Индивидуальный план работы по самообразованию
материал

Моисеева Анна Сергеевна

Тема: « Приобщение к истокам русской народной культуры через ознакомление с народным фольклором».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s._samoobr.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка».

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2020-2021 учебный год.

Тема: « Приобщение к истокам русской народной культуры через ознакомление с народным фольклором».

Воспитатель: Моисеева Анна Сергеевна

Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.

Задачи:

1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с устным народным творчеством:  сказки, потешки, песенки, заклички.

2. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, развивать умение видеть красоту в природе, предметах декоративно-прикладного искусства.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, народным играм.

Актуальность:

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

 Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных  народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Планируемые результаты:

- формирование у детей положительного отношения к окружающему миру, к русскому народному творчеству, к истории своего народа;

- развитие речи, внимания и мышления;

- обогащение словаря;

- формирование эстетических представлений;

- развитие первоначальных представлений о добре и зле, о том, что хорошо, а что – плохо.

             Перспективное планирование работы на 2020-2021 год.

Работа с детьми

Работа с родителями

Самореализация

Сентябрь

Занятие 1.

Тема: «Во саду ли, в огороде».

Содержание: Д\И «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл».

Изготовление

поделок из овощей.

Подбор тематической литературы.

Занятие 2.

Тема: «Коровушка и бычок».

Содержание: Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.

Изготовление

нарядов для игровой

зоны «Ряжение».

Разработка перечня необходимого оборудования для уголка русской старины.

Октябрь

Занятие 1.

Тема: «Гуси-лебеди».

Содержание: Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

Наглядно-

информационный

материал «Русский

фольклор и его

значение в развитии

ребёнка».

Оформление папки-передвижки«Русский

фольклор и его

значение в развитии

ребёнка».

Занятие 2.

Тема: «Сошью Маше сарафан».

Содержание: Знакомство с женской русской народной одеждой.

Ноябрь

Занятие 1.

Тема: «Петушок – золотой гребешок».

Содержание: Д\И «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

Занятие 2.

Тема: «Чудесный сундучок».

Содержание: Д\И «Кто спрятался?». Повторение потешек и попевок о домашних животных».

Декабрь

Занятие 1.

Тема: «Здравствуй зимушка-зима!».

Содержание: Загадки о зиме. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Наглядно-

информационный материал «Русский

фольклор о зиме».

Занятие 2.

Тема: «Зимовье зверей».

Содержание: Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».

Изготовление

атрибутов к

развлечению «Рождественские святки».

Разработка сценария развлечения «Рождественские святки».

Январь

Занятие 1.

Тема: «Сундучок Деда Мороза».

Содержание: Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

Участие в

конкурсе поделок

«Мастерская Деда

Мороза».

Занятие 2.

Тема: «Весёлые ложки».

Содержание: Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

Февраль

Занятие 1.

Тема: «Кто же в гости к нам пришёл».

Содержание: Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».

Занятие 2.

Тема: «Масленица дорогая -наша гостьюшка годовая».

Содержание: Знакомство с Масленицей. Разучивание песни «Блины».

Участие в

подготовке

развлечения

«Масленица».

Март

Занятие 1.

Тема: «Крошечка – Хаврошечка».

Содержание: Знакомство со сказкой «Крошечка – Хаврошечка».

Занятие 2.

Тема: «Весна, весна, поди сюда!».

Содержание: Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

«Весенняя неделя

добра».

Изготовление

скворечников;

весенние поделки.

Организация акции «Весенняя неделя добра».

Апрель

Занятие 1.

Тема: «Шутку шутить – людей насмешить».

Содержание: Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

Разработка сценария развлечения «День смеха».

Занятие 2.

Тема: «Русская свистулька».

Содержание: Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

Май

Занятие 1.

Тема: «Времена года».

Содержание: Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песен о временах года.

Консультация

«Народные

подвижные игры для детей дошкольного возраста».

Изготовление буклета «Народные игры».

Занятие 2.

Тема: «Волшебная палочка».

Содержание: Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

Подготовка к творческому отчёту.

Используемая  литература:

1. О.Л.Князева «Приобщение детей  к истокам русской народной культуры».  ДЕТСТВО - ПРЕСС, 1998

2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...