Познавательно-творческий кружок "Всезнайка" для детей средней группы
материал (средняя группа)
Познавательно-творческий кружок "Всезнайка".Средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-tvorcheskiy_kruzhok_vseznayka.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческий кружок «Всезнайка».Средняя группа
Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Цель и задачи программы
3.Принципы работы, методы и приемы, оборудование.
4.Тематическое планирование по месяцам.
5.Список литературы
Пояснительная записка:
Направление: познавательное развитие
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:
Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи деятельности кружка «Всезнайка:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Принципы работы:
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы:
- словесный
- наглядный
- практический (организация продуктивной деятельности детей)
Оборудование:
для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка.
для творчества:
- бумага белая и цветная, картон
– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
– пластилин,
– салфетки;
Тематическое планирование по месяцам
Месяц | Тема | Программное содержание(цели ,задачи) | Формы работы |
Октябрь «Мир растений» «Мир птиц» | 1. «Наши зеленые друзья»» 2. «Осеннее дерево» | Обобщить представления о растениях, классифицируя их,формировать представления о жизненных потребностях растений» Познакомить с новым видом изобразительной техники – печать листочками. Развивать чувства композиции, цветовосприятия | Беседа. Показ иллюстрации. Изобразительная деятельность.Печать листьями. |
3. Необычные растения мира 4. | Формировать представления детей о необычных растениях мира: название, внешний вид, строение. | Презентация | |
5. «Перелётные птицы» 6. «Птички прилетели» | Закреплять и расширять представления о птицах, о пернатых родного края: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закрепить умение детей складывать круг пополам, воспитывать аккуратность при складывании и наклеивания деталей | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». Конструирование | |
7. Зимующие птицы» 8. «Знаток птиц» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, умение узнавать их по описанию ,по внешнему виду, среде обитания | 1.Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» 2. Рассказ о жизни птиц зимой 3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам» Викторина | |
Ноябрь «Мир песка и глины» | 1.Познание «Песочная страна» 2. «Разнообразные фигуры» | Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике. | Рисование песком |
3.«Глина и песок» 4.Глиняная посуда | Познакомить детей с природными материалами: песок, глина.Учить сравнивать песок и глину. | 1. Рассказ о свойствах песка и глины. Как используются эти природные материалы. 2. Рассмотреть песок и глину. Чем они отличаются. | |
5.«Знакомство детей с почвой» 6. | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | 1. Просмотр иллюстрации «Я и природа». 2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву» | |
7. 8. |
| ||
Декабрь «Мир воды» «Мир рыб» «Мир камней» | 1«Вода вокруг нас» 2.« Вода бывает тёплой, холодной, горячей». | Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде. познакомить со способом получения холодной,теплой,горячей воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. |
Просмотр презентации «Вода в окружающей среде.» Опыт |
3. «Где быстрее?»
4. Взаимодействие воды и снега | Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Выявить условия изменения агрегатных состояний воды (лед – вода, вода – лед ) Формировать представление детей о свойствах снега, воды; от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. | 1. Проведение экспериментов 1. Наблюдение за свойствами снега, воды. Провести опыты. 2. Беседа о защитных свойствах снега. | |
5. «Кто живёт в реке» 6. «Рыбки в аквариуме» | Познакомить детей с представителями водного мира родного края. Показать их особенности. Познакомить детей с аквариумными рыбками.закрепить умение вырезать по контуру . | 1. Беседа, «Какие животные называются водными» 2. Рассматривание иллюстраций «Речные обитатели» 3. Загадывание загадок. Аппликация | |
7. Почему камни бывают» разноцветными?
«Плавучий камень» 8. «Камни пишут и рисуют» | Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. Смоделировать силу и воздействия воды Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. | Просмотр презентации Опыт Изобразительная деятельность | |
Январь «Мир химии» | 1Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень» | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | |
Занятие №3-4. Опыт №2 «Красочный сахар» | Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар | ||
Февраль «Мир воздуха» | 1.Что такое воздух? 2. Поиграем с воздухом.« Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | эксперимент. |
«Мир температуры» | 3. Познание Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка;. 4.Практика Изготовление модели «Термометр | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели. | Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словарный запас детей. Конструирование из бумаги |
5. 6. | |||
7. 8. | |||
Март «Мирживотных» | 1.Животные нашего леса 2.Н.Сладков «Неслух» | Закреплять и расширить представления детей о животном мире нашего леса ,учить узнавать животных по изображению и словесному описанию Познакомить с рассказом Н.Сладкова «неслух» | Викторина. Демонстрационный материал. Чтение рассказа |
3.Животные жарких стран 4.Мое любимое животное | Познакомить детей с животными жарких стран :название ,внешний вид, их строение, чем питаются, характерные повадки | Просмотр видеоролика Лепка | |
5. Животные севера.«Почему белые медведи не живут в наших лесах?» 6.Загадки о животных | Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Закреплять умение отгадывать загадки | Просмотр презентации «Животные Севера». Беседа «Почему белые медведи не живут в наших лесах» | |
7. Домашние животные 8.Мой любимый котенок | Закрепить и расширить знания детей о домашних животных ,где живут.чем питаются.какую пользу приносят. Закрепить умение рисовать тычками. | Изобразительная деятельность | |
Апрель «Мир космоса» | 1. «Что такое метеориты?» 2. «Космос» | Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли | Беседа и просмотр презентации Изобразительная деятельность |
3. «Первые люди в космосе» 4. «Ракета» | Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук | Беседа Аппликация | |
5. 6. | . | ||
7. 8. | |||
Май «Мир света» «Мир насекомых» | 1.Путешествие в мир света» 2. «Свет повсюду»
| Уточнить и расширить представление детей об истории развития источников светас древнейших времен по настоящее время. Показать значение света,обьяснить что источники света могут быть природные и искусственные | Беседа. Просмотр иллюстрации. Беседа.Эксперимент |
3.К.Чуковский«Краденое солнце» 4. Поделка «Солнышко | Познакомить с произведением К.Чуковского «Краденное солнце» Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами | Чтение расказа Аппикация | |
5. «Насекомые родного края» 6. «Бабочка» | Формировать представление о насекомых родного края. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Научить выполнять бабочку способом оригами | 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. Оригами | |
7. «Редкие насекомые» 8. Диагностика | Познакомить детей с Красной книгой,редкими насекомыми,занесенными в к Красную книгу Выявление уровня знаний | Беседа. Демонстрационный материал Викторина.Игры. |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
3. Энциклопедия «365 научных экспериментов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Радуга-дуга"
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо ...
Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"
Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"Подготовила: Воспитатель средней группы "Гномики" Травушкина Елена ДмитриевнаПродолжительность: долгосрочный (01.09.2015 - 31.08....
Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Домашние питомцы».
Цель данного пректа воспитывать любовь к живой природе, бережное и заботливое отношение к домашним питомцам, развивать коммуникативные навыки посредством рассказов детей о домашних любимцах, создать п...
Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Времена года»
Проект«Времена года»Долгосрочный (октябрь - август, познавательно – творческий проект для детей средней группы.Цель проекта: формирование начал экологической культуры у детей дошко...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...
Долгосрочный познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любова...
Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»
Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»Актуальность. ...