Сказка-ложь да в ней намек
статья (средняя группа)

Бойчак Лариса Александровна
 
 В воспитании детей необходимо находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_lozh_da_v_ney_namek.docx10.56 КБ

Предварительный просмотр:

  «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Автор: Бойчак Лариса Александровна  

 воспитатель высшей категории  

 

Аннотация: Статья раскрывает роль  сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников. Показывает зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм. Особое внимание обращено на то, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

  Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Сказка является средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

    Еще А. С. Пушкин, величайший русский писатель, писал: «Что за прелесть эти сказки!». Он, разумеется, прекрасно понимал природу сказки, ее особенные черты в ряду других произведений литературы: ведь он сам написал множество сказок для детей, пользующихся популярностью и сегодня. «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Я уверена: каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло, где царили чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждались.

Книгу сказок можно назвать своеобразным «учебником жизни» для ребенка, через который он получает основы нравственного воспитания. 

Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании. Наряду с такими видами фольклора, как пословицы и поговорки, сказки аккумулируют в себе жизненный опыт и моральные принципы многих поколений. 

Ребенок, слушая сказку, входит в многогранный и сложный мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. Поэтому при помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. А ведь известно, что воспитание нравственности в подрастающем поколении – это одна из главных задач общества, реализуемая, в частности, и через сказки. В детстве личность человека только начинает формироваться, поэтому этот период жизни – самый благоприятный для формирования моральных принципов и убеждений. 

     Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо). Наша задача воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками.

Я начинала знакомить детей с обширным и разноплановым миром фольклора с таких маленьких жанров как потешки, песенки, прибаутки, частушки. Несмотря на то, что такие произведения, в отличие от сказок, чрезвычайно коротки, их содержание многогранно и отражает различные идеи. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). 

Детей нужно научить оценивать свои поступки. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Систематически в течение года я читаю или рассказываю своим воспитанникам сказки, провожу с ними занятия, на которых они могут больше узнать об этом жанре народного творчества. Зачастую при чтении сказки я показываю детям картинки, на которых изображены герои произведения и события, происходящие в сказке. Это помогает детям понять смысл сказки, облегчает их восприятие литературного произведения. 

В своей работе использую элементы сказкотерапии вход и выход детей в сказку, в необычный и магический вымышленный мир. Это значит, что, прежде чем начать читать сказку, надо объяснить детям их проход в сказочный мир. Обычно для этой цели использую различные предметы, символизирующие магические инструменты: волшебная палочка или произносятся заклинания. Другой способ – показать детям героя-проводника, пришедшего из сказочного мира, чтобы пригласить туда детей. Этого можно добиться при помощи куклы их кукольного театра. Процесс входа и выхода детей в сказку необходим для того, чтобы сгладить резкий переход от обыденности к волшебству, царящему в мире сказок. 

 В воспитании детей необходимо находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Дети стремятся подражать сказочным героям, которые им симпатичны, сюжеты сказок переносятся в детские игры, проживая в игре жизнь сказочных героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают детей в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании детей неоценима.

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.

 Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка, развивает умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.

Очень важной для воспитания детей особенностью сказок является счастливый конец истории. Какими бы трудными ни были испытания, выпавшие на долю героя, он обязательно сможет преодолеть их все и жить счастливо. В этом заключается моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло, каким бы могущественным оно ни было. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения. 

Еще И. А. Ильин – известный русский педагог и философ – говорил: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» 

Подводя итоги можно сделать вывод, что ценность сказок заключается в их влиянии на общее развитие ребенка и особенно на нравственное воспитание. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. 

Формы взаимодействия с родителями:

  • анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка»;
  • памятка «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников»;
  • привлечение к созданию театрализованного уголка в группе, уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам и участие в них;
  • выставка рисунков, поделок по мотивам сказок («Наши любимые сказки», «Зимние сказки», и т.д.);
  • информационные стенды;

- папки-передвижки «Читаем детям», «Рисуем сказку» и т.д.;

  • выставки дидактических игр и рекомендованной литературы;
  • консультации «Как подружить ребенка с книгой», «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказку», «Книги и театр»;
  • индивидуальное собеседование «О чем и как беседовать с детьми после рассказывания или чтения сказки», «Читаем и играем», «Особенности чтения сказок о животных» и т.д.;
  • родительское собрание «Сказка ложь да в ней намек» (с инсценированием сказки, чаепитием);

- представление семейного опыта «Сказка в жизни ребенка».

дидактические игры "Русские народные сказки" Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- театрализованное представление к празднику " ДЕнь Матери" . " Сказка ложь , да в ней намек,,!

Сценарий построен на интеграции разлтичных  образовательных областей. В представлении принимают участие дети, педагоги и родители....

Сценарий театральной сказки «Сказка ложь, да в ней намек»

Главная цель  в театральной деятельности - развить творческие способности у детей  сред­ствами театрального искусства. Занятие театральной деятельностью развивают у детей смекалку, спос...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Воспитание сказкой "Сказка - ложь, да в ней намек....."

До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает де...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Викторина по сказкам для детей дошкольного возраста «Сказка - ложь, да в ней намек...»

Развивать активное мышление детей; вызвать интерес к фольклорным произведениям....

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия: Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия:Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»Акция «Здоровое сердце» прош...