Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"
методическая разработка по аппликации, лепке

Кандина Ольга Вениаминовна

Моя педагогическая находка - использование технологии макетирования в познавательном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_prezentatsii_kandina_o.v.docx47.47 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

Доклад

«Моя педагогическая находка»

Тема: «Познавательное развитие дошкольников через применение технологии макетирования»

Выполнила воспитатель

Кандина Ольга Вениаминовна

Структурное подразделение №3 д. Капустиха, 2024г.

(1) Я, Кандина Ольга Вениаминовна, воспитатель структурного подразделения №3, д. Капустиха муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Владимирского детского сада «Ручеек» Воскресенского округа, педагогический стаж моей работы 30 лет, но в данном учреждении я работаю 10 лет воспитателем. Имею высшее профессиональное образование, окончила НГЛИ иностранных языков им. Н.А. Добролюбова, по специальности - преподаватель немецкого языка. Имею первую квалификационную категорию – (2020г.).

     (2) Данная тема является одной составляющей плана самообразования,  на протяжении третьего года я углубленно работаю в данном направлении, это мотивировало наблюдениями за детьми:  у большинства детей проблемы с познавательным развитием, недостаточно развиты любознательность и познавательная мотивация; не сформированы познавательные действия, становление сознания; недостаточно развиты воображение и творческая активность; мало знают о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. Актуальность возрастает в современных условиях в связи с основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению - формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

     (3) Условия  формирования личного вклада в развитие образования представлены   на слайде  3.  Я лишь затрону организационно - педагогические  условия:    С опытом работы выступала на педагогическом совете и родительском собрании, а также эту тему представляла на РМО. Представляла опыт на районном семинаре отчета о работе муниципальной методической площадки  «Разработка и апробация модели взаимодействия с социальными партнерами на основе проектной деятельности»  

   (4)   На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание:

     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273. 

Статья 64. Дошкольное образование.

       Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

 ФГОС ДО (п.2.6) Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов.

   Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования. 

(5)     Особенности познавательного развития изучали Л.С. Выготский, Г.М. Лебедев, А.А. Реан, В.С. Роттенберг, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин. Вопросы развития познавательного интереса рассматривались в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Большой вклад в разработку проблемы формирования и развития познавательного интереса у детей внесли Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.

        С точки зрения Н. А. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности. Макетирование – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.

     (6) Основная цель моей работы – Расширение познавательного развития дошкольников через применение технологии макетирования.

В связи с целью, я поставила следующие задачи:

 - Развивать познавательный интерес у детей, который влечет за

собой развитие познавательных и исследовательских способностей  (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать  аналоги);

- Расширять кругозор и знания детей.

- Развивать навыки исследовательской деятельности.

- Формировать мотивы собственных действий, ставить цель,

отбирать необходимые средства, определять последовательность

действий.

- Развивать умение договариваться о совместных действиях,

сотрудничать в группе.

- Воспитывать бережное отношение к природным объектам,

 стремление передать и запечатлеть красоту природы.

- Использовать метода макетирования в организованной

образовательной деятельности.

- Обогащать  предметно-пространственную среду макетами.  

- Организовать совместную  работу воспитателя,  родителей,

социальных партнеров для  познавательного развития  дошкольников.

     (7) Ведущая педагогическая идея на слайде: 

     Технология макетирования способствует развитию игровой и познавательной активности дошкольников, воспитанию эмоционально-положительного отношения и интереса к созданию игр на макетной основе. Обогащает развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Направления работы:

- создание макетов для развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей познавательному развитию детей;

 - привлечение к сотрудничеству социальных партнеров и родителей;

 - выявить влияние макетов на развитие познавательных интересов дошкольников при организации совместной и самостоятельной деятельности.

      (8) Важным для меня стало распределение работы поэтапно.

* Подготовительный этап  (изучение теории вопроса, методической литературы, определение идей предстоящей работы )

 * Проектировочный этап  (педагогический анализ познавательного развития дошкольников,  выявление заинтересованности детей (проблемные ситуации)  и родителей,  совместное создание макетов для предметно – развивающей среды)

 *Организационно-исполнительский этап  (использование  макетов в образовательной и самостоятельной  деятельности детей, привлечение родителей  к данной проблеме)

* Заключительный этап (подведение итогов, определение перспектив на ближайшие годы)    

    (9) Свою работу  начала с  анализа  методической литературы.

     Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.) 

     В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

 О влиянии макетов на познавательное развитие изучала в книгах: Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком.;

 Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду;

 Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста;    

 Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию;
Клевцова, М. Н. Макетирование в детском саду;

Калмыкова Н.В.. Максимова И.А., Макетирование из бумаги и картона.

Огромную роль использование макетов играют в познавательном развитии детей. Использование макетов различной тематики повышают уровень любознательности и познавательного интереса.

  (10) Второй шаг - Педагогический анализ познавательного  развития дошкольников  и обогащение  предметно-пространственной среды. Для диагностики  познавательного  развития  я  взяла Методику Верещагиной Н.В. -СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014 «Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации».

    (11)   Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать средства, позволяющие решить задачи познавательного развития детей.

Разработаны:

  • конспекты организованной образовательной деятельности по познавательному развитию, конспекты бесед, игр в режимные моменты с  использованием макетов.

Созданы:

  •  Макет «Солнечная система».
  •  Макет «Безопасный город».
  •  Макет «Театральная полянка».
  •  Макет «Аквариум».
  •  Макет «Времена года».
  •  Макет «Три поросенка».

Оформлены:

  • Лепбуки: «Весна», «Зима», «Осень», «ФЭМП для дошколят»;
  • альбомы с фотографиями, иллюстрациями животных, растений по временам года, дидактические игры «Рыбалка по математике»  и др.;
  • папка  передвижка  «Сделай сам макет по образцу» .

Для родителей:

  •    рекомендации для родителей: «Макетирование – инновационная технология в познавательном развитии детей», «Сделай сам макет», буклеты, консультации и др.

 (12-13) В группе созданы центры по познавательному развитию:

- учебный центр;

- центр природы;

- патриотический центр;

Но так как познавательное развитие интегрирует  во все области, обновлены и другие центры:

- центр безопасности;

-театральный центр, который состоит из различных видов театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.);

- центр сюжетно-ролевых и дидактических игр;

- центр детского творчества.

    Работа над данной проблемой помогла обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием:

 - макеты сказок, макет солнечной системы, макет времен года, макет аквариума, макет города и дороги, сделанные руками детей;

- лепбуки, картотеки, дидактические игры, совместно изготовленные с детьми и родителями.

      (14) Третий этап – это применение макетов в разных видах деятельности. Для  системы в работе, я классифицировала формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

      (15)  Использовала: совместную деятельность детей с взрослыми,

самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с семьей. Для реализации поставленных задач были использованы методы и приемы:

 -экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений; 

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- организация  предметно-развивающей среды;

- индивидуальные беседы с детьми;

- чтение и обсуждение произведений;

- просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов;

- дидактические игры;

- подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок на основе макета;

- моделирование ситуаций;

- реализация творческих проектов по изготовлению макетов.

Готовые макеты включаю в разные виды деятельности в течение дня:

- Образовательная и игровая деятельность;

- Индивидуальная и самостоятельная  деятельность.

 (16) Работа с родителями и социальными партнерами – одно из важнейших направлений. Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т.к. родители воспитанников главные помощники. Выступила на родительском собрании «Создание условий для познавательного развития детей в группе»; организовала семинар-практикум, на котором родители стали активными участниками изготовления  макета «Рыбалка», в раздевалке оформила наглядную информацию для родителей: «Макетирование – инновационная технология в познавательном развитии детей», «Сделай сам макет», буклеты, консультации и др.

 Родители были задействованы в изготовлении различных макетов и  дидактических игр и др.

Сотрудничество с социальным партнером МОУ ДО Центром культуры «Китеж» - это участие в очно - заочной школе «Академия знаний», помощь коллег в реализации проектов в изготовлении макетов.

     (17) Созданная система работы по изготовлению и применению макетов  способствовала развитию познавательного развития:

-Применяя технологию макетирования, сформировался познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и исследовательских способностей;

-Были развиты навыки исследовательской деятельности.

Сформировались мотивы собственных действий, ставить цель,

отбирать необходимые средства, определять последовательность

действий. Расширился кругозор и знания детей.

-Дети научились договариваться о совместных действиях,

сотрудничать в группе. Сформировалось бережное отношение к природным объектам, стремление передать и запечатлеть красоту природы.

-Технология макетирования используется в организованной

образовательной деятельности.

-Обогатилась  макетами  предметно-пространственная среда.  

-Организована совместная  работа воспитателя,  родителей,

социальных партнеров для  познавательного развития  дошкольников.

       (18) Транслируемость:

- Отчет  по теме самообразования на педсовете в виде презентации проекта по изготовлению макета «Времена года»;

- Представление методической разработки на РМО 2021г. «Центр познавательного развития в разновозрастной группе»;

- Представляла опыт на районном семинаре отчета о работе муниципальной методической площадки  «Разработка и апробация модели взаимодействия с социальными партнерами на основе проектной деятельности» - макет «Безопасный город»;

- Публикации в электронных СМИ;

Участие в конкурсах различного уровня по данной теме:

Муниципальный конкурс проектов «Я познаю мир»:

     -    2 место - творческий проект «Макет три поросенка";  

     -    3 место - творческий проект «Макет "Театральная полянка»;

  •  1 место - творческий проект «Макет Солнечной системы»;
  •  1 место - творческий проект «Макет – Безопасный город»;
  •  1 место - творческий проект «Макет – Времена  года»;

 

Мой сайт - https://nsportal.ru/kandina-olga-veniaminovna

Публикации на сайте «Социальная сеть работников образования» -  htt:// nsportal.ru: проекты по изготовлению макетов: «Аквариум», «Театральная полянка», фотоотчеты и др.

  

   (19) Перспектива:

   - Продолжать внедрять технологию макетирования во все виды детской деятельности. Повышать уровень профессиональной подготовки.

   - Усложнять изготовление макетов в соответствии с возрастом.

   - Пополнять  развивающую среду.

   - Обобщать и представлять  опыт  работы по представленной проблеме.

    - Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по познавательному развитию детей.

 (20) Список литературы

1. Губанова Н.Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности (4-5 лет). Средняя группа-М.: Мозаика-Синтез, 2017.;

2. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.: «Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-изд., переб. и доп. –М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.;

3. Калмыкова Н.В.. Максимова И.А., Макетирование из бумаги и картона.

4. Клопотова, Е. Е. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте – 2019.;

5. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах  детей старшего дошкольного возраста» - 2012г.;

6. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017.;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.  №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Тема моего мастер –класса : « Формирование у детей 3- 4 лет первичных представлений о  признаках  объектов окружающего мира через использование методического приема персонификаци...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Тема: "Использование пальчиковых игр и упражнений для развития речи дошкольников"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Тема: «Использование  театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»...

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"

Доклад к презентации"Моя педагогическая находка"...

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"

Доклад к презентации "Моя педагогическая находка"...

Доклад "Моя педагогическая находка"

Доклад "Моя педагогическая находка"...