Социально-значимый проект в подготовительной к школе группе "Безопасные дороги"
проект (подготовительная группа)

Кваченко Елена Вениаминовна

Ежедневно в нашей стране в ДТП погибают 8 детей. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Как можно раньше надо научить наших юных граждан правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить с ПДД надо, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен заполнить то, что говорит ему взрослый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnye_dorogi_.odt526.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар    

«Центр развития ребенка-детский сад № 102 «Мир детства».  

Социально-значимый проект

«Безопасные дороги»

Автор проекта: воспитатель Кваченко Е.В.

г. Краснодар.

2023 г.

Тема проекта: «Безопасные дороги».

Автор проекта: воспитатель подготовительной к школе группы Кваченко Е.В.

Вид проекта: социально-значимый.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 10.03. 2023 г. по 31.05.2023 г.)

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели и специалисты, социальные партнеры.

Актуальность проекта: 

       Актуальность проблемы воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

        В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.

         Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

         Основное назначение изучения правил дорожного движения состоит в определении необходимого минимума знаний, умений и навыков поведения детей на дорогах, обеспечивающих максимальную безопасность   в общении детей с дорогой. На городской магистрали, широком проспекте, в узком переулке – мы все становимся участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное пешеходами или водителями,  может привести к дорожно-транспортному происшествию.

           Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной.

          Чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения, сформируем у них навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше будет каких-либо происшествий с ними на дороге.

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, знаний правил дорожного движения.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Закреплять знания о правилах дорожного движения.

- Расширять знания о светофоре.

- Закреплять знания детей о специальном транспорте.

- Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.

- Формировать навыки правильного поведения на дороге.

- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

- Систематизировать знания детей о ПДД путем проигрывания проблемных ситуаций.

Развивающие:

- Развивать ориентировку в пространстве.

- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- Формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях.

Воспитательные:

-Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Социальная значимость проекта:

В результате реализации проекта у педагогов, воспитанников,  и их родителей появятся следующие практические навыки:

Дети: 

к окончанию проекта ребёнок должен:

- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;

- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам,  сформированные знания о дорожных знаках;

- соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте,

умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.

Родители:

- тесное сотрудничество с педагогами;

- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Педагог:

- повышение знаний по безопасности;

- взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.

Этапы проекта

1 этап — подготовительный.

Формы деятельности, мероприятия:

1. Организация предметно-развивающей среды:  

  • Определение цели и задач проекта.
  • Разработка перспективного плана работы с детьми.
  • Разработка конспектов занятий с детьми по ПДД.
  • Организация развивающей среды в группе - оформление уголка безопасности. (В группе был расширен и обогащен новыми материалами уголок ПДД. В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке периодически менялись памятки и все возможные рекомендации.)
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.
  • Подборка художественной литературы по теме проекта.

2. Работа с родителями  (Анкетирование родителей, оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме).

2 этап — основной.

Формы деятельности, мероприятия:

Речевое развитие:

- Беседы:

«Зачем нужны правила дорожного движения».

«Транспорт на улицах города».

«Правила для пассажиров».

«Как себя вести в общественном транспорте и в машине».

«Наш друг светофор».

«О чем нам расскажут дорожные знаки»

«Правила перехода через дорогу в зимний период»  

Чтение художественной литературы:

В.Кожевников «Светофор»,

В.Берестов «Это еду я бегом…»,

Я.Пишумов «Посмотрите постовой…»,

Бедарев О. «Азбука безопасности»,

Веревка В. «Учимся переходить дорогу»,

Волкова С. «Про правила дорожного движения»,

Домоховский А. «Чудесный островок»,

Житков Б. «Светофор»,

Гришин В. «Прогулка по городу»,

Клименко В. «Происшествия с игрушками»,

Кончаловская Н. «Самокат»,

Мигунова И. «Друг светофор»,

Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»;

Обойщиков К. «Светофорик»,

Тарутин О. «Для чего нам светофор»,

Хурманек Д. «Перекресток».

Социально – коммуникативное развитие:

- Отгадывание загадок по ПДД.

- Составление творческих рассказов:

«Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»;

«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?».

Дидактические игры:

«Наша улица»,

«Умелый пешеход»,

«Разрезные картинки»,

«Азбука пешехода»,

«Транспорт»,

«Дорожные знаки»,

«Доскажи словечко»,

«Поставь дорожный знак»,

«Правильно разложи»,

«Светофор»,

«Угадай-ка»,

«Узнай по описанию»,

«Это я, это я, это все мои друзья!»  

Сюжетно – ролевые игры:

«Осторожно,улица!»,

«Поездка на автобусе»,

«Путешествие по городу».  

Художественно – эстетическое развитие.

Рисование:

«Опасные ситуации на дороге»,

«Придумай новый дорожный знак»,

«Улицы города»;

Лепка:

«Веселый светофор»,

«Постовой»;

 Аппликация:

«Дорожный знак»,

«Наш город».  

- Выставка рисунков: «Дорожные знаки – наши друзья»

- Прослушивание музыкальных произведений о ПДД.

- Раскраски с ПДД для дошкольников «Дорожные знаки», «Наша улица».

- Создание альбома «Дорожная азбука».

Познавательное развитие: 

Проведение «Недели памяти жертв ДТП».

Организованная образовательная деятельность:

 НОД: «Путешествие в страну правил дорожного движения»;

«Осторожно, дорога!»;

«Правила для пассажиров»;

«Транспорт на улицах города».

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»?» по ПДД;

Игра – викторина  «Знаки на дорогах»;

Разбор ситуаций:  

«Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».

Просмотр презентаций по ПДД. 

«Дорожные знаки»,

«Веселый светофор»,

«Путешествие в страну правил дорожного движения».

Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: 

«Смешарики: Азбука безопасности»,

«Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей».

Физическое развитие:

Подвижные игры:

«Цветные автомобили»,

«Светофор»,

«Перекресток»,

«К своим знакам»,

«Самый быстрый»,

«К своим флажкам»,

«Нарисуем дорогу»,

«Умелый переход»,  

«Мяч в корзину».

Физминутки.:

«Мы шоферы»,

«Светофор»,

«Мы по улице шагаем»,

«Дорога не тропинка »,

 «На двух колёсах я качу». 

Работа с родителями:

Оформление консультативного материала для родителей:

Создание памяток безопасного поведения на дорогах «Осторожно, улица»;

консультации:

«Как знакомить ребенка с правилами дорожного движения»,

«Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»,

«Безопасный пешеход начинается с детства».

3 этап — заключительный.

Формы деятельности, мероприятия:

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Выставка рисунков «Мой друг светофор».

3. Викторина по ПДД в подготовительной группе «Мы знаем правила дорожного движения».

4.Встреча -беседа детей с инспектором полиции.

Ресурсное обеспечение проекта:

Администрация ДОУ — организует и координирует работу по проекту, осуществляет обеспечение проекта, разрабатывает научно-методическое оснащение.

Педагоги ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели старших и подготовительных групп) — взаимодействуют с родителями (законными представителями) и учреждениями в рамках социального партнерства.

Родители (законные представители) — повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных творческих мероприятиях в рамках проекта, выставках, конкурсах, обмениваются опытом воспитания основ безопасности детей.

Воспитанники групп — участвуют во всех видах деятельности и мероприятиях в рамках проекта, взаимодействуют с социальными партнерами.

 Результаты проекта

          Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

     Проект «Безопасные дороги» явился ещё одним доказательством и ярким
примером того, что решение проблемы профилактики детского дорожно-
транспортного травматизма возможно только совместными усилиями педагогов,
родителей, детей.
• Дети больше узнали о ПДД на улицах города;
• Сформировано чувство ответственности за сохранение жизни и избежание
• травматизма на улицах города;
• Сформированы основы безопасного поведения на улицах и дорогах и понимание необходимости соблюдать ПДД;
• Познакомились со знаками запрещающими, разрешающими, информационно-
• указательными;
• Познакомились со службой ГИБДД;
• Повысился уровень мотивации коллективных достижений у детей;
• Создана атмосфера общности интересов, партнёрских отношений (дети-родители-воспитатели)
       
По результатам проекта можно сделать вывод, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

       Дети с удовольствием участвовали во всех видах деятельности и выразили желание и в дальнейшем участвовать в изучении правил ПДД. 

 

             

Список литературы, используемой при написании проекта

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.

2.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.С. -П. Детство-пресс. 2009.

3.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010. 4.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

5.Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.

6.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.

7.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.

8.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.

9.Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.

10.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект в подготовительной группе на тему «Дорогою добра»

Добрых людей, как всегда, не хватает,Добрых людей, как всегда, дефицит.Добрых людей не всегда понимают,Сердце у добрых сильнее болит.Добрые — щедро больным помогают,Добрые — дарят тепло и уют,Добрые —...

Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."

Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...

Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»

Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!...

Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»

Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьки...

Социально-значимый проект в подготовительной к школе группе "Чистый город"

Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту....

Социально-значимый проект в подготовительной к школе группе «Дети – дорога – безопасность!»

Актуальность: Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Необходимо своевременно обучать их умению ориентироваться в дорожной ситуации, вос...