Познавательное развитие у детей с ЗРР
консультация

Дыбко Наталья Георгиевна

Познавательное развитие у детей с ЗРР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitieszrr.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие у детей с ЗРР.

Отставание ребенка в овладении речью при сохранном интеллекте и без психических отклонений называется задержкой речевого развития.

В поведении наблюдаются заметные отклонения от нормы. Это может выражаться в гиперактивности, неумении сосредоточиться на определенном занятии, повышенной утомляемости.

Малыш не может самостоятельно есть, брать в руку ложку или вилку, неверно держит карандаш, неуклюж, часто падает. При отсутствии коррекционной работы отставание может перерасти в задержку психо-речевого развития. ЗПРР тяжелее поддается коррекции.

Нормой считается, если:

  • К четырем месяцам малыш узнает близких, улыбается, гулит, плачет, если его не берут на руки.
  • У ребенка хорошо развиты хватательные рефлексы.
  • В год у него имеется не менее 10 слов в обиходе. Они могут быть сокращенными, состоять из слогов, однако, малыш должен понимать их значение, показывать, реагировать на правильное произнесение взрослыми (принеси мяч, подай куклу).
  • К 2 годам словарь заметно расширился (до 150 слов). Ребенок произносит фразы, короткие предложения.
  • В 2 с половиной года употребляет прилагательные, знает собственное имя, в словаре до 300 слов, пытается задавать вопросы.
  • В 3 года дети уже в достаточной мере овладевают связной речью, используют предлоги, правильно используют окончания, строят предложения из нескольких слов. Посторонний человек должен понимать, что говорят дети в этом возрасте.

Выделяют физиологические и социальные факторы ЗРР.

К физиологическим относят:

  • внутриутробные инфекции, травмы, кислородное голодание, перенесенные тяжелые заболевания, операционное вмешательство; во время беременности женщина может перенести ряд заболеваний, инфекций, оказывающих влияние на формирование органов плода, развитие головного мозга, нервной системы.
  • токсикоз беременности;
  • патологии органов артикуляции (неба, губ, языка);
  • нарушения слуха и зрения;
  • наследственная предрасположенность;
  • частые простудные заболевания;
  • органическое поражение мозга; курение, употребление алкоголя, прием антибакте-риальных препаратов сказываются на формировании организма
  • аутизм, детский церебральный паралич, задержка психического развития.

К социальным факторам относят:

  • отсутствие внимания со стороны взрослых;
  • невнятная и слишком громкая речь, ограничение общения, замещение его телевизором, компьютером;
  • отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира (когда родители исполняют любую прихоть ребенка), гиперопека;
  • воспитание в двуязычной семье;
  • чрезмерное давление со стороны взрослых, принуждение к занятиям, оказывающим отрицательное влияние на желание говорить;
  • педагогически запущенный ребенок.

При исследовании высших психических функций у детей с ЗРР наблюдаются истощаемость, сужение объема и концентрации внимания, нарушения зрительного, слухового, двигательного внимания, недостаточность зрительного восприятия, снижение объема речеслуховой памяти, двигательной и речеслуховой памяти, недостаточность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Дети  с ЗРР затрудняются  обобщать и группировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи.

Можно сделать вывод, что состояние высших психических функций у детей раннего возраста с ЗРР находятся на среднем и низком уровне. Для них характерны: низкая умственная работоспособность, быстрая истощаемость психических процессов, замедленное формирование пространственно-временных представлений, замедленное формирование высших психических функций.

Если своевременно не начать коррекционные занятия с дефектологом, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: ЗПР, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка - формирование замкнутости и закомплексованности.

Согласно исследованиям, отделы мозга, отвечающие за речь, окончательно формируются к трем годам. Человек на первом году жизни еще не владеет необходимыми навыками для полноценного общения. Но ему доступна имитация. Именно благодаря ей закладывается основа для понимания норм речи, единиц языка и правил их использования. В этом возрасте сложно выявить ЗРР, но при внимательном наблюдении можно заметить ряд признаков, указывающих на нарушение. 

Характеристика ЗРР в первый год жизни (внешние проявления):

Характеристика

Особенности детей с ЗРР

Физическая характеристика

  • наблюдаются проблемы с глотанием, сосанием.  нежелание жевать твердую пищу (ребенок давится, если еда не перетерта) в возрасте полутора лет;

со стороны НС наблюдается повышенная возбудимость или пассивность; при манипуляциях с игрушками нет определенной цели; рот постоянно приоткрыт;

Характеристика речи

Пассивный словарь (понимание)

отсутствуют эмоциональные реакции (не улыбается, не реагирует на голос матери); плохая или полностью отсутствующая реакция на обращенную речь;

  • слабая реакция на посторонние звуки в год;

Активный словарь

  • отсутствие активности в доречевом периоде, вялая реакция на появление родителей, гуление и лепет начинаются значительно позже 4 месяцев или вовсе не появляются; первые слова;


Характеристика

Особенности детей с ЗРР

Физическая характеристика

плохо развита мелкая моторика рук; плохая координация мышц языка, губ

Характеристика речи

Пассивный словарь (понимание

  • Ориентируются в названиях предметов, но испытывают сложности с пониманием слов, обозначающих действия 
  • отсутствие навыка показа по образцу в 1,5-2 года;

Активный словарь

-не более 10 слов схожей конструкции: слова из 2-3 открытых слогов (мама, баба, папа); 

-используют только открытые слоги, при необходимости меняют слово, добавляя гласную;

часто вместо слова используют один слог или звук; 

полисемантика (то есть один звук или слог используется для обозначения разных предметов);

нет пополнения активного словаря, используют только постоянные, хорошо знакомые конструкции

  • эхолалия (неосознанный повтор звуков и слов за взрослыми);

Характеристика двухлетних детей с ЗРР:


Задержка речевого развития, характеристика детей 2-3 лет:

Характеристика

Особенности детей с ЗРР

Физическая характеристика

  • слюнотечение, открытый рот (в связи со слабостью артикуляционных органов и наличия парезов);

физическая активность низкая. Есть проблемы с координацией и чувством равновесия;

не развит «щипковый» захват. Проявляется в том, что небольшой предмет дошкольник берет всей кистью, а не пальцами. 

Характеристика речи

Пассивный словарь (понимание

предпочитает индивидуальные игры;

 не запоминает новые слова, пассивный словарь не соответствует норме; не стремится к общению с другими людьми

Активный словарь

в активном словаре не более двух десятков слов. Не может назвать части тела или окружающие предметы; не использует простые фразы; 

по-прежнему использует лепетные слова; в речи отсутствуют неологизмы (выдуманные слова, образованные по аналогии с известными); речь невнятная, непонятная для окружающих; 

В этом возрасте отставание в речи уже заметно сказывается на вербальной памяти и запоминании.


Характеристика при ЗРР после 3-х лет:

Характеристика

Особенности детей с ЗРР

Физическая характеристика

быстрая утомляемость; неловкость; плохо развитая моторика кистей рук и пальцев; двигательная активность низкая, очень часто хаотична; плохая координация движений

Психологическая характеристика (особенности психического развития при задержке речевого развития)

испытывает сложности с запоминанием новой информации; внимание неустойчивое; не сформированы представления о пространстве и окружающем мире; нет понимания связи между причиной и следствием; быстрая потеря интереса; не развивается логика (дошкольник с трудом сравнивает, обобщает, анализирует информацию); есть трудности в понимании сложных инструкций; плохо развиты навыки самообслуживания; низкий самоконтроль, не доводит дело до конца; всячески избегает общения, в играх предпочитает те, в которые можно играть одному. Во многих случаях не испытывает вообще потребности в игре, может начать играть только по инициативе взрослого. Игры однообразны

Характеристика речи

Пассивный словарь (понимание

Словарный запас гораздо ниже нормы. Не всегда в состоянии понять инструкцию педагога

Активный словарь

использует слова и фразы из мультфильмов; речь невнятная, часто нарушено звукопроизношение; предложения использует примитивные


С возрастом задержка в умственном развитии становится все ощутимее, поэтому характеристика со временем будет все сильнее меняться. Несмотря на то, что информация нужна, в первую очередь, специалистам, родителям также будет полезно с ней ознакомиться. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, пересмотреть свои методы воспитания.

Для детей с ЗРР характерны: неустойчивое внимание, несобранность, неумение вовремя включится переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий, т.к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.

Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипковый захват», дети не могут точно, координированно выполнять движения губами, языком.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой памяти у таких детей  заметно снижены, по сравнению с нормально говорящими сверстниками, вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (двух-трех ступенчатые, опускают некоторые их элементы, заменяют последовательность предложенных заданий. Заучивая стихи, дети переставляют слова, заменяют их на другие, пытаясь передать смысл стихотворения, а  неточно воспроизвести его, т.к. смысловое содержание стихотворения для детей важнее, чем ритмический рисунок.

У некоторых детей отмечаются низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливают, по словам И.И.Мамайчук, некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступные их возрасту, дети однако, отстают в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, без специфического обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением.

 У детей с ЗРР чаще наблюдается отсутствие внимания к речи, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.

Т.о, приходим к выводу, что у детей с ЗРР задерживаются и другие психические процессы, особенно тесно связанные с речью. Развитие ребенка при ЗРР отличается своими темпами, уровень развития ребенка соответствует уровню развития нормального, но младшего по возрасту.

 В основу коррекционной работы с детьми с ЗРР положено формирование у них предметно-практической деятельности. В процессе становления предметной деятельности у ребенка развиваются:

  1. ориентировочные реакции на новый предмет,
  2. умение выделять предметы,
  3. способы действия с ними;
  4. ориентировка на свойства и качества предметов.

Недоразвитие предметных действий в значительной степени оказывает негативное влияния на формирование восприятия и таких его свойств, как константность, предметность, обобщенность. Все это определяет основные задачи психологической коррекции. Среди этих задач выделяются следующие;

  1. обучение детей с ЗРР усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;
  2. развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия.

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы;

  1. принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий,
  2. принцип доступности заданий,
  3. принцип систематичности занятий, предполагающий и определенную частоту занятий,
  4. принцип закрепления усвоенного.

Педагог в процессе обучения детей с ЗРР предметно-практическим манипуляциям формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предмета.

Во время занятий ребенку необходимо показать такие действия, совершая которые он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет в рамках городского «Фестиваля занятий по патриотическому воспитанию детей», посвященного дню Победы.

Форма занятия (телемост и экскурсия по городу) и его содержание способствуют развитию познавательного интереса у детей, социализации ребенка, проявлению нравственно-патриотических качеств и реал...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности c элементами квеста по образовательным областям «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Подарок Сарпике»

 Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, спереди, сзади) и на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа....

Статья по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной деятельности"

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы...

Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие» для детей с задержкой психического развития подготовительного к школе возраста

Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие» для детей с задержкой психического развития подготовительного к школе возраста1. Сенсорное развитие...