ, например, Microsoft PowerPoint, киностудия, Windows Movie Maker и другие, взрослый создает виртуальную экскурсию по своему плану).
  7. Подготовка текста экскурсии (взрослый продумывает ход своей речи, составляет план, конспект или технологическую карту. Рассказ должен быть лаконичным, понятным и кратким).
  8. Определение техники ведения виртуальной экскурсии (на данном этапе взрослому необходимо продумать о приемах увлечения, паузах, физминутках).
  9. Показ экскурсии (взрослый проводит виртуальную экскурсию).

После показа виртуальной экскурсии можно обсудить с детьми (беседа), включить продуктивную деятельность (рисование, лепка), необходимо систематизировать увиденное, поделиться впечатлениям.

  1. Классификация виртуальных экскурсий в ДОУ.

По содержанию можно выделить несколько видов виртуальных экскурсий:

  • обзорные - данный вид экскурсий объединяет сразу несколько элементов, которые подчинены одной теме;
  • тематические - подразумевается, что экскурсия будет посвящена узкой одной теме;
  • биографические - в этих экскурсиях говорится о выдающихся людях, рассказывается о их жизни.
  1. Требования к виртуальным экскурсиям:
  • показ виртуальной экскурсии требует активных действий от экскурсовода (взрослый);
  • логическая последовательность показа иллюстраций, а также сюжетность;
  • рассказа экскурсовода (взрослого) должен быть последовательный, краткий, доступно изложенный и сопровождаться зрительному ряду;
  • язык экскурсовода (взрослого) должен соответствовать следующим критериям: ясность, точность, доступность и чистота речи;
  • при подборе контента, стоит обратить внимание на возрастную группу детей, качество иллюстраций (они должны быть высокого разрешения), количество анимационных эффектов (использовать их как можно меньше);
  • музыкальное сопровождение использовать только в том случае, где речь экскурсовода (взрослого) прерывается.
  1. Особенности использования виртуальных экскурсий.

Виртуальная экскурсия применяется педагогами в непосредственнообразовательной деятельности с детьми.

Виртуальную экскурсию по ознакомлению детей с родным краем мы планируем в I половину дня и во II половину дня. Продолжительность составляет 1015 минут. А также не более 3 раз в неделю.

По форме и содержанию в учреждении проводятся экскурсии 2-х видов: фотопутешествие (фотографии, репродукции картин, оформленные в виде электронных презентаций) и видеоэкскурсия (видеоролики, готовые или составленные педагогами самостоятельно). Возможен вариант совмещения в одной виртуальной экскурсии фото и видеоматериалов.

Опираясь на требования СанПиН, экран (интерактивная доска) находится на уровне глаз детей или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см, мебель должна подходить по росту, в группе необходим достаточный уровень освещенности. После просмотра материалов экскурсии обязательно проведение зрительной гимнастики с целью снятия напряжения, предупреждения утомления, улучшение кровообращения.

  1. Методика проведения виртуальной экскурсии:
  1. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительные беседы педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
  2. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык.
  3. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ.
  4. Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогают разнообразить использование викторин, игр, конкурсов, соревнований. Это позволяет сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.
  5. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволяет использование музыкального сопровождения, художественных образов.
  6. В экскурсию можно вставить практическую, продуктивную деятельность, в процессе которой педагоги учат ребят сделать что-то своими руками. Чаще всего это рисунки, поделки, аппликации. Эти работы затем выставляются в раздевальных помещениях, оформляем выставки для родителей.
  7. Как любая образовательная деятельность виртуальная экскурсия предполагает подведение итога, в ходе которого делаются выводы, обобщения. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно-тематического принципа. Это позволяет сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Поэтому мы предлагаем вариант календарно-тематического планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем с помощью виртуальной экскурсии.

Дата

Тема недели

Содержание работы

Название виртуальной экскурсии

Сентябрь

«Мой        любимый

детский сад»

Познакомить        детей        с

биографией первого директора Ангарского электролизного химического        комбината

Новокшенова        Виктора

Фёдоровича, его вкладом в развитие города Ангарска. Дать возможность        детям

самостоятельно ответить на вопрос «Почему улица, которая находится рядом с нашим детским садом, названа именем Новокшенова?»

Биографическая экскурсия «Его именем названа улица нашего города»


Октябрь

«Байкал        -

жемчужина Сибири»

Познакомить        детей        с

особенностями озера Байкал: его        местоположением,

размерами,        животным        и

растительным        миром,

легендами. Дать возможность детям самостоятельно ответить на вопрос «Чем Байкал отличается от других озер?»

Обзорная экскурсия «Байкал - жемчужина Сибири»

Ноябрь

«Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о зимующих        и        перелетных

птицах родного края, их внешнем виде, повадках, образе жизни.

Обзорная        экскурсия

«Путешествие в Птицеград»

Декабрь

«Новогодний праздник»

Познакомить детей с обычаями и        традициями        коренных

народов Восточной Сибири: бурятов, хакасов, якутов. Дать возможность        детям        найти

сходства        и        различия        в

праздновании Нового года разных народов.

Обзорная экскурсия «Прикладное искусство коренных народов Сибири»

Январь

«Транспорт»

Познакомить детей с историей Ангарского трамвая. Рассказать о его значении для жителей города,        с        обязанностями

водителя трамвая. Познакомить с маршрутами современных трамваев, трамвайным депо.

Тематическая        экскурсия

«Ангарский трамвай»

Февраль

«День        защитника

Отечества»

Познакомить детей с музеями, памятниками        мемориалами,

посвященными воинской славе: Памятник        воинам        -

победителям первостроителям Ангарска, Памятник воинам, погибшим        в        локальных

конфликтах        «Бронзовый

солдат», монумент «Голуби мира», Музей Победы, Музей Воинской Славы МОУ СОШ № 37. Рассказать о значении подвига        воинов        для

современных людей.

Тематическая экскурсия «Места, хранящие память о героях»

Март

«Всемирный день поэзии и театра»

Познакомить        детей        с

культурными объектами города Ангарска: Дворец культуры «Нефтехимик», Дом культуры «Современник», с их работой, театральными        профессиями,

показать, как выглядят сцена и зрительный зал, гримерная, костюмерная, гардероб.

Обзорная экскурсия «Важные здания моего города»


Апрель

«День космонавтики»

Познакомить детей с планетами Солнечной системы, напомнить о деятельности космонавтов, познакомить с космонавтом Иванишиным Анатолием Александровичем - нашим земляком.

Тематическая экскурсия «Полет в космос»

Май

«Мой город - Ангарск»

  1. Познакомить        детей        с

историей строительства города Ангарска, с его первыми домам и        зданиями,        людьми,

строившими Ангарск.

  1. Расширять и пополнять

знания        детей        о

достопримечательностях города Ангарска.

1.Тематическая        экскурсия

«Путешествие        в        прошлое.

История        рождения        города

Ангарска»

2.Обзорная экскурсия «Музеи и памятники Ангарска»

Практика показывает, что использование виртуальной экскурсии позволяет не только сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, но и значительно повысить познавательный интерес детей к истории родного края, людям и событиям, происходящим в нем. Кроме того, подготовка виртуальной экскурсии позволяет объединить большой объем демонстрационного материала, освободить образовательный процесс от множества бумажных наглядных пособий.

3. Список литературы

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М.: УЦ «Перспектива», 2011. -240 с.
  2. Марченко, О.П. Создание виртуальной экскурсии в образовательном учреждении [Текст] / О.П. Марченко. - Волгоград, 2010. - 10 с.
  3. Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.
  4. Хрулева Н.В. Статья: «Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира».
  5. Шварева Н. В., Третьякова Н. И. Особенности экскурсий как формы обучения

дошкольников в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -        2016.        - Т. 46.        - С. 434-438.        - URL: http://e-

koncept.ru/2016/76560.htm.

Приложение 1 Варианты виртуальных экскурсий

для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обзорная экскурсия «Достопримечательности города Ангарска»

https://drive.google.eom/fLle/d/1lhX5fCgELJuWFmTFTBINQ6EkONqEr0G3/vie w?usp=sharing

  1. Обзорная экскурсия «Путешествие в Птицеград»

https://yadi.skZi/nKxcALiEDXdzLg

  1. Тематическая экскурсия «Полёт в космос»

https://disk.yandex.ru/i/FtDj6iD EjvMdA

Приложение 2

Варианты конспектов к занятиям

с использованием виртуальных экскурсий.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

по ознакомлению с окружающим миром

«Достопримечательности нашего города»

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: «Достопримечательности нашего города»

Возрастная группа: Подготовительная группа

Цель занятия: Вызвать у детей интерес к своему родному городу, желание лучше его узнать, посредством просмотра виртуальной экскурсии «Достопримечательности нашего города».

Задачи занятия:

Обучающие: систематизировать знания детей об архитектуре родного города, о музеях, местах отдыха.

Развивающие: развивать умение связно выстраивать предложение рассказывая о своём родном городе. Воспитательные: воспитывать гордость за город, в котором живешь, нравственно - патриотических чувства, любовь к малой Родине. Словарная работа: музеи, достопримечательности, Ангарск, ангарчане, памятник, скульптура, знаменитое.

Планируемые результаты занятия:

  1. Знают и называют достопримечательности родного города.
  2. Демонстрируют умение связно выстраивать предложение, рассказывая о своём родном городе.
  3. Проявляют любовь и бережное отношение к своему родному городу.
  4. Проявляют интерес к родному городу и желание больше узнать о нем.

Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций родного города, беседы с детьми о родном городе.

Материалы и оборудование: иллюстрации достопримечательностей Ангарска, видеофильм, интерактивная доска, ноутбук, жетоны, магнитная

доска.

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаема я деятельность детей

Планируемые результаты


1.

Организационн о- мотивационны й этап

Привлечь и организовать детей к предстоящей деятельности

Звенит колокольчик

  • Ребята, чтобы наше занятие сегодня прошло в тёплой и дружеской атмосфере, я хочу предложить вам подарить друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния.
  • А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища - подарите своё тепло и возьмите от него частичку его тепла. Этот небольшой знак внимания - согреет ваши сердца.
  • Огромное солнце не делим на части, И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья, Ты можешь, друзьям подарить.

- коммуникативная игра

-художественное слово

Услышав звук колокольчика, подходят к воспитателю и встают в круг.

Слушают воспитателя, повторяют за ним, проговаривают слова.

Дети положительно настроены на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

  • Ребята, у нас с вами в группе спрятано очень интересно письмо. А поможет найти его нам - план. Вы умеете пользоваться планом?

Разворачивает план.

  • Давайте рассмотрим план.

Рассматриваем план.

  • Я покажу вам на плане где спрятано письмо. Показывает на плане место, где лежит письмо
  • Если следовать точно плану, мы найдем письмо. Письмо нашли.

Воспитатель открывает письмо и говорит: это письмо написали дети другого детского сада.

  • Они пишут, что уже знакомы с нашим городом и знают, что есть в нашем городе и хотят, чтобы мы с вами тоже рассказали о нем, что знаем.

-указание к выполнению задания

-вопросы к детям

-указание к выполнению задания

-слушают задание

-слушают содержимое письма

Отвечают на вопросы, демонстрирую т умение работы с планом (картой)

2.1

Этап постановки проблемы

Постановка проблемы перед детьми

  • Очень интересно. Согласны? Давайте подумаем, как мы сможем это сделать?

Выслушиваю детей.

  • Я хочу вам предложить немного вспомнить про наш город. Вот скажите мне, как называется наш
  • вопросы к детям.
  • показ иллюстрации
  • рассказ детям

Отвечают на поставленные вопросы.

Решают проблему.

Демонстрирую т        умение

решать поставленные проблемы.


город?

  • Да, Ангарск, так называется город, в котором мы живем и многие из вас здесь родились.
  • А если мы с вами живем в городе Ангарске, значит мы с вами кто? (ангарчане)
  • Конечно. А я как раз вспомнила интересную игру, она называется «Я-Ты», сыграем?
  • Я ангарчанка, а ты Антон кто?
  • А ты Сашенька? И т.д.

- вопросы к детям

Играют в игру

«Я-ты»

Образуют новые слова, с помощью суффиксов.

2.2

Этап

Ознакомление

- Вот всеми мы с вами ангарчане. А какой на ваш

- указания к

Проходят

Отвечают на

ознакомления с

детей с

взгляд наш город?

выполнению

присаживаются

поставленные

материалом

видеофильмом

- Я с вами полностью согласна. В городе много

задания

на стулья перед

вопросы;

построено для того, чтобы горожанам жилось хорошо, чтобы нам было удобно и интересно.

экраном

вспоминают и

- У меня появилась отличная идея. Посетить наш

называют

город, пройтись по интересным улица. Только

технику

вот необычно, а виртуально. Хотели ли бы вы? - Тогда, проходите ребята, прежде чем мы

Повторяют

безопасности

приступим к просмотру, вспомним с вами

движения        и

технику безопасности:

слова        за

- Как мы смотрим?

воспитателем.

- Какие правила ещё помните?

Смотрят видео

  • Здорово, вы очень хорошо запомнили все правила безопасности.
  • Присаживайтесь и возьмите друг друга за руки, делаем глубокий вдох-выдох.

Приготовились, начинаем.

Ангарск, светлый город, в котором есть очень много интересных мест. Ангарск назван в честь,

-        рассказ

экскурсию

рядом протекающей, реки Ангары. А вот и герб нашего города. Он похож на щит. Как вы думаете, что означает зелёный цвет (Лес. тайгу). Да, верно! Голубые волны означают, что в нашем городе чистая, голубая вода. А кто же это бежит по волнам?

воспитателя


Верно! Это девушка Ангара, по сказке которая убежала от своего отца Байкала. Золотой цвет означает, что наш край очень богат ископаемыми. Мне кажется, что наш герб очень красивый и интересный.

И наше путешествие начинается с самой главной площади нашего города - Площади Ленина. На площади Ленина стоят Ангарские куранты. Это такие часы на высокой башне, которые каждый час отмечают мелодией. Ещё на площади есть администрация нашего города, где работают люди, заботящиеся о нас.

Это центральная площадь нашего города, на ней проходят праздники, фестивали, зимой строятся ледяные горки.

За площадью находится Парк «Нефтехимиков». Там очень красивый фонтан со львами. В парке гуляет много взрослых и детей, чтобы насладится красивыми видами и поиграть на детских площадках.

Следующая достопримечательность - «Музей часов». В нём собраны самые различные часы со всех городов и всех времён. Я думаю, его стоит посетить.

Следующий знаменитый музей — это Музей Победы

В музее собраны вещи, предметы солдат Великой Отечественной войны. Там стоят пушки, лежат снаряды, автоматы и пистолеты. В музей можно сходить на экскурсию и послушать истории о военном времени.

Перед музеем стоит памятник «Голуби мира» как память победе. Он состоит из 17 голубей, которые летят к небу. Голубь - символ мира, означает, что наш город мирный и не хочет


войны.

Следующая достопримечательность - памятник неизвестному солдату. Он означает, что нужно чтить память всех погибших, защищавших нашу Родину. Солдат сделан из металла, а выглядит как настоящий.

Идем дальше. Вот мы и пришли с вами во Дворец культуры Современник

В нем много разных кружков танцев и пения. Когда приезжают артисты, то проводят в Современнике свои концерты. Рядом есть парк и фонтан. По этому парку тоже любят гулять взрослые и дети, даже покормить его жителей- птиц и белочек.

Следящая остановка это Набережная города Ангарска, на которой можно полюбоваться красивыми видами живой природы, она открылась совсем недавно и расположена вдоль берега реки Китой. На набережной так же есть Дерево        Влюблённых.        Сюда        приезжают

молодожёны и закрепляют на дереве замки, которые символизируют крепкую семью и любовь.

Следящая скульптура «Крылья».

Она показывает, что наш город ещё молодой и как росток тянется к солнцу, а крылья ему помогают.        Скульптура        находится        около

Китайского моста.

А это Музей минералов! В нём размещены разные образцы каменных пород, руд, метеоритов, которые с годами превратились в красивые минералы. Из них делают сувениры и даже украшения.

А это Собор Святой Троицы - ещё одна достопримечательность нашего города. Собор


очень высокий, белый с золотыми куполами. В нём можно помолиться, покреститься и даже взять святой воды.

Вот мы с вами и дошли до интересного памятника, который называется Сурок - местные жители приходят к нему, чтобы потереть животному бронзовый нос и жить долго и счастливо.

А это Аллея любви, на ней распложен памятник «Книга желаний». Люди приходят к ней, прижимают ладонь и загадывают желания.

Наш город        Ангарск очень        богат

достопримечательностями,        выдающимися

людьми, интересными местами.

2.3

Этап практического решения проблемы

Решение проблемной ситуации

  • Вот мы и прогулялись по нашему городу Ангарску.
  • Мы с вами долго смотрели на экран и поэтому нужно выполнить гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.
  • Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Игра «Море волнуется раз».

Воспитатель предлагает поиграть, только вместо морских фигур изображать достопримечательности нашего города, которые они запомнили.

Воспитатель предлагает детям составить карту достопримечательностей нашего города с помощью фотографий и иллюстраций и

-указания к выполнению задания

-указания к выполнению задания

Указания к выполнению задания

Выполняют гимнастику для глаз

Играют в игру соблюдая правила

Подходят        к

столам

занимают

Знают        и

называют достопримечат ельности родного города.

Отвечают на вопросы,


рассказать о каждой из них.

  • Какую достопримечательность мы посетили первой? Что вы можете о ней рассказать?
  • Что было следом?
  • Что вы запомнили об этом месте?
  • Для        чего        придумали        эту

достопримечательность?

  • К акая достопримечательность вам больше всего запомнилась?
  • Ребята, а какие достопримечательности мы не успели с вами посмотреть, но вы о них уже знаете?

Вопросы к детям

свободное место.

Приклеивают на        карту

иллюстрации достопримечат ельностей Ангарска

поднимая руку Демонстрирую т        умение

связно выстраивать предложение, рассказывая о своём родном городе.

3.

Заключительны

Подведение

- Вот наша карта готова, и занятие подходит к

Отвечают        на

-        знают        и

й этап

итогов занятия

концу.

вопросы

называют

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

-вопросы к

вспомнив

достопримечат

- Какие достопримечательности вы запомнили?

детям?

занятие

ельности

Почему?

педагогическая

родного

  • Почему жителей города называют ангарчане?
  • Ребята скажите, а если мы не будем любить наш

оценка

города.

город, следить за его чистотой, беречь памятники, парки, что будет?

-        проявляют

После занятия воспитатель предлагает детям

любовь        и

оценить занятие с помощью «Лесенки»:

бережное

Если понравилось содержание занятия и все

- прикрепляют

отношение к

получилось - жетон крепиться на верхние

жетон        в

своему

ступеньки.

соответствии с

родному

-Если было не очень интересно или не всегда, я

-указания к

внутренними

городу.

отвлекался - жетон крепится на ступеньки

выполнению

чувствами        и

посередине.

- Если занятие не понравилось и ничего не хотелось делать - жетон крепится на самую нижнюю ступеньку.

задания

эмоциями


Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Путешествие в Птицеград»

Тема занятия

Путешествие в Птицеград

Возраст

6-7 лет

Образовательная область

Познавательное развитие

Форма организации

Фронтальная, подгрупповая

Цель НОД

Формирование ценностного представления о птицах родного края в познавательно - исследовательской деятельности, через виртуальную экскурсию «Путешествие в Птицеград».

Задачи

Обучающие:

  • Напомнить о знакомых зимующих птицах.
  • Называть отличия между перелётными, кочующими и зимующими птицами.
  • Описывать внешние особенности синицы.

Развивающие:

  • Самостоятельно делать выводы и умозаключения о жизнедеятельности птиц (перелётные птицы улетают в тёплые края, зимующие остаются зимовать).
  • Воспроизводить названия кочующих и зимующих птиц (ворона, воробей, синица, снегирь, филин, сова).

Воспитательные:

  • Договариваться и работать в команде, распределяя обязанности.
  • Слушать друг-друга, не перебивая.
  • Отвечать на вопросы поднимая руку.

Предварительная работа

  • наблюдение за птицами во время прогулок.
  • загадывание загадок о птицах родного края.
  • рассматривание дидактических материалов о птицах родного края, книжных иллюстраций.

Планируемые результаты

  • Самостоятельно делают выводы и умозаключения о жизнедеятельности птиц.
  • Работают в команде.
  • Распределяют обязанности и договариваются

Материал и оборудование

Мелодия фанфары, загадка, видео-экскурсия «Путешествие в Птицеград», ноутбук, карта исследования (Приложение 1), карандаши по количеству детей, видео (звонок Лунтика), волшебный мешочек, квадраты разного цвета по количеству детей, большие круги желтого и красного цвета.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты


Организационномотивационный этап

Загадывание загадки

Звучит сигнал общего сбора - фанфары. Ребята давайте поиграем в игру, которая называется «Дружный сосед!»

Я буду проговаривать действия, а вы их выполняйте.

«Повернись к соседу - улыбнись соседу, повернись к соседу - пожми руку соседу, повернись к соседу - обними соседа. Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

- Ребята! Сегодня мы с Вами узнаем многое интересного, а вот про что мы будем говорить или про кого, узнаете отгадав мою загадку. Слушайте внимательно! Снится ночью пауку,

Чудо-юдо на суку: Длинный клюв,

И Два крыла... Прилетит плохи дела!

А кого паук боится? Угадали? Это. (Птица)

Верно, ребята-это птица. Про что мы будем сегодня говорить?

Дети по сигналу подходят к воспитателю.

Стоя        полукругом        слушают

загадку.

Дети        проявляют        интерес,

внимательно слушают.

Правильно отгадывают загадку.

Формулируют тему занятия.

Проблемная ситуация

Звучит видео-звонок.

  • Что        это        за        звук?
  • Сейчас посмотрим, и правда ребята нам, кто-то звонит (включаю видео звонок)

На видео персонаж проговаривает:

«Здравствуйте ребята, это я Лунтик! Представляете тут такое случилось, мы с Кузей поссорились, из-за того, что он говорит, что зимующих птиц нет, и что все птицы остаются и никуда не улетают зимой, а я ему говорю, что птицы Делятся

Дети подходят к доске и видят значок звонка.

Слушают сообщение от Лунтика.

Высказывают свои предположения.

Дети        понимают проблему        и

продумывают её решение.


на зимующих и перелётных. Он оставался при своём мнении, и мы поссорились.

Я прошу вас, помогите мне, объяснить Кузе, что он не прав, потому что я хочу, чтоб он знал, как правильно на самом деле, он же мой друг! Надеюсь на вашу помощь, до свидания!»

-Ребята, кто нам сейчас позвонил?

  • Что у него случилось?
  • А как мы с вами, сможем ему помочь?
  • Я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие в Птицеград и узнать, как всё на самом деле!

Высказывают        свои

предположения.

Дети проговаривают свои варианты ответов отвечая на вопросы.

Предлагают свои варианты решения проблемы

Ознакомление        с

материалом

Виртуальная экскурсия

  • Присаживаемся на стулья. Не забываем про осанку.
  • Спину держим ровно. Слушаем внимательно!

Включаю видео-экскурсию, представляю её детям (показ видеоматериала)

Дети проходят и садятся на стулья.

Смотрят видео-экскурсию.

Внимательно смотрят экскурсию, не мешая друг другу.

Практическое        решение

проблемы

Гимнастика для глаз

Динамическая пауза

Беседа по экскурсии

  • Ну вот мы и побывали в Птицеграде, ребята мы долго смотрели в экран, предлагаю сделать гимнастику для глаз Дружно глазками моргнём,

В право в лево повернём, Вверх и вниз посмотрим мы, Вот как любим делать мы!

  • Представим, что мы птицы, полетели птицы, расправили крылья, присели, поклевали пшено.

Выполняет движения вместе с детьми.

  • Где мы побывали?
  • Каких птиц мы встретили с вами?
  • Какие из них зимующие, а какие перелётные? Почему их так называют?

Дети стоят в кругу.

Двигаются по группе в разных направлениях.

Дети располагаются на ковре.

Выполняют зрительную гимнастику.

Двигаются, не наталкиваясь друг на друга.

Ведут беседу с воспитателем об увиденном на экскурсии.

  • Какая птичка является предвестником зимы (синица)!? Как она выглядит?
  • Какие ещё есть птицы? (кочующие).
  • Это какие птицы?
  • Ребята, а что ещё нам сказали о птицах? (они полезны для человека)
  • Верно, а чем они для нас полезны?
  • Смогут ли птицы выжить зимой без помощи человека?
  • Как можно им помочь?
  • Чем мы их подкармливаем?
  • Верно, мы их подкармливаем различным кормом, поэтому, мы играем большую роль в жизни этих птиц!
  • Сейчас вы поделитесь на 2 команды. Вытягивайте из мешочка квадрат и вставайте рядом со своим цветом, выберите капитана и название команды.
  • Подходите к столам, вам нужно будет заполнить карту исследования. Значок птицы, значит, какая птица издала звук! я буду включать звук, а вы зарисуйте. В другой колонке напротив значка стрелочки, нарисовать значок, если она перелётная галочку, если зимующая круг (Приложение 1).
  • А потом мы сравним, какая команда справилась лучше и зарисовала правильно. Играю с детьми, включаю звуки.

После сравниваем, какая команда справилась лучше.

  • Здорово вот мы и поиграли с вами!
  • Ребята, так скажите мне, кто был прав на самом деле Кузя или Лунтик?
  • Почему Лунтик? (потому что он говорил

Самостоятельно делают выводы и умозаключения        о

жизнедеятельности птиц.

Дети по одному подходят к воспитателю. вытягивают из мешочка фигуру и встают к ориентиру такой же фигуры.

Дети делятся на команды по выбору цвета квадрата, которые они вытягивают из волшебного мешочка, выбирают капитана, и название команды.

Работают в команде, распределяя обязанности и договариваются между собой.

Дети заполняют карту исследования.

о том, что есть зимующие птицы и перелётные)

  • А Кузя, что говорил? (наоборот)
  • Мы теперь сможем ответить на вопрос Лунтика?

Дети делают выводы, анализируют и говорят своё мнение.

Заключительный этап

- Ребята, вот наше занятие подошло к

Дети собираются в

месте

Дети могут сделать вывод, что они

концу, скажите мне что мы сегодня

группового сбора.

смогли выполнить все задания, так

делали?

как были один за всех и все за

- Получилось ли у нас отгадать голоса

Дети отвечают на поставленные

одного.

птиц?

вопросы вспоминая экскурсию.

  • Что ещё мы делали? (Отправлялись в путешествие в Птицеград)
  • Каких мы птиц встретили?
  • Интересно было в Птицеграде?

Дети выбирают круг и

подходят

- Посмотрите по группе развешаны

к нему (круг находится

в группе

кружочки, вам нужно будет выбрать и

на высоком месте чтоб

дети его

встать возле желтого круга, если вы считаете, что с заданием вы справились, у

видели).

Дети        слушают        воспитателя,

вас всё получилось, и вы ответили на все

выбирают круг анализируя свою

вопросы.

деятельность.        Проговаривают

- А красный круг нужно будет выбрать

почему они выбрали тот или иной

если вы считаете, что у вас не всё получилось.

По ходу анализирую детей и спрашиваю, почему они выбрали тот или другой круг.

круг.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром
совместной деятельности педагога и детей

«Полёт в космос»

Приоритетная образовательная область - познавательное развитие

Интеграция с образовательная область - художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа - старший дошкольный возраст

Тема - «Полёт в космос»

Цель: формирование представления у детей о космосе через виртуальную экскурсия.

Задачи:

  1. познакомить детей с Иркутским космонавтом Иванишин А.А.;
  2. напомнить о деятельности космонавтов;
  3. называть имена прилагательные, через игровое упражнение «Какой космонавт?»
  4. рассказать о планетах в солнечных системах;
  5. координировать речь с движением;
  6. создают красивую композицию.

Оборудование: проектор, контент: полёт в космос, фотография Юрия Гагарина и Анатолия Иванишина.

Этапы НОД (продолжите льность)

Содержание совместной деятельности на каждом этапе

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Прогнозируемый результат

Вводная часть (4 мин)

Привлечь детей

Сюрпризный

момент

Ребята, посмотрите кто это? (на интерактивной доске, фото космонавта) Правильно, космонавт. А кто это вы знаете? Верно, Юрий Гагарин.

Посмотрите, а вот ещё один космонавт, а зовут его, АНАТОЛИЙ ИВАНИШИН, наш с вами земляк. Он родился в городе Иркутске. Так как родился в городе Иркутске. Любил строить авиамодели в детстве. Много раз прыгал с парашюта. Очень мечтал стать настоящим космонавтом.

А кто знает, чем занимаются космонавты? Да, эти люди, управляют космическим кораблём и проводят

Самостоятельно        занимаясь

разными        видами

деятельностями,        обращают

внимание        на педагога.

Отвечают на вопросы. Придумывают название.

Дети вступают в контакт с педагогом, настраиваются на НОД.


Игровое упражнение «Какой космонавт?»

Письмо

испытания на космические техники.

А как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты?

Сегодня АНАТОЛИЙ ИВАНИШИН нам с вами прислал письмо. Только тут ещё какие-то детали лежат. Как бы нам их восстановить их.

- Отлично. Сейчас я вам прочитаю. (Читаю письмо) Здравствуйте, ребята, меня зовут АНАТОЛИЙ ИВАНИШИН. Пишу я вам не просто так. Хочу вам предложить полёт в космос. Вы сможете увидеть различные планеты. Но так как я сейчас сам нахожусь на очень важном задание. Хочу, чтоб вы сами отправились в космос. Обещаю вам, что там очень интересно!

Ну что ребята, полетим вы космос? На чём летают в космос? Верно, на ракете. Давайте, придумаем нашей ракете, название. А без кого не полетит ракета? Конечно, без командира. Сегодня я буду вашим командиром.

Дети встают в круг, ловят мяч и отвечают на вопрос.

Дети слушают.

Дети отвечают на вопросы.

Называют        имена

прилагательные:        сильный,

смелый и т.д.

Основная часть (12 мин) Видеоэкскурс ия

Рассказ педагога

Вот наша ракета. Заходим аккуратно. Занимаем свои места, пристёгиваемся. Одеваем шлемы и кислородный баллон. К полёту готовы? Тогда запускаю двигатель.

До старта осталось 10 секунд. Считаем: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Старт! Мы летим. Мы в космосе.

Сейчас наша планета Земля. Находиться позади нас. А слева самая огромная звезда «Солнце». Но мы с вами не будем поворачивать головой. Мы просто повернём нашу ракету на солнце. Посмотрите на Солнце. Солнце особенное для нас, потому что оно согревает нас. А состоит оно из газов. Близко подлетать к нему не будем. Так как уже здесь я чувствую его тепло.        На поверхности солнце

появляются раскалённые вспышки. Солнце - это самый большой объект в нашей солнечной системе.

Дети слушают и смотрят видео.

Внимание детей направленно на предстающую деятельность.


Все планеты вращаются вокруг солнца. А всего этих планет 9.

Самая близкая планета к солнцу, называется Меркурий. Полетели до Меркурия. Это планета почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно. Так же она является одно из самой маленькой планетой в солнечной системе.

Полетели дальше, а вот посмотрите, вторая планета от солнца, Венера. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений,        ни        животных,        ни        бактерий.

Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа.

А мы подлетаем к третей планете. Голубая планета, наш общий дом. Кто знает, как она называется? Верно Земля. Посмотрите, как она выглядит красиво. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы - все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. У нашей планеты Земля есть маленькая подружка - Луна, посмотрите на неё. Она является спутником Земли. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много


Здоровьесбер егающий приём: зрительная гимнастика.

гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет.

После планеты Земля, в солнечной системе, идёт планета Марс. Мы как раз подлетаем к ней. Она красная и маленькая. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то воды, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать нашим учёным. Я думаю, что тут мы можем выйти и не много отдохнуть. Но скафандры не снимаем. Так как на этой планете мало кислорода.

Давайте, дадим глазам отдохнуть.

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Улыбнитесь мне ещё» Ну вот не много передохнули, садимся в нашу ракету.

Отправляемся к следующим планетам, их называют газовыми гигантами. Вот у нас Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Эти планеты, спасают нашу землю от астероидов и комет.

Астероидами называют и очень большие, и очень маленькие камни. Наиболее известные астероиды: Квавар - самый крупный, Церера - второй по

Выполняют гимнастику для глаз.

Снимается напряжение на глаза.

Формируются положительные эмоции


величине астероид и Иксион - еще один крупный астероид. Их не стоит бояться, на нашу землю они не когда не попадут, так как Юпитер защищает нас от них.

Заключительн

Рефлексия

Ну а нам, ребята, пора возвращаться на Землю.

Отвечают на вопросы.

Развитие творчества, через

ая часть (4

Держитесь крепче!

рисование.

мин)

Вот мы и прилетели. Снимаем шлемы, отстёгиваем ремни безопасности. Мы с вами долго были в

космосе и посмотрели на все планеты.

Подведение

Вопросы:

итогов

Ребята, так зачем же нужны ракеты?

Кто-нибудь захотел стать в будущем космонавтом? Что мы видели в космосе? Какие планеты есть в солнечной системе?

Кто помнит, кто нас пригласил в путешествие по космосу?

Давайте, напишем письмо нашему космонавту. Но

Продуктивная

сделаем мы необычно, мы ему отправим наши с

Рисуют планеты.

деятельность

вами рисунки, что мы смогли там увидеть в космосе. Я надеюсь вам было интересно. Вы были внимательными слушателями. И думаю, что ещё не раз мы с вами сможем полететь в космос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Статья "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр"

      Данная статья знакомит с значением дидактической игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников....

Технологическая карта виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста

Уточнение и обобщение знаний об изменениях в жизни диких животных (заяц, лиса, волк) зимой....

Конспект виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия по Храму Покрова Пресвятой Богородицы».

Цель: способствовать усвоению нравственных норм и ценностей, принятых в Российском обществе.Задачи: Образовательные:формирование представление о Храме Покрова Пресвятой Богородицы; учить детей пр...

Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста "Дымковские игрушки"

Виртуальная экскурсия  для детей старшего дошкольного возраста "Дымковские игрушки"...

Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в дом - музей Сукачевых города Иркутска

Виртуальная  экскурсия для детей старшего дошкольного возраста В дом- музей Сукачевых.Цель: создать условия для развития интереса к культурно-историческим объектам города, музеям, событиям прошло...

Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Подружись с лесом»

Назначение материала: Виртуальная экскурсия будет полезна воспитателям и педагогам дополнительного образования, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В связи с внедрением новых ...