Курсовая работа «Художественная литература, как средство разностороннего развития дошкольника»
методическая разработка

Кравченко Ольга Юрьевна

Данный материал раскрывает необходимость развития личности дошкольника с помощью художественной литературы, личности обладающей духовным миром, сопереживающей, сочувствующей, умеющей думать и анализировать, имеющей своё мнение, обладающей широким кругозором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_kravchenko_o.yu_.docx62.1 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

«Художественная литература, как средство разностороннего развития дошкольника»

Подготовила:

                                                    воспитатель

                                              Кравченко О. Ю.

Аннотация

Дети бывают разные: сообразительные и не очень, готовые к общению и обособленные. Но всех их объединяет одно – они удивляются простому и обыденному всё реже, фантазия их и интересы все более однообразны: в основном это интерактивные игрушки и персонажи современных мультиков. На задний план уходит интерес к художественной слову, к поэзии. В наше время роль книжки уходит на второй план. По сведениям многочисленных источников уже в раннем возрасте дети делают выбор в пользу иных источники видеоинформации: телевидения, фильмов, мультфильмов, компьютеров. Поэтому наша роль, роль взрослых состоит в том, чтобы вернуть интерес детей к книге.

Цель: развитие личности дошкольника с помощью художественной литературы, личности обладающей духовным миром, сопереживающей, сочувствующей, умеющей думать и анализировать, имеющей своё мнение, обладающей широким кругозором.

Задачи:

- воспитывать у детей любовь к книге, художественной литературе, способность чувствовать художественный образ, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи,  способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;

-формировать у детей морально - этические качества личности, умение пользоваться этическими правилами в повседневной жизни, давать оценку поведению других.

В первом разделе проведён обзор литературы по проблеме разностороннего развития дошкольника посредством художественной литературы.

Во втором разделе рассмотрено социально - коммуникативное развитие дошкольника посредством художественной литературы в целях познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития ребёнка.

Содержание

Введение........................................................................................................................4

Раздел 1. Теоретические аспекты разностороннего развития дошкольника посредством художественной литературы.................................................................6

Раздел 2. Художественная литература, как средство разностороннего развития дошкольника..................................................................................................................18

2.1. Социально - коммуникативное развитие.............................................................18

2.2. Познавательное развитие.......................................................................................19

2.3. Речевое развитие.....................................................................................................20

2.4. Художественно - эстетическое развитие..............................................................22

2.5. Физическое развитие..............................................................................................24

Выводы...........................................................................................................................25

Список использованной литературы...........................................................................28

Приложение …...............................................................................................................29

Введение

Особое место в развитии дошкольника занимает художественная литература.

Художественная литература - является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе. В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Сложно не согласится со словами великого писателя, так как художественное слово влияет на  развитие культуры речи. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребёнок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Владение языковыми изобразительно - выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Цель данной работы: формировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

Задачи: формировать литературный вкус; знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы; развивать память, речь, воображение, творческие способности; воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.

Основными методами работы с дошкольниками является следующие:

-Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

-Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

-Инсценирование - этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

-Заучивание наизусть - выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

Раздел 1. Теоретические аспекты разностороннего развития дошкольника посредством художественной литературы

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально - волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других учёных исследуются особенности восприятия художественной литературы ребёнком дошкольного возраста. О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка.)

Художественное восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребёнка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребёнка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребёнком всей коллизии произведения и учёта всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребёнка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

Ребёнок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать своё эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно - эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

-идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе.

Моральный облик героя также определяет идейность книги:

-высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

-доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

-сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

-конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

  1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
  2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
  3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. В современной психологии и социологии чтения термин «читатель» распространяется и на ребёнка - дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению. В нашей психолого - педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Учёные (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка.

В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности ещё слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребёнка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, которое характеризуется способностью ребёнка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольников два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К. Чуковский. Первый длится от «двух до пяти», когда малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. Рассмотрим подробнее особенности восприятия литературных произведений в каждый из этих периодов.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Характерной чертой восприятия литературы    младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка.

Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений.

Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения.

Определённую трудность вызывает у малышей, восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Коза - дереза» и др.).

Обычно ребёнок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям.

1.  При восприятии литературного произведения в центре внимания ребёнка главный персонаж. Детей интересуют его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своём воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре- иллюстрациях.

2. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребёнок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов подведения.

3. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребёнок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

4. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлёпают по картинке с изображением «плохого» персонажа и т. п.). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда даёт возможность правильно понять произведение.

Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2- 4 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, ещё очень ограниченный и узкий. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребёнку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной практикой. Есть и ещё одна характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства - это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребёнок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бобо и др. Сама природа ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. От того-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребёнка. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоке», —это блестящий мини - спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной.

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2 — 4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

  1. формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;

2.обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

3. учитывать при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;

4.помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;

5. помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

6. поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

7. помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1.  После четырёх лет у ребёнка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний.

2.Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования (А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хоменко и др.), дети начинают чётче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами

3.Возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.)

4.На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение; оно становится более самостоятельным

5. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.

Своеобразие восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста.

1. На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты.

2. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события.

3. Ребёнок 4 — 5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий, он переживает их вместе с героями.

Какие задачи можно поставить перед воспитателем в средней группе?

1. Продолжать формирование у детей интереса к книге;

2.  учить внимательно слушать и слышать литературные произведения;

3. помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;

4.  помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

5. развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

6.  поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

7. поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка.  В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими сильными характерами героев.

Очень популярны у пяти - и особенно шестилетних «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Д. Родари, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Дядя Федор, пёс и кот» Э. Успенского и др.).

Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребёнку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.

1. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты.

2.У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму.

  3. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребёнка все ещё главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему.

На седьмом году жизни ребёнок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст.

Формирование у ребёнка способностей улавливать эмоциональный подтекст произведения свидетельствует о возникновении новых возможностей в эстетическом восприятии литературы. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в старшем дошкольном возрасте эта способность ещё только зарождается.

В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

1. Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову.

2. Расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка др.).

3. Формировать воссоздающее воображение.

4. Учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел.

5. Помогать ребёнку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть, скрытые мотивы поступков.

 6. Помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений.

7. Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

 Таким образом работа по ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного.

В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребёнка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребёнка любить сам процесс чтения.

Раздел 2. Художественная литература, как средство разностороннего развития дошкольника.

Как уже говорилось, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством. Рассмотрим влияние художественной литературы на различные виды развития.

2.1. Социально - коммуникативное развитие.

Информационные технологии развиваются стремительно. Как быстро и ловко дети ориентируются в поставленных задачах, связанных с компьютером. И все чаще мы замечаем, что социальное развитие дошкольников не соответствует современным нормам, а большинство детей дошкольного возраста не умеют правильно общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков вызывает серьёзную озабоченность. Формирование коммуникативных качеств –важное условие нормального психологического развития ребёнка, ведь они являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка.

Коммуникативные способности включают в себя:

1.Поддержание разговора.

2.Умение слушать.

3.Умение и лёгкость установление контакта.

4.Высказать свою точку зрения.

5.Умение аргументировать и отстоять позицию.

6. Умение прийти к компромиссному решению.

7. Знание норм и правил при общении.

Необходимо расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими, формировать позитивное отношение к себе и к сверстникам, воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях. Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации, и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).

Чтение и рассказывание художественных произведений:

-формирует у детей усидчивость, способность к звуковому восприятию информации, умении слышать и слушать;

-оказывает влияние на формирование активного и пассивного словаря дошкольников;

-учит согласовывать слова, правильно строить предложения, развивает фонематический слух;

-ребёнок находит способы построения диалогов с другими людьми – сверстниками и взрослыми;

- позволяет увидеть готовые модели поведения в разных ситуациях;

- получить нравственную оценку поступков героев.

Чтение художественной литературы – прекрасная возможность развивать коммуникативные навыки. Обсуждение с детьми прочитанного даёт возможность не только слушать, но и проявлять себя. Одним из сигналов того, что чтение происходит успешно служит поток живых и непосредственных реакций на прочитанное, вопросов самого разного характера.

2.2. Познавательное развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» ставит перед собой задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Таким образом воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения ребёнка в книжную культуру будет произведён вовремя, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту своего народа, других народов посредством книги.

Так же книги могут познакомить ребёнка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен –популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания.

2.3. Речевое развитие.

Конечно огромнейшее влияние художественная литература имеет и на речевое развитие детей. «Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослого доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка!» Л. Токмаков.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

Литературное произведение выступает совершенным образцом связной контекстной речи. На это в своё время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он подчёркивал, что в литературном произведении ребёнок встречается с лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений. Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей - классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей.

О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, оно воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен.

По мнению В.В. Гербовой значение художественной литературы для усвоения грамматики родного языка, указывая на то, что средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребёнок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребёнка, в результате приобретения ребёнком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

2.4. Художественно - эстетическое развитие.

Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребёнку жизнь в мире книг, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребёнка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашёл привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский  произнёс в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI,  они не потеряли своей актуальности.

Литература тесно связана со всеми видами искусства и часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. Объединяющим фактором всех видов искусства является образ. На образном содержании базируется любая художественная деятельность. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно - образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях. Искусство отражает объективный мир, природу и человека, как часть природы, поступки, мысли, чувства людей, их отношения, условия жизни. Все это является источником эстетического познания и эстетической оценки. Самое главное в искусстве, по словам Б.В. Сафронова, это душа человека, его внутренний мир, его мысли, чувства, настроение. «Содержание искусства - это действительность, увиденная глазами художника и обобщённая, показанная в свете определённых эстетических оценок, эстетического идеала. Содержание искусства - это единство объективного и субъективного, реального мира и отношения к нему художника». Именно поэтому значение искусства столь велико в процессе формирования эстетического вкуса.

У искусства существует три цели воздействия: активная познавательная деятельность детей; воспитывающее воздействие; эстетическое воздействие.

Но сколь ни разнообразны и ни важны функции искусства, они подчинены главной его задаче - служить воспитанию людей, формированию личности. Ведущая общественная функция искусства - воспитательная. Возможности воспитательного воздействия искусства усиливаются благодаря его относительной общедоступности, доходчивости, сравнительной лёгкости восприятия художественных произведений. И поэтому воспитательная сила искусства так велика, что «опыт героев художественных произведений, переплавленный воспринимающим в горниле его раздумий, переживаний, эстетических чувств, становится опытом собственным, формирует строй новых чувств, новых человеческих отношений». Таким образом, искусство и «повторяет» мир и заново создаёт его.

Итак, одной из системообразующих компонентов процесса формирования эстетического вкуса является литература как вид искусства. Ещё Гегель отмечал уникальную способность литературы: вовлечь в своё содержание и мысли, и внешние формы явлений. Представители диалектического материализма утверждают, что литература - «первое среди равных» искусство. Она не может заменить собой все сферы художественной культуры.

Художественная литература обладает огромными, почти безграничными возможностями отражения всего многообразия и богатства жизни, непосредственной передачи и явлений действительности, и мыслей, и чувств человека.

Таким образом, одно из специфических проявлений эстетического воздействия литературы в отличие от других видов искусства и состоит в большом богатстве идей и значений образов, в более глубинном проникновении в действительность и в более широкой связи с духовными и социальными проблемами времени.

2.5.Физическое развитие

В концепции отечественного философа, педагога и психолога В.В. Зеньковского  детство – это уникальный этап в жизни человека, который является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. «Ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.  Игры и являются той самой формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности. Психическим корнем детской игры является эмоциональная сфера, а сама игра выступает посредником телесного и психического выражения чувства».

Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны развития ребёнка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот   процесс. Наше общество, ещё в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует новых инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.  Деятельная природа ребёнка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства.

Поэтому педагог  должен не только знакомить детей с литературными произведениями, но и активно применять их в разработке сценариев музыкальных и спортивно - оздоровительных мероприятий, а также строить сюжеты физкультурных занятий с целью совершенствования двигательной активности детей.

Внедрение сказочных героев и увлекательных  сюжетов в занятия и досуги является одним из методов обучения детей физическим упражнениям. При помощи этого метода повышается  интерес у детей к занятиям и играм, улучшается их психологическое и эмоциональное состояние, укрепляется здоровье.

Выводы

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребёнок успешно формируется как читатель.

Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Дети любят, когда им рассказывают или читают художественные произведения. У них начинает складываться первичный круг чтения, и в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений, формируются читательские интересы, проявляется желание отражать впечатления о прочитанном в рисунках, театрализованных играх, играх со сверстниками, а затем и стремление поделиться своим отношением к произведению и его героям в беседе со взрослым, в пересказе услышанного для сверстников и родителей.

При этом надо учитывать два важнейших момента. Во-первых, правильный выбор произведения. Поэтический  и прозаический текст можно считать доступным лишь тогда, когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка - читателя, одновременно ставит новые задачи, требующие от малыша душевных усилий и тем самым поднимающие его на новую ступень эмоционального, психического развития.

Однако правильный выбор не всегда обеспечивает успешность восприятия текста детьми. Малыши очень зависимы от того, как педагог прочитает стихотворение,сказку или рассказ, сумеет ли помочь с помощью вопросов и комментариев понять содержание, соотнести его со своим опытом. Для этого воспитатель должен сам глубоко воспринимать поэзию и прозу и правильно понимать смысл педагогической работы, направленной на литературное развитие детей в ходе ознакомления с текстом. В процессе организации непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой следует проводить чтение следующих видов:

-  Тематическое (чтение, в процессе которого дети приобщаются   к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни; знакомятся с историей возникновения книг; разными жанрами художественных произведений);

-  Теоретическое (чтение, в процессе которого дети знакомятся с   доступными их возрасту теоретическими понятиями (не называя терминов), необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

-  Аналитическое (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей);

-  Творческое (чтение, в процессе которого   развивается творческий потенциал дошкольников).

Так же знакомим с олицетворением (не называя термин, обращаем внимание детей на то, что в некоторых случаях в тексте неодушевленные предметы или явления наделяются свойствами живых существ. Например: «Скоро осень проснётся - и заплачет спросонья» (К.Бальмонт).); с художественными особенностями жанра сказок, как фольклорном жанре устного народного творчества - стихотворениями; рассказами (повествованиями о том, что может быть на самом деле.)  Знакомим детей с былинами, пестушками, колыбельными, загадками, поговорками, пословицами, считалками и др. Это происходит и в процессе игр, наблюдений в природе и др. В процессе организации чтения, в доступной форме, необходимо знакомить детей с биографиями поэтов и писателей, проводить литературные викторины, где расширяются и уточняются знания детьми произведений того или иного автора.

При проведении творческого чтения, для развития образного мышления детей, их творческого развития, можно предложить задания дописать, либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку. Предлагаем мысленно нарисовать картинки к загадкам; нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению; составить рассказ по заданной ситуации с определенным началом или концом, определённой системой образов (темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям); организовать игры с подбором рифм к названным словам.

Используя содержание литературных текстов, детям можно предложить следующие задания, в процессе выполнения которых они учатся смотреть на одни и те же события с разных точек зрения: «Посмотри на мир глазами героев произведения», «Составь рассказ от имени другого персонажа» (от имени разных героев, неживых объектов, присутствующих в произведении), «Составь рассказ, используя данную концовку произведения», «Назови как можно больше признаков предмета».

Так же в работе с художественной литературой  для решения проблемных ситуаций возможно использовать технологию ТРИЗ. Так, например, при чтении сказок про животных детям предлагается ответить на вопрос: «Что будет, если в реальной жизни животные будут говорить как люди?». Или после прочтения русской народной сказки «Волк и лиса», перед детьми ставится проблемная ситуация «Как помочь волку, чтобы его хвост остался целым?». Также большую роль в процессе ознакомления с художественной литературой играет метод наглядного моделирования - мнемотехника

В результате многолетней работы я пришла к выводу, что для разностороннего развития дошкольника необходимо использовать художественную литературу во всех видах деятельности детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Мазурова Н. А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки». Томск., 2004.
  3. Гриценко, З. А. Пришли мне чтения доброго [Текст] : пособие для чтения и рассказывание детям 4-6 лет / З. А. Гриценко. – Москва.: Просвещение, 2003. –144 с.
  4. .Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.
  5. https://mec-krasnodar.ru/mec/2-uncategorised/446
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/04/06/vliyanie-proizvedeniy-literatury-na-khudozhestvennoe-tvorchestvo
  7. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2601
  8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2017/06/25/probuzhdenie-v-detyah-interesa-k-   fizicheskoy-kulture-posredstvom
  9. https://razvitum.ru/articles/masters/2016-11-02-07-08-26
  10. https://ru.djvu.online/file/BPhdz6XqCwIN8

11.https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-po-osvoeniyu-detmi-obrazovatelnoj-oblasti-chtenie-hudozhestvennoj-literatury-4188612.html

12.https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/04/21/l-m-gurovich-l-b-beregova-v-i-loginova-rebenok-i

13.https://www.art-talant.org/publikacii/42531-formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta-posredstvom-oznakomleniya-s-hudoghestvennoy-literaturoy

14.https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-vospriyatie-hudozhestvennoy-literaturi-detmi-srednego-doshkolnogo-vozrasta-2867126.html

15.https://konspektiruem.ru/metod-razrabotki/obuchenie-doshkolnikov-pereskazu.html

Приложение

Занятие по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

«Запасливый ёжик»

Задачи: учить детей давать описание предмету, отвечать на вопросы «какой?», «какая?»; закреплять знания детей о работе людей в сельском хозяйстве в осенний период; упражнять в счёте в пределах пяти; развивать чувство ритма; воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование: игрушка - ёжик, стихи - загадки об овощах, предметные картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзина.

Ход занятия.

Воспитатель. Угадайте, кто придёт  сегодня к нам в гости?

Загадка

«Ползун ползёт, семьсот иголок везёт» (Ёжик)

(Появляется игрушка - ёж.)

Дети, расскажите, как готовятся к зиме люди. Что они делают на полях, в садах, на огородах? А ёжик мне рассказал, что он тоже готовится к зиме и приглашает нас к нему на огород.

Игра «Загадаю загадку, назови отгадку» (Узнавание овоща по описанию)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней....(помидора)

Белобока, круглолица,

Любит вдоволь попить водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её.....(капуста)

Пушистый и зелёный хвост

На грядке горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

«Вылезай на свет...(морковка)

28

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы,

Молодые....(огурцы)

Сорвала я стручок,

Надвила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился....(горох)

Воспитатель. Молодцы! Но Ёжик просит вас рассказать, какими бывают овощи?

Игра «В огороде у ёжика»  (Ответы на вопросы «какой?», «какая?»)

(Свёкла какая? Красная, твёрдая, сладкая, круглая. Огурец какой? Зелёный, овальный, твёрдый, вкусный.)

Воспитатель. Ёжик спрашивает, а умеете ли вы считать?

Игра «Считайка» (Счёт в игре идёт до пяти. Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.)

Были мы на огороде,

Урожай собрали враз.

Только много - ль мы собрали,

Посчитаем мы сейчас.

Воспитатель. Дети, Ёжик приглашает вас отдохнуть и повеселиться.

Физ. Минутка - песенка «Маленький ёжик»

Воспитатель. Ёжик хочет сделать из овощей соки. Какие соки получатся?

Игра «Назови, какой сок?» (Сок из моркови - морковный, сок из картофеля - картофельный, и т. д.)

Воспитатель. Ребята, ёжик благодарит вас и дарит вам угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телеви...

Описание опыта работы "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План работы по самообразования  «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».         Воспитатель :Евдокимо...

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника" Актуальность темыВсем известно, что художественная литература служит ...

Опыт работы по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Обобщен опыт работы по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

Отчет о выполнении плана работы по самообразованию по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. А умение воспринимать художественно...

Презентация о проделанной работе по самообразованию на тему "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Презентация о проделанной работе по самообразованию на тему "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...