НОД для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Святые защитники Руси. Князь Александр Невский»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Федотова Ольга Ивановна

     Воспитание любви к родному краю, стране, уважения к своим национальным особенностям, культурному и духовному наследию своего народа приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.  

     Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.

     Военная история нашей страны полна героизма, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.

Все это дает богатейший материал для подготовки и реализации познавательно - игровой программы для старших дошкольников «Святые защитники земли Русской».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Князь Александр Невский23.67 КБ

Предварительный просмотр:

НОД для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

«Святые защитники Руси. Князь Александр Невский»

Цель: Содействие патриотическому, духовному и интеллектуальному   развитию личности детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) по средствам познавательно – игровых программ.

Задачи:

  1. Познакомить с детством и подвигом во имя Руси князя Александра Невского.
  2. Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.
  4. Вызвать эмоциональный отклик у детей.
  5. Воспитывать патриотические чувства, желание быть похожим на защитников России.
  6. Познакомить детей с народной деревянной игрушкой –коником, развивать художественный вкус.

Материал: маркер развивающей среды «Машина времени», свиток, видеофильм «История Александра Невского», дидактический материал к играм, репродукция иконы с изображением святого Александра Невского; деревянный коник (фигурка), гуашь, кисти и др.; карта Древней Руси, карточки с изображением русского войска и войска ливонских рыцарей; ноутбук, экран.

Ход

Воспитатель (В.). Ребята, вы готовы к новым открытиям? «Машина времени» перенесет нас на много веков назад.

Звучит «таинственный» звуковой сигнал.  На экране мелькают изображения разных эпох, машина времени «выбирает» изображение, относящееся к истории Древней Руси. Воспитатель достает свиток из сундучка, в котором детям предлагается совершить экскурс по страницам истории России.

В. (читает) Во все времена Русская земля была щедра и богата: на ее необъятных просторах зрели поля хлебные, в лесах водилось зверье, не счесть было сокровищ в ее недрах. Славилась Русь искусными мастерами да   храбрыми и сильными воинами. Многим хотелось прийти на Русь, чтобы владеть этими сокровищами. То хазары, то половцы, то немецкие рыцари, то татарские орды разоряли города русские. И кто знает, удалось бы сохранить нашу Матушку-Русь, если не князья, благородные заступники земли Русской, вставшие на её защиту. Много славных имен хранит история, о подвиге служения Отчизне князя Александра Невского и пойдет сегодня речь.

- А как вы считаете, героями рождаются или становятся? (Ответы детей)

- А что нужно делать, чтобы стать воином, защитником, героем? (Ответы детей)

Имя Александр означает «защитник» людей. Хотите узнать о его подвигах? Где можно узнать? (Из книг, энциклопедий). Нам поможет видеофильм «История Александра Невского»  

Просмотр видеофильма «Александр Невский».

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=MrKUycFPaPE&t=2s

В. Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один? (Ответы детей).

Нет, один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а еще их называли дружинниками. Как вы думаете, почему их так называли? (Ответы детей).

Предлагаю разделиться на две команды.

Каждой команде предлагаются задания. По завершении задания дети соединяют руки ладонями вверху, символ выполненной командной работы.  

  1. Игра «Собери дружинника в путь – дорогу».  Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому воину (доспехи: кольчуга, шлем, сапоги, латы (броня); оружие: копье, щит, меч, стрелы, лук, булава).
  2. Игра «Сложи щит из фрагментов и узнай, что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники». Как вы думаете, ребята, что они означали? (Лев –символ силы, мужества; леопард – храбрости и отваги; жар – птица – символ удачи, мастерства, достоинства; солнце – совершенства, защиты).
  3. Перечислите качества воина, защитника: смелость, стойкость, ум, смекалка, мужественность, справедливость, выносливость, воля, сила духа.

А чтобы воспитать в себе такие качества, всегда быть сильным и выносливым, поможет физкультура и спорт.

Физкультминутка.

Физкультура нам нужна,             И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Физкультура нам важна.       1- руки вперед; 2- руки вверх; 3- руки в стороны;

Будем мы здоровыми,                                      4 – и.п.

Ловкими, веселыми!

Руки-ноги разминаем,                   И. п. ноги на ширине плеч, другая опущена.

Мышцы тела укрепляем.                       Вертикальные рывки руками.

Делаем рывки руками,          

Повторяйте вместе с нами!

Повороты делать нужно,                   И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Вместе повернемся дружно!        1- поворот вправо с отведением правой руки назад; 

Не ленитесь, не отставайте.                            2 – и. п.; 3 – то же влево; 4 – и. п.

Повороты выполняйте!

И наклоны не забудем,                      И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Наклоняться все мы будем.           1 –наклон вниз, руками коснуться пальцев ног;

Наклонились до земли,                                             2 – и. п.

Мы б не так еще смогли!

Приседать мы тоже любим,           И. п. то же. Приседания, руки выносим вперед.

Приседать все вместе будем.

Сели-встали, сели-встали,

Силу ног мы укрепляем!

Мы попрыгаем немножко       Прыжки ноги вместе – ноги врозь с хлопком над головой

И похлопаем в ладоши.

Ноги вместе-ноги врозь!

Нелегко сейчас пришлось!

И совсем мы не устали,                                          Ходьба на месте

Мы сильнее только стали.

Всем желаем быть веселыми,                     Ребята громко произносят слова

Ловкими, сильными и здоровыми!

Воспитатель благодарит команды за активность, за командный дух.

В. (Обращает внимание детей на карту «Древняя Русь».) В это время у нашей Родины – Руси было очень много врагов. Немецкие рыцари – крестоносцы решили захватить Новгород. Место боя Александр Невский выбрал у острова Вороний камень на Чудском озере. В бою русские пешие воины применили новую тактику борьбы с тяжелыми конными рыцарями. Специальными крюками они стаскивали их с лошадей. В разгар битвы Александр Невский отправил засадный полк. Он ударил в тыл рыцарям. Крестоносцы не ожидали этого и начали отступать. Лед на озере не выдержал, и тяжелые воины стали тонуть.  (сопровождает рассказ выставлением картинок с изображением войск).

Всю жизнь Александр Невский посвятил защите Руси от иноземных захватчиков. За свои заслуги перед Родиной Александр Невский был причислен к святым. Вот такую икону с изображением святого Александра Невского можно увидеть в церквях. (Показ репродукции).

В. Наступило мирное время. Новгород развивался и процветал. А любимой игрушкой новгородских детишек был деревянный конь. Или, как называли в народе, коник.   Ребята, как вы думаете, почему?  (Ответы детей)

(К коням относились с любовью и уважением. Лошади сопровождали воинов в походах и в боях, помогали им побеждать. А в семье лошадь была помощницей и кормилицей, помогая возделывать землю и убирать урожай.)

У Александра Невского тоже был любимый конь, звали его Яшей.

В. Предлагаю вам пройти в мастерскую и расписать коня – каталку. (Дети располагаются за столами).

Продуктивная деятельность «Роспись коника»

Рассказ воспитателя. Игрушки выстругали из бруска дерева, получались массивные туловища, маленькие головы. Позже появились более динамичные игрушки с колесиками.

Игрушки расписывали свободной кистьевой росписью, простыми незамысловатыми орнаментами в виде точек, линий, цветов.  По оранжево-красному, коричневому фону коников, наносили штрихи, крестики, круги - символ солнца.

По окончании работы дети вместе с воспитателем организуют выставку «Новгородские коники».

В. Машина времени «переносит» нас в современное время. Звучит «таинственный» звуковой сигнал.  На экране (циферблате) – 21 век.  

Рефлексия. Ребята, для чего мы совершили экскурс в прошлое нашей Родины?

(Ответы детей)

Как вы считаете, нам нужно продолжать начатое дело или, может быть, остановимся на этом? (Ответы детей). Что еще вам хочется узнать о ратных подвигах князей русских? (Ответы детей).

В. Я была уверена, что вы захотите продолжить познание, поиск знаний о героях земли Русской, ведь вы очень активные и целеустремленные.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи:Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.Ход игрыДети выбирают фотогр...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Эколята-дошколята – друзья и защитники природы» (Формирование экологических представлений)

Цель: Обобщить знания детей о лесных жителях, обитателях рек, озер и водоемов. Закрепить правила поведения в лесу. Формировать гуманистическое отношение к природе.Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья...

НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Семейные обычаи на Руси"

Цель данного занятия -воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору.Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях....

Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»

Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...