Использование кубика Блума для развития речи детей Мочалина О.А.
презентация к уроку (старшая группа)

Мочалина Олеся Алексеевна

Мастер-класс: «Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста»

 
Подготовил
воспитатель
 МАДОУ №29 «Золушка»
Мочалина О.А.
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на моём мастер – классе по теме:«Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста». Меня зовут Мочалина О.А.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Поэтому работа по развитию речи детей на сегодняшний день является одной из самой сложной.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить методику для развития речи детей, которая называется -  Кубик Блума
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа.
Подробнее ознакомится с теорией, касающейся «Кубика Блума» можно на слайдах.
И так….
Правила игры с Кубиком довольно просты:
1.           Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми
2.           Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3.           Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4.           И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Совет: Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.
Эта методика уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
На основе приема Кубик Блума можно выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов.
А сейчас я предлагаю вам попробовать на основе приема «Кубик Блума» смоделировать фрагмент занятия. Прошу выйти желающих.
Мы  разделимся на 2 группы. Одна группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Спросить у коллег! Всем ли понятны правила???
Желающие выходят.
Предлагаю составить по 2 вопроса по образцу («Назови», «Почему»,  «Объясни»,  «Предложи » , « Поделись»,  «Придумай»)
Тема сказка К.И. Чуковского «Муха-цокотуха
Педагогические задания:
Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д.
Например:
-назовите главных героев сказки (Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик)
-назови кто написал эту сказку (К.И. Чуковский)
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.
Например:
-почему муха пригласила в гости к себе всех друзей? (муха-именинница)
-почему паучок муху в уголок поволок?( убить, Цокотуху погубить)
-почему все таракашки и жучки разбежались? (испугались)
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например:
-поступки гостей, поведение (испугались, разбежались, не желают воевать!)
-отношение к мухе-цокотухе (и никто даже с места, не сдвинется:
пропадай-погибай, именинница!)
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.
-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?
-Ты уверен в поступке комара?
Предложи. Ребенок  должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.
Например:
-другой сюжет
-название произведения
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например:
-придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.
-придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений.  Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например:
-«Как хорошо когда всё хорошо кончается!»
-«Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»

Я очень рада, что вам понравился мой мастер-класс. Мне кажется,что мне удалось увлечь вас. И надеюсь в дальнейшем вы будете использовать эту технологию  для развития речи детей . 

Спасибо за внимание

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №29 «Золушка» Города Губкина Белгородской области Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста Воспитатель: Мочалина О. А. 2023 год

Слайд 2

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Поэтому работа по развитию речи детей на сегодняшний день является одной из самой сложной.

Слайд 3

Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми». Хочу представить Вам один из приемов, технологии критического мышления (т.е. мышление без правил, которое основывается на собственном опыте), разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется - Кубик Блума

Слайд 4

Кубик представляет собой объемную фигуру(бумажную или тканевую), на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Кубик Блума уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера.

Слайд 5

Назови Воспроизведение знаний ( предмет, явление, термин, действие и т.д.) Почему Описание процессов ( что происходит с предметом, явлением) Объясни Уточнение ( проблема в разных аспектах с разных сторон) Предложи Предложение (собственная идея решения проблемы, задачи) Придумай Творчество (элемент фантазии, вымысла) Поделись Мысли, эмоции (анализ фактов и следствий, оценка значимости полученных сведений) Совет: е сли несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.

Слайд 6

Грань «Назови » Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, звук, букву, явление, термин и т. д. Например: - назови кто главный герой….. - назови кто написал эту сказку….. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Слайд 7

Грань «Предложи» Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например предложи: «Другой сюжет, концовку, название произведения»

Слайд 8

Грань «Придумай» Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки…..

Слайд 9

Грань «Объясни » Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Объясни, как ….почему …ты действительно думаешь, что… - Объясни, ты уверен, что ….

Слайд 10

Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?. Грань «Почему»

Слайд 11

Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению » Грань «Поделись»

Слайд 12

Работа с кубиком строится следующим образом: 1.Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми. 2.Воспитатель или ребенок бросает Кубик. 3.Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. 4.И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы . .

Слайд 13

При работе с кубиком можно выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы. Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала.

Слайд 14

Использование кубика Блума на примере сказки А.Н.Афанасьева «Зимовье » Назови - главных героев сказки или назови кто написал эту сказку. Почему - бык призывал друзей - товарищей строить избу? Почему звери не согласились строить дом все вместе? Объясни - поступки зверей, поведение, отношение к быку. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока. -Ты действительно думаешь, что звери поступили неправильно? -Ты уверен в поступке быка? Предложи - другой сюжет, концовку, название произведения. Придумай - свою версию концовки сказки, если бы бык не пустил в избу зверей, а может каждый герой построил свое жилище. Придумай прилагательные к каждому из героев: бык, баран, свинья, гусь, петух, лиса, медведь, волк. Поделись - своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению .

Слайд 15

И спользование кубика Блума в кружковой работе по раннему обучению чтения - Назови …букву - Почему …гласная или согласная ( ротораскрыватель или ротозамыкатель ) - Объясни …какой буквой обозначается данный звук (написать) - Предложи …слоги с этим звуком (то , т а , т и , т е …) - Придумай …слова с этим звуком (торт, кот, ток…) - Поделись …на что похожа буква ?

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование кубиков – мякишей, как развитие речи у детей дошкольного возрасте» 12.22г.

Мастер – класс «Использование кубиков – мякишей, как развитие речи у детей дошкольного возрасте»...

Использование «Кубика Блума» в развитии познавательных способностей дошкольников

Методика использования «Кубика Блума».Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать...

Развитие речи дошкольников с использованием кубика Блума

Проект "Развитие речи старших дошкольников с использованием кубика Блума...

Самообразование «Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием Кубиков Блума»

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической бе...

Выступление на районном семинаре на тему: «Использование «Кубика Блума» для развития речи детей дошкольного возраста».

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. П...