ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья (подготовительная группа)

 В данной статье представлена организация работы МБДОУ по коррекционно-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_doklad_deti_s_ovz.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Волкова Г.А.

ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN A PRE SCHOOL INSTITUTION.

Volkova G.A.

Аннотация. В данной статье представлена организация работы МБДОУ по коррекционно-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Annotation. Тhis article presents the organization of the work of MBDOU on correctional and pedagogical assistance to children with general speech underdevelopment.

Ключевые слова. Коррекционно-педагогическая помощь; дети с общим недоразвитием речи; реализация индивидуальной программы или маршрута.

Keywords. Correctional and pedagogical assistance; children with general speech underdevelopment; implementation of an individual program or route.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей. К воспитанию таких детей нужен особый подход. К ним относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (слухового аппарата).
  2. Дети с ОНР (общее недоразвитие речи).
  3. Дети у которых наблюдается патология опорно – двигательного аппарата.
  4. Дети с проблемами психического развития, умственного развития.
  5. Дети с нарушениями общения, ежедневными расстройствами.

Для полноценной работы по воспитанию таких детей необходимо создание комплексного подхода, системы психолого – педагогических условий, которые содействуют в воспитании и адаптации, а также личностному росту в социальном мире. [3]

Прежде всего необходимо выявить особые потребности детей с ОВЗ. Нужно осуществить медико – психологическую и педагогическую помощь. Для детей с ограниченными возможностями, посещающие детский сад целесообразно разработать алгоритм действий. В первую очередь осуществляется встреча с семьей, из которой выясняется информация о развитии ребенка, о его возможностях здоровья. Затем заключается договор между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями). После этого разрабатывается индивидуальный маршрут ребенка, исходя из заключения ПМПК (психолого-медико- педагогическая комиссия). Воспитателями создаются условия в РППС (развивающая предметно – пространственная среда), составляется перспективный план работы с детьми. Проводится анализ освоения ребенком образовательной программы, а также промежуточная диагностика. Важно консультировать родителей, законных представителей об изменениях в поведении и развитии их ребенка.

У детей дошкольников усиленно развивается устная речь, поскольку в данный период укладывается предпосылки для письма. В настоящее время заметно увеличилось количество детей с нарушение речи, затрудняется выражение мыслей, это является результатом задержки развития лексической системы языка, так как появляются новые формы прямого общения. Все это очевидные факторы культурологической депривации [4].

МБДОУ «Детский сад №165» включает в себя 12 групп, 2 из которых компенсирующей направленности (логопедические). Главной целью работы групп с детьми ОНР является вовлечение детей с теми или иными проблемами в детский коллектив. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно среди сверстников.

Одно из направлений работы нашего детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Коррекционная работа с детьми по основным направлениям обучения в подготовительной группе элементов с пересказами ОНР, в течение второго года обучения:

1. Составление предложений по предметным картинкам.

2. Восстановление разного рода деформированных предложений, когда слова даны в перемешку.

3. Составление предложений по определенным картинкам с демонстрацией на фланелеграфе.

Важную роль в организации коррекционно-образовательного воздействия в условиях МБДОУ для детей с общим недоразвитием речи играет работа учителей-логопедов. Воспитатель во всем помогает учителю – логопеду, осуществляет наряду с ним целый комплекс задач:

  1. Закрепление речевых навыков по заданию учителя – логопеда.
  2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса.
  3. Систематическое контролирование поставленных звуков логопедом.

Все занятия с детьми проводятся в специально оборудованном речевом уголке, который содержит различный материал для закрепления всех компонентов устной речи. Данные уголки постоянно пополняются и обновляются. Учителя - логопеды занимаются перед зеркалом, за столом, повторяя и закрепляя индивидуальные задания с ребенком. Это благоприятствует исключению грамматических и фонетических ошибок, которые допускаются детьми.

В работе над формированием речи наши учителя - логопеды советуют использовать индивидуальный подход, а именно: наглядность, доступность, сознательность. Работа логопедической группы предусматривает использование на первых этапах опоры на внешние действия, затем они переводятся во внутренний план. Что касается логопедическая работа, она представляется постепенной и проводится сразу над развитием всех сторон речи (лексико- грамматической, фонетико-фонематической). Чаще всего логопедические занятия проводятся в игровой форме, т.к. ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Работа по логопедии является одним из разделов коррекционного процесса по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с ОНР.

Перед педагогами стоит очень важная задача по социализации детей на уровне детского сaдa, является вовлечение их в детский коллектив.

Грамотные и опытные педагоги нашего детского сада стараются помочь каждому ребенку, с нaрушениями и без них, нaучиться жить, развиваться совместно со сверстниками. Своевременная грамотная помощь детям с нарушениями речи на уровне МБДОУ является важным связующим звеном в системе. Является важным фактором в развитии.

В нашем детском саду воспитатели стараются нaходить индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь это способствует к активной деятельности ребенка в жизни коллективa и общению со сверстникaми.

Специально уделяется внимание развитию умения у детей слушать, а также понимать речь, обращенную к ребенку. Учителя – логопеды закрепляют в речи детей лексико-грамматические конструкции, которые включают в себя существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным значением, а также глаголы единственного и множественного числа прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2003.Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
  4. Баранов М. Т., Прудникова А.В. Русский язык для дошкольников. - М.: Просвещение, 2013. - 289 с.
  5. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Для того, чтобы дети усвоили выполнение физических упражнений вначале мы их разучиваем на физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использу...

Организация работы с родителями в специальном дошкольном учреждении

Предлагаю вашему внимаю реферат по работе с родителями в специальном коррекционном учреждении. В работе имеется обзор литературы по данному вопросу, а также описаны методы практического решения постав...

Домашний детский сад. Взаимодействие частной инициативы и муниципального детского сада по организации работы с детьми, неохваченными услугами дошкольного образования

АннотацияВыпускной аттестационный проект посвящен решению актуальной проблемы повышения доступности дошкольного образования в России путем создания домашних детских садов. Автор провел анализ организа...

Организация работы с детьми ОВЗ на дошкольном уровне

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Гр...

Консультация для педагогов в формате деловой игры по теме: «Формы организации работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении по ФГОС»

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу  всей Земли.      ...