Познавательно-творческий кружок "Всезнайка" для детей средней группы
материал (средняя группа)

Султанова Валентина Васильевна

Познавательно-творческий кружок "Всезнайка".Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-tvorcheskiy_kruzhok_vseznayka.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий кружок «Всезнайка».Средняя группа

                                                                                       

Содержание:

1.Пояснительная записка

2.Цель и задачи программы

3.Принципы работы, методы и приемы, оборудование.

4.Тематическое планирование по месяцам.

5.Список литературы

Пояснительная записка:

Направление: познавательное развитие

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:

Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.

Задачи деятельности кружка «Всезнайка:

1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  1. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  2. формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  3. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  4. расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
  5. развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
  6. развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Принципы работы:

  • Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
  • Принцип погружения в проблему
  • Принцип взаимности и доброжелательности

Методы и приемы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический (организация продуктивной деятельности детей)

Оборудование:

для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий),  стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка.

для творчества:

- бумага белая и цветная, картон

– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;

– пластилин,  

– салфетки;

Тематическое планирование по месяцам

Месяц

Тема

Программное содержание(цели ,задачи)

Формы работы

Октябрь

«Мир растений»

«Мир птиц»

1. «Наши зеленые друзья»»

2. «Осеннее дерево»

Обобщить представления о растениях, классифицируя их,формировать представления о жизненных потребностях растений»

Познакомить с новым видом изобразительной техники – печать листочками. Развивать чувства композиции, цветовосприятия 

Беседа. Показ иллюстрации.

 Изобразительная деятельность.Печать листьями.

3. Необычные растения мира

4. 

Формировать представления детей о необычных растениях мира: название,  внешний вид, строение.

Презентация

5. «Перелётные

птицы»

6. «Птички прилетели»

Закреплять и расширять представления о птицах, о пернатых родного края: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

 Закрепить умение детей складывать круг пополам, воспитывать аккуратность при складывании и наклеивания деталей

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

Конструирование

7. Зимующие птицы»

8. «Знаток птиц»

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику,  издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

Закреплять знания детей о птицах, умение узнавать их по описанию ,по внешнему виду, среде обитания

1.Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

2. Рассказ о жизни птиц зимой

3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

Викторина

Ноябрь

«Мир песка и глины»

1.Познание

«Песочная страна»

2. «Разнообразные фигуры»

Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость

Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.

Рисование песком

3.«Глина и песок»

4.Глиняная посуда

Познакомить детей с природными материалами: песок, глина.Учить сравнивать песок и глину.

1. Рассказ о свойствах песка и глины. Как используются эти природные материалы.

2. Рассмотреть песок и глину. Чем они отличаются.

5.«Знакомство детей с почвой»

6.

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

1. Просмотр иллюстрации «Я и природа».

2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву»

7.

8.

 

Декабрь

«Мир воды»

«Мир рыб»

«Мир камней»

1«Вода вокруг нас»

2.« Вода бывает тёплой, холодной, горячей». 

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Воспитывать бережное отношение к воде.

 познакомить со способом получения холодной,теплой,горячей  воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.  Воспитывать аккуратность при работе с водой.

 

Просмотр презентации

«Вода в окружающей среде.»

 Опыт

3. «Где быстрее?»

 

4. Взаимодействие воды и снега

  Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Выявить условия изменения агрегатных состояний воды (лед – вода, вода – лед )

Формировать представление детей о свойствах снега, воды; от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

1. Проведение экспериментов

1. Наблюдение за свойствами снега, воды. Провести опыты.

 2. Беседа о защитных свойствах снега.

5. «Кто живёт в реке»

6. «Рыбки в аквариуме»

Познакомить детей с представителями водного мира родного края.  Показать их особенности.

Познакомить детей с аквариумными рыбками.закрепить умение вырезать по контуру .

1. Беседа, «Какие животные называются водными»

2. Рассматривание  иллюстраций «Речные обитатели»

3. Загадывание загадок.

Аппликация

7. Почему камни бывают» разноцветными?

 

 «Плавучий камень»

8. «Камни пишут и рисуют»

Показать детям с помощью пластилина  каменные пласты, которые образуются миллионами лет.

Смоделировать силу и воздействия воды

Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде.

Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем.

Просмотр презентации

Опыт

Изобразительная деятельность

Январь

«Мир химии»

1Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень»

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Занятие

№3-4.

Опыт №2 «Красочный сахар»

Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар

Февраль

«Мир воздуха»

1.Что такое воздух?

2. Поиграем с воздухом.« Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

эксперимент.

«Мир   температуры»

3. Познание

Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка;. 

4.Практика

Изготовление модели «Термометр

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.  

Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели.

Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словарный запас детей.

 Конструирование из бумаги

5.

6.

7.

8.

Март

«Мирживотных»

1.Животные нашего леса

2.Н.Сладков «Неслух»

Закреплять и расширить представления детей о животном мире нашего леса ,учить узнавать  животных по изображению и словесному описанию

Познакомить с рассказом Н.Сладкова «неслух»

Викторина.  Демонстрационный материал.

Чтение рассказа

3.Животные жарких  стран

4.Мое любимое животное

 Познакомить детей с животными жарких стран :название ,внешний вид, их строение, чем питаются, характерные повадки

Просмотр видеоролика

 Лепка

5.  Животные севера.«Почему белые медведи не живут в наших лесах?»

 6.Загадки о животных

Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Закреплять умение отгадывать загадки

 Просмотр презентации «Животные Севера». Беседа «Почему белые медведи не живут в наших лесах»

7. Домашние животные

8.Мой любимый котенок

Закрепить и расширить знания детей о домашних животных ,где живут.чем питаются.какую пользу приносят.

Закрепить умение рисовать тычками.

Изобразительная деятельность

Апрель

«Мир космоса»

1. «Что такое метеориты?»

2. «Космос»

Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли

Беседа и просмотр презентации

Изобразительная деятельность

3. «Первые люди в космосе»

4. «Ракета»

Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук

Беседа

Аппликация

5.

6.

.

7.

8.

Май

«Мир света»

«Мир насекомых»

1.Путешествие в мир света»

2. «Свет повсюду»

 

Уточнить и расширить представление детей об истории развития источников светас древнейших времен по настоящее время.

Показать значение света,обьяснить что источники света могут быть природные и искусственные

Беседа. Просмотр иллюстрации.

Беседа.Эксперимент

3.К.Чуковский«Краденое солнце»

 4. Поделка «Солнышко

Познакомить с произведением К.Чуковского «Краденное солнце»

Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами

Чтение расказа

Аппикация

5. «Насекомые родного края»

6. «Бабочка»

Формировать представление о насекомых родного края. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Научить выполнять бабочку способом оригами

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

Оригами

7. «Редкие  насекомые»

8. Диагностика

Познакомить детей с Красной книгой,редкими насекомыми,занесенными в к

Красную книгу

Выявление уровня  знаний

Беседа. Демонстрационный материал

Викторина.Игры.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.

2. Л. Н. Менщикова  « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.

3.  Энциклопедия «365 научных экспериментов»   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Радуга-дуга"

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо ...

Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"

Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"Подготовила: Воспитатель средней группы "Гномики" Травушкина Елена ДмитриевнаПродолжительность: долгосрочный (01.09.2015 - 31.08....

Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Домашние питомцы».

Цель данного пректа воспитывать любовь к живой природе, бережное и заботливое отношение к домашним питомцам, развивать коммуникативные навыки посредством рассказов детей о домашних любимцах, создать п...

Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Времена года»

Проект«Времена года»Долгосрочный (октябрь - август, познавательно – творческий проект для детей средней группы.Цель проекта: формирование начал экологической культуры у детей дошко...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...

Долгосрочный познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любова...

Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»

Познавательно- творческий проект  для детей средней группы   «Детям знать положено правила дорожные!»Актуальность. ...