Анализ информационной безопасности музыкальных произведений для детей: эстетическая, воспитательная, дидактическая и развивающая составляющая
консультация (подготовительная группа)

Эстетическое воспитание - это воздействие на личность с целью ее эстетического развития, иными словами, формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в жизни и в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsiya-yanvar.docx23.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 2

города Ставрополя

Анализ информационной безопасности музыкальных произведений для детей: эстетическая, воспитательная, дидактическая и развивающая составляющая.

Подготовила:  музыкальный руководитель Ивлева С.Н.

г. Ставрополь, 2023г.

        Эстетическое воспитание - это воздействие на личность с целью ее эстетического развития, иными словами, формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в жизни и в искусстве.

        Эстетическое воспитание начинается с первых лет жизни детей

        В процессе эстетического воспитания надо решить задачи:

1. развивать эстетическое восприятие, 

2. эстетические чувства и представления детей,

3. формировать основы эстетического вкуса.

        Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель  ведёт ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Одним из важных компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения.  Происходит формирование у дошкольников художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Надо научить дошкольников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения музыкального искусства.  В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение  эстетической культуры, Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту.  На музыкальных занятиях дошкольники знакомятся с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить истинные произведения музыкального искусства. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее.

        Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

        В эстетическом воспитании дошкольников музыке отводится важная роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом.

        Эстетическое чувство формирует музыкально-эстетический вкуса. Развитый музыкальный вкус - это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Дошкольники должны  знакомиться с разными жанрами, стилями, изобразительностью и выразительностью музыки, изучать творчество композиторов, накапливать знания о народной музыке.

        Музыка, оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Ребенок, слушая музыкальные произведения, приобретает знания и представления о мире, выделяет ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть.         

        В процессе музыкального воспитания дошкольники познают музыку разного характера -веселая, грустная, медленная, быстрая, усваивают специфику разных произведений: авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.

        Л.C. Выготский писал: «... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».

        Центром музыкальной культуры дошкольников  является их музыкально-эстетическое сознание. Оно формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.

        Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Ребёнок из песен узнаёт о природе, о дружбе, как живут люди. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песне «Урожайная» муз. Филиппенко поется о труде. Через русскую народную песню ребёнок получает представления о культуре русского народа.

        Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Главное не только научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность – желание  «рассуждать» о ней.

        Музыке принадлежит особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка.

        Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским, «Времена года»«Детский альбом», М. И Глинкой «Жаворонок», Д. Кабалевским «Клоуны», Римским-Корсаковым «Снегурочка» и другими мы влияем на чувства ребенка, его внутренний мир через его эмоции и переживания.

        С музыкальным искусством дети встречаются с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая музыкальному руководителю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.

        Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

        Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников –это игра. Музыкальные игры формируют и развивают духовные качества ребенка.

        Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

        На занятиях к ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - "Петя-петушок", "Вышла курочка гулять"; хороводные – "Заинька", "Коза"; игры-забавы – "Бабка-ёжка"; для детей старших и подготовительных групп, такие народные игры, как: "Горелки", "Ворон", "Гори, гори, ясно", «Земелюшка – чернозем».

        В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки.

        Музыкально-дидактические игры для дошкольников — это средство совершенствования мелодического восприятия и формирования музыкальной культуры. Игры, включающие вокал, восприятие на слух, ритмичное движение, игру на музыкальных инструментах, активизируют органы зрения и слуха, улучшают восприятие ритма и громкости, развивают творческие навыки, положительно влияют на эмоциональное состояние дошкольника.

        Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки.

         Основная цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

        В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха;
  • Развитие чувства ритма;
  • Развитие тембрового и динамического слуха;
  • Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию;
  • Развитие творческой активности;
  • Формирование нравственных качеств личности;
  • Обогащение новыми впечатлениями.

        Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

        Музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей.

        Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

Беседа о музыкальном произведении для детей старшей (подготовительной группы) группы.

Слушание и сравнение «Вальса» до-диез минор Фредерика Шопена и  вальса «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса...

«Слушание и восприятие музыкальных произведений как способ эстетического воспитания и развития дошкольников»

Музыка оказывает огромное влияние на формирование эстетической сферы человека, его вкуса и характерных особенностей. При организации музыкального воспитания дошкольников необходимо думать о развитии у...

План-конспект беседы о музыкальном произведении для детей старшей (подготовительной группы) группы.

Название: «Его величество вальс».Цель: формирование представления о языке музыки, средствах музыкальной выразительности.Задачи:Учить различать средства музыкальной выразительности;Вызвать ...

Рекомендации для родителей «Музыкальные произведения для детей ко Дню Победы»

Приближается великий и светлый праздник – День Победы!Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнутьзнания об этом таинственно...

Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений ( для детей 4-7 лет)

1. Образовательная область «Речевое развитие»2. Образовательная область «Познавательное развитие»3. Образовательная область «Социально-коммуникативное...

Музыкально-дидактические игры по восприятию и пониманию смысла музыкальных произведений для детей дошкольного возраста.

Предложен практический материал для музыкальных руководителей, который можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста в разделе слушания музыки. Также возможно провести мастер-класс для вос...