Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
методическая разработка

Лобанова Наталия Евгеньевна

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_prezentatsii_lobanova_n.e.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

Доклад

«Моя педагогическая находка»

 Тема: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников путем приобщения к русской народной культуре»

Выполнила воспитатель  

Лобанова Наталия Евгеньевна

Структурное подразделение №1 д. Бараново, 2023г.

 (1) Я, Лобанова Наталия Евгеньевна, воспитатель структурного подразделения №1, д. Бараново муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Владимирского детского сада «Ручеек» Воскресенского района, педагогический стаж моей работы 8 лет, но в данном учреждении я работаю 28 лет (20 лет – помощником воспитателя). Имею среднее профессиональное образование, окончила Дзержинский педагогический колледж, по специальности «Дошкольное образование», квалификация – Воспитатель  детей дошкольного возраста 2017 г.  Имею  первую квалификационную категорию – (2018г.).

     (2) Данная тема является одной составляющей плана самообразования,  на протяжении третьего года я углубленно работаю в данном направлении, это мотивировало наблюдениями за детьми:  у большинства детей проблемы с социально-коммуникативными навыками, они не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх. Актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.  

     (3) Условия  формирования личного вклада в развитие образования представлены   на слайде  3.  Я лишь затрону организационно - педагогические  условия: С  опытом работы выступала на педагогическом совете и родительском собрании, а также эту тему я взяла для презентации на РМО в 2022 году.

   (4) В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, социально не адаптированных. Что делать?

           Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО определяют одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

       Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

     Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста  через приобщение к русской народной культуре.  

Каким образом приобщение к русской народной культуре  влияет на социально-коммуникативное  развитие дошкольников?

   Приобщение к русской народной культуре способствует:

- усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в;

-формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 (5) Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б. П. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, К. А. Альбуханова - Славская, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, А. Ф. Полис и другие.

        Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социально-коммуникативном развитии человека;

  • социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
  • социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе.

     (6) Основная цель моей работы – Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре.

   В связи с целью, я поставила следующие задачи:

- Развивать социально-коммуникативные навыки путем создания системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы и методы работы.

- Обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми, прививать культуру общения.

- Прививать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

 - Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного, социального и нравственного  развития детей.

- Обогащать  предметно-пространственную среду  предметами русского быта.

- Организовать совместную  работу воспитателя,  родителей, социальных партнеров для социально-коммуникативного развития  дошкольников.

     (7) Ведущая педагогическая идея на слайде:  

Создание системы использования русской народной культуры в развитии социально-коммуникативных способностей дошкольников для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

     

 Направления работы:

  • создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей коммуникативному развитию детей;
  • разработка и организация системы народных игр по развитии социально-коммуникативных способностей дошкольников;

 - привлечение к сотрудничеству социальных партнеров и родителей;

 - выявить влияние русских народных традиций на развитие коммуникативных способностей дошкольников, помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста, приобщить к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, развить коммуникативные навыки.)

      (8) Важным для меня стало распределение работы поэтапно.

 * Подготовительный этап 

(изучение теории вопроса, методической литературы, определение идей предстоящей работы)

 * Проектировочный этап

(Педагогический анализ социально-коммуникативных навыков дошкольников,  выявление заинтересованности детей (проблемные ситуации)  и родителей,  совместное создание предметно – развивающей среды)

 *Организационно-исполнительский этап  

(использование  элементов русской народной культуры в  различных видах деятельности, привлечение родителей  к данной проблеме)

* Заключительный этап 

(подведение итогов, определение перспектив на ближайшие годы)    

         

    (9) Свою работу  начала с  анализа  методической литературы.

Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного  возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребенка.

И. Г. Гаврилова: «И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие».

 Исследователи, такие как М.В. Василенко, В.С. Воронов, Е.А. Флерина и другие отмечают, что русское народное искусство и культура имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью.

М.Д.Маханева: «Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения.»

  (10) Второй шаг - Педагогический анализ социально-коммуникативного развития дошкольников   и обогащение  предметно-пространственной среды.                                               Для диагностики социально-коммуникативного развития я взяла Методику Верещагиной Н.В. -СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014 «Диагностика педагогического процесса   дошкольной образовательной организации».

    (11) Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать средства, позволяющие решить задачи социально-коммуникативного  развития детей.

Разработаны:

  • конспекты организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию, конспекты с  использованием элементов народной культуры на других занятиях  и в режимные моменты.

Созданы:

  • комната русского быта;
  • различные виды театров по русским народным сказкам;
  • картотеки дидактических игр и упражнений;
  • картотеки с изделиями русских народных мастеров различных промыслов;
  • картотеки по русскому народному фольклору: потешки, загадки, поговорки, дразнилки и др.

Оформлены:

  • Лепбуки: «Богатыри земли русской», «Чудесный короб», «Как жили люди на Руси»;
  • альбомы с фотографиями, иллюстрациями по темам: история мужской и женской одежды России - головные уборы, обувь, сарафаны, рубахи и др.;
  • папка  передвижка  «Русская народная культура» .

Для родителей:

  •  рекомендации для родителей: «Приобщение детей к русским народным традициям», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации и др.

 

 (12-13) В группе созданы центры по приобщению к русской народной культуре:

- театральный центр, который состоит из различных видов театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.);  

- уголок русской избы;

- уголок дидактических игр;

- уголок прикладного искусства;

- уголок детского творчества.

     Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием:

 - ростовые куклы, театр, сделанный руками детей, театр на камнях, перчатках, теневой театр и др.;

- лепбуки «Как жили люди на Руси», Чудесный короб», «Богатыри земли русской»;

 - макет «Русская изба» для ознакомления детей с предметами крестьянского домашнего обихода;

- картотеки, дидактические игры.

      (14) Третий этап – это применение элементов русской народной культуры в разных видах деятельности. Для  системы в работе, я классифицировала формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

     (15)  Использовала:  совместную деятельность детей со взрослыми,

самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с семьей. Для реализации поставленных задач были использованы

  Применяла различные методы и приемы:

- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- Организация  предметно-развивающей среды;

- Индивидуальные беседы с детьми;

- Чтение и обсуждение  русских народных произведений;

 - Просмотр кукольных спектаклей по русским сказкам и беседы по ним;

- Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов;

- Дидактические игры;

- Подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;

- Моделирование ситуаций;

- Изготовление атрибутов, элементов русских народных костюмов;

- Подготовка и проведение досугов, праздников, соблюдая традиции русского народа;

- Реализация проекта «Русская изба».

       Элементы русской народной культуры (простейшие фольклорные песенки, потешки, поговорки, заклички), включаю в разные виды деятельности в течение дня:

-Утренняя гимнастика;  

-В виде появления сказочного героя  во время занятий;

- Во время прогулки;

- Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр;

-Индивидуальная работа;

-Самостоятельная работа.

  (16) Работа с родителями и социальными партнерами – одно из важнейших направлений. Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т.к. родители воспитанников главные помощники. Для родителей провела собрание  «Создание условий для социально-коммуникативного развития детей в группе», организовала семинар-практикум, на котором родители стали активными участниками изготовления лепбука «Как жили люди на Руси», в раздевалке оформила наглядную информацию «Приобщение к русской народной культуре». Родители были задействованы в изготовлении различных видов дидактических игр и др.

      Сотрудничество с социальным партнером Барановской сельской библиотекой очень важно для социального развития детей. Лаптева Н.Н. помогает проводить русские народные праздники: Масленицу, колядки, Осенины и др.  Также много читает, рассказывает и устраивает встречи с интересными людьми д. Бараново.

     (17) - Созданная система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы и методы работы способствовала развитию социально-коммуникативных навыков.

- Дети проявляют интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к играм.

 - Использовались в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного, социального и нравственного  развития детей.

- Обогатилась  предметно-пространственная среда  предметами русского быта.

- Организована совместная  работа воспитателя,  родителей, социальных партнеров для социально-коммуникативного развития  дошкольников.

       (18) Транслируемость:

  • Выступление на родительском собрании «Создание условий для социально-коммуникативного развития детей в группе»;

      Отчет  по теме самообразования

  • на педсовете в виде презентации проекта «Русская изба»;
  •    Представление методической разработки на РМО 2022г. «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем   приобщения к народному искусству»;
  •   Публикации в электронных СМИ;
  • Участие в конкурсах различного уровня по данной теме:

Творческий проект «Русская изба» - руководители Лобанова Н.Е., Шилова А.К. - 3 место в муниципальном конкурсе проектов «Я познаю мир»

Мой сайт   https://nsportal.ru/lobanova-nataliya-evgenevna 

Публикации на сайте  «Социальная сеть работников образования» htt:// nsportal.ru:

Конспекты ООД: «Гжель», «Городецкая сказка», «Хохломская роспись»

Конспект «Культура и быт русского народа»

 Литературная викторина «В стране сказок» по русским народным сказкам для детей средней группы.

   (19) Перспектива:

       -Продолжать внедрять элементы русской народной культуры во все виды детской деятельности.

      -Усложнять театрализованные инсценировки русских народных сказок  в соответствии с возрастом.

      - Пополнять  развивающую среду.

      -Обобщать и представлять  опыт  работы по представленной проблеме.

      -Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по коммуникативному развитию детей.  

 (20) Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск №5976. 31 декабря 2012 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

3. Боронина Е. Г. Приобщение детей 5 – 6 лет к традиционной народной культуре // Искусство и образование. 2006. № 4. С. 52 – 61.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.

5. Верещагина  Н.В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

6. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1999. 188 с.

7. Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество. М. : Академия, 2005328 с.

8. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2004. 248 с.

9. Маханёва М. Д., Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (2016г.)

 10. Силин В. П. Русское народное творчество. М. : Изобразительное искусство, 2001. С. 18. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Тема моего мастер –класса : « Формирование у детей 3- 4 лет первичных представлений о  признаках  объектов окружающего мира через использование методического приема персонификаци...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Тема: "Использование пальчиковых игр и упражнений для развития речи дошкольников"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Тема: «Использование  театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»...

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Доклад "Моя педагогическая находка"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Моя педагогическая находка - использование технологии макетирования в познавательном развитии дошкольников....