"Патриоты-Богатыри, защитники Руси"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

оинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания.

Наиболее ярким патриотом Руси  выступает богатырь Илья Муромец.  Его служение народу, защита Родины составляют для Ильи единственный смысл жизни. Он не выбрал ни «ту дороженьку, где богату быть», ни «ту дорожку, где женату быть», а «поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть».  Он идет в бой «ради жён и малых детушек, ради народа святорусского».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_patrioticheskoe_vospitanie_2.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 Занятия в  подготовительной группе.

Тема: «Патриоты – Богатыри, защитники Руси»

 

Исупова Надежда Николаевна

МБДОУ № 17 «Земляничка»

Г.Бердск.

Цель:  Прививать патриотизм  через любовь и привязанность к своему, дому и городу, семье и народу, языку и стране. 

Задачи:

1.Формировать представление о героических поступках великих русских богатырей – защитников земли русской.

2. Закрепить знания о богатырях, о доспехах  и элементов одежды богатырей.

3. Развивать речь и активизировать словарный запас через заучивание пословиц, названия орудий и одежды   богатырей - воинов.

3. Воспитывать чувство гордости за свою нацию,  уважение и почтительное  отношения к подвигам богатырей,  защитников Родины.

Интеграция образовательных областей. Познание. Социализация. Коммуникация.

Материально-техническое оснащение: Компьютер,  презентация,  книжки - иллюстрации богатырей Древней Руси;  

Раздаточный материал: карточки с изображением щита богатырей, ножницы.

Щиты для богатырей из ткани, мечи, накидки, шлемы для  эстафеты - игры.

Предварительная работа:

  • Чтение былин: «Святогор»,  «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка»

Разучивание физкульминутки.

  • Рассматривание репродукций картин о богатырях художников (В.М Васнецова).
  • Разучивание пословиц.
  • Рассматривание на иллюстрациях элементов одежды и оружия богатырей.
  • Разучивание подвижных игр: «Полоса препятствий», «Битва воинов», «Пройди по бревну».
  • Занятий по конструированию на тему:   «Шлем Богатыря» и по рисованию «Богатырский шит».

Вводная часть:

Слайд № 1

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о русских богатырях, о их подвигах,  чем они так прославились.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение: « Богатырь я славный, русский»,

которое написала Суханова Татьяна

 Богатырь я славный, русский,           Меч мой острый, знаменитый!
И надежда всей Руси!                          Он на празднике со мной.
Ваши мне костюмы узки,                    Я, кольчугою укрытый,
И примерить не проси!                        

А сейчас, дети, помогите Богатырю разрубить щит на 4 части.

(Дети разрезают щит на 4 части).

Воспитатель: Молодцы, дети. С заданием вы все справились хорошо.

Богатырям – воинам приходилось разрубать щиты врагов, чтобы победить его.

А как вы думаете, из чего был сделан такой щит, который можно было разрубить?

Ответы детей. Из дерева.

Слайд № 2.

Воспитатель: Правильно, раньше щиты делали из дерева.  Посмотрите, а из чего сделаны эти щиты для игры в «Богатырей»?

Ответы детей. Правильно, дети. Эти щиты для вас сшили из прочной ткани для игры в богатырей.

Во время игр вы научились защищаться и нападать с помощью наших щитов.

После занятия мы с вами опять сможем поиграть.

Основная часть:

 Воспитатель: А  сейчас  мы с вами поговорим о русских богатырях, об их подвигах,  чем они так прославились. Как вы думаете, кого мы называем русскими богатырями?

Ответы детей: Русский богатырь – это человек-воин. Он  служит в армии и защищает   Родину  и Народ.

Воспитатель: Правильно, дети.   Русские воины богатыри боролись с врагами, оберегая и защищая свою землю, свою  Родину и свой Народ.  Мы до сих пор гордимся  подвигами  русских богатырей, которые  навеки останутся в памяти - в виде былин, песен и сказаний. 

 Слайд № 3.

.  Воспитатель: Назовите и покажите на картине, каких богатырей вы знаете.

Ответы детей. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и, Святогор. Никита Кожемяка.

Воспитатель:    Дети, кто скажет, как мы узнали о Русских Богатырях. Ведь они жили очень давно.

Ответы детей:  Из книжек, по телевизору, по компьютеру.

Воспитатель:       Правильно, в песнях и былинах, мультфильмах и сказках.

Богатырей рисуют известные художники. Васнецов Виктор Михайлович изобразил богатырей всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. В русском народе люди рассказывали былины о могучих богатырях. Дети, мы с вами читали былины о богатырях. Вспомните и скажите, с кем сражаются богатыри?

 Ответы детей:  Богатыри сражались со Змеем Горынычем, с соловьём – разбойником. С Бабой Ягой.

Воспитатель:    Дети, скажите, что же плохого делали Змей Горыныч, Соловей-разбойник ? Баба Яга?

 Ответы детей:  Соловей-разбойник  губил,  разрушал всё вокруг своим громким посвистом.
Змей Горыныч - многоголовый  требовал себе на съедение детей и девушек,  Змей – сжигал в поля и посевы, принося тем самым, голод, разруху. Баба-яга, с «костяной ногой», которая крадет детей.

Воспитатель:    Скажите, какие поступки совершают Змей Горыныч, Соловей-разбойник  и Баба Яга?

Ответы детей:  это  очень плохие поступки. Люди горевали, если у них украдут ребёнка. Люди без еды не могут жить, если урожай сожгут.

Воспитатель:        Правильно, дети. Наши Богатыри – воины сражаются не на жизнь, а на смерть с

врагами своего народа. Но чтобы их побеждать, что должен уметь воин?

Ответы детей:  нужно  уметь пользоваться оружием, быть сильным, смелым, ловким.

Воспитатель:       - Дети, а кто скажет, как тренировали и воспитывали воинов на Руси?  Мы знаем, что оружие и одежда Богатырей была очень тяжёлое.

 Ответы детей: Их учили правильно обращаться с мечом и щитом. Быть сильными, смелыми.

Воспитатель: Правильно, дети. Для развития терпения и выносливости будущим воинам давали большую  нагрузку:  заставляя молиться всю ночь, рано просыпаться, ходить босиком по снегу, учили держать меч в руках

Не разрешалось плакать и жаловаться, так как это считалось проявлением слабости.

Воины могли долго не спать и не есть. С раннего детства их учили выполнять все приказы и быть  дисциплинированными. Особое внимание уделялось развитию смелости и бесстрашию.

 Молодым бойцам внушалось, что они воины и защитники всей земли Русской. Что бы доказать свое мастерство, воин уходил в лес добыть шкуру медведя. В честь этого, юноше делали специальный оберег из когтей убитого им зверя, что укрепляло в нем уверенность в собственных силах.

Слайд № 4.  Воспитатель:   Дети, у разных народов существовала своя национальная одежда и оружие. Вооружение наших воинов - богатырей - чисто русское.

Посмотрите и скажите, каким оружием  учили владеть воинов богатырей?

Слайд №5.

 Ответы детей:  Богатыря вооружали копьём, мечом,  палицей, щитом, луком  и стрелами.

Воспитатель: Дети, скажите, из какого материала создавали орудие воинам?

Ответы детей: Сначала создавали из дерева, камней, палок, верёвок. А потом кузнецы научились  создавать орудие из железа.

Воспитатель: Как вы думаете, какое орудие прочное и тяжёлое?

Ответы детей: Железное орудие  тяжёлое и прочное.  Оно не сломается во время боя и не сгорит в огне.

Давайте встанем и покажем, какой был богатырь.

Физкульминутка.

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,(круговые движения двумя руками над головой),

На границе стоял, (имитация стойки богатыря: ноги широко расставить),

Зорко - зорко наблюдал,(подносит ладонь к бровям и наблюдает , поворачивая голову вправо-влево),

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!(Сгибает руки к плечам, напрягая мышцы рук).

Слайд № 6.

Воспитатель: А как называется одежда воина?  Из чего она была сделана?

Ответы детей: кольчуга, шлем. Кольчуга изготовлялась из железных колец,

Воспитатель:  Богатыри – это конные воины, Каждый воин имел своего коня, щит и меч. Самая странная часть вооружения знатного богатыря - это кольчуга (чешуйчатый доспех с  защитой рук от плеча до локтя). Такую кольчугу стали называть «панцирь». Богатыри надевали по 2-3 кольчуги друг на друга, чтобы меч  врага не поранил их.

Слайд № 7.

Воспитатель: Кто скажет, зачем и какую одежду надевал воин под  кольчугу?

Ответы детей: Под доспехи надевалась рубаха из хлопка, на ноги надевались штаны – шаровары. Раньше их называли портки.  Чтобы железная кольчуга не поцарапала тело воина.

Воспитатель: Дети, кто знает пословицы или поговорки про богатырей?

Ответы детей:  «Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт». «Жить - Родине служить!».  «Если дружба велика, будет Родина крепка».

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами многое узнали и повторили то, что вы уже  знали о богатырях Руси.  Если вы  всё, о чём мы говорили,  запомнили. Значит   вас можно считать  образованным человеком. А знать историю своей страны обязан каждый патриот.

Воспитатель:  Кого из богатырей вы запомнили ?

Ответы детей: Илья Муромец. Алеша Попович, Добрыня. Святогор. Никита Кожемяка.

Воспитатель: Воинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания.

Наиболее ярким патриотом Руси  выступает богатырь Илья Муромец.  Его служение народу, защита Родины составляют для Ильи единственный смысл жизни. Он не выбрал ни «ту дороженьку, где богату быть», ни «ту дорожку, где женату быть», а «поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть».  Он идет в бой «ради жён и малых детушек, ради народа святорусского».

Заключительная часть:   «Собери богатыря в поход» (Дети собирают разрезные картинки: орудие и доспехи богатырей).

Воспитатель:  Дети. Молодцы! Все активно работали на занятии. Вы все заработали медали. Раньше награждали воинов медалями за храбрость и отвагу (раздать медальки, нарисованные на листке бумаги). Вот такие медали мы с вами раскрасим после занятий.

Воспитатель:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

Занятие в подготовительной группе «Защитники Руси»

Тема недели: «Защитники Руси» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Здоровье», «Чтение художественной литератур...

Защитники Руси

Музыкально - спортивное развлечение,посвященное Дню Защитника Отечества....

конспект НОД по рисованию в старшей группе "Богатырь - защитник Руси"

В рамках проекта ДОУ "Славе не меркнуть - традициям  жить!" мы провели с ребятами комплекс мероприятий, игр, организовывали тематические дни, и, конечно, знакомились с фольклором, худож...

Проект по духовно-нравственному воспитанию юного патриота « Богатыри земли русской – история подвига»

Актуальность ПроектаОдной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей...

ООД по развитию речи в старшей группе "Богатыри - защитники Руси" 2022 уч.год

Организованная образовательная деятельность "Богатыри - защитники Руси"  разработана для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. по лексической теме "За...