"Коми - сказки, чем они прекрасны"
презентация

Усова Виктория Викторовна

Сказочный жанр - самый яркий бриллиант в ожерелье национальной культуры, в частности, культуры коми народа. Это древнейшее чудо коллективного творчества. В сказке и полёт народной фантазии, и неистребимая вера в торжество справедливости. Сказка - ровесница цивилизации, но она всегда современна, её персонажи не устаревают и ей все возрасты покорны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komi_skazochki.pptx834.75 КБ
Файл komi_skazki.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коми сказки – чем они прекрасны воспитатели: Усова В.В. Каракчиева К. Тушнолобова И.В.

Слайд 4

Что такое сказка? Сказка – это волшебный мир, где добро и справедливость побеждают зло и неправду.

Слайд 5

Коми сказки: волшебные, бытовые и сказки о животных Колдун Тунныръяк

Слайд 10

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

«Коми сказки - чем они прекрасны»

(консультация для воспитателей)

1 слайд:

2 слайд:

 Жесток и суров Коми край, он славиться сильными ветрами, непроходимыми болотами, дремучими лесами и весной мерзлотой. Неповторим и чудесен облик Коми края, он затейлив, игрив, манящий и чарующий, но и тем временем он жесток, непреклонен и справедлив. Именно  в Коми крае живут сильные, могучие и суровые, справедливые, но добрые люди.

Но и живя в суровых условиях коми люди, умудрялись рассказывать сказки.

3 слайд:

 «Прежде земли и неба не было, а было болото. Ни зверей никаких, ни птиц, ни человека тоже не было. Не было и солнца с луной… Но в болоте плавает утка, которая снесла яйца – из них вылупились братья Ён и Омоль. Мать-утка просит детей достать другие яйца, которые упали в воду, а сама становится ради детей великой землёй. Но братья совершенно разные: пока Ён выполняет просьбу матери-утки и ныряет, Омоль заставляет воду замёрзнуть – так братья вступают в вечный конфликт. Ён творит из яиц, которые он всё же достал, разбив лёд, солнце, тайгу, реки, Омоль создаёт трясину, топкие озёра и злых духов.

 Ен и Омoль вступили на землю, приняли человекообразный вид и стали править землей. Создал Ен птиц полезных на земле, а в противовес ему Омoль создал птиц вредных и хищных. Создал Ен домашних животных и зверей лесных, а Омoль создал хищных зверей и всяких гадов на земле. Вот Ен и Омoль решили создать человека. Вылепил Ен из земли фигуру человека-мужчины и дунул ему в лицо. И стал первый человек-мужчина на земле. Вылепил Омoль из земли фигуру человека-женщины и дунул ей в лицо раз, два, три, но ничего у него не выходит, так как в нем не было животворного начала. Тогда дунул Ен на творение Омoля, и фигура ожила. Так появилась первая женщина. Их деяния – вечная борьба за людей, один учит доброму, а другой злому.

Ен построил себе небо, а завистливый Омoль, подражая Ену, выстроил второе небо, над первым небом. Над ним Ен выстроил третье небо, Омoль выстроил над ним четвертое небо. Так, в порядке вечного противоречия, Ен и Омoль создали семь небес. Омoль старался взобраться своим жильем выше Ена. Тогда Ен решил покончить с кознями Омoля: он пустил против Омoля и его помощников страшный гром молнии, и все шесть небес сгорели в пламени огня. Но кусочек радуги остался так и появилась радуга».

4 слайд:

Мы живем в Республике Коми, это наша малая Родина. Поэтому уже с дошкольного возраста мы должны прививать  детям любовь к малой Родине, воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, через ознакомление  детей с  жизнью и бытом коми народа, с  его национальными и культурными традициями,  с  коми языком. А коми сказки таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков, речевой активности. Коми сказки  способны оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в них заложена мудрость многих поколений народов коми.

5 слайд:

В  работе над знакомством с коми сказками можно выделить  несколько направлений:

• Чтение коми народных сказок, рассматривания иллюстраций в книгах.

• Использование  коми фольклорных произведений в режимных моментах.

• Театрализация коми народных сказок.

•  Продуктивная деятельность.

 Чтение коми народных сказок активизирует словарный запас, знакомит с новыми словами и словосочетаниями, развивает умение слушать, следить за развитием действий и сопереживать героям тех или иных произведений. Эмоционально откликаться на прочитанное, имитировать действия, передавать слова разных героев коми сказок, называть их героев по коми (Ема баба - баба-Яга, Ош – медведь, руч-Лиса и тд.).

6 слайд:

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры, способствующее приобщению к культурному наследию необходимо начинать в детские годы.

7 слайд:

Во время игры у детей в сказку совершенствуется речь, пополняется словарный запас слов коми языка, звуковая культура, образность. Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через коми  сказки дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения и чтить, уважать свой народ и свою малую родину.

8 слайд:

Благодаря сказкам дети познают свою Родину, свою душу, самих себя. Сказки помогают детям раскрыться и найти в себе уверенность в общении со сверстниками. Сказки будят в детях фантазии  Сказки это наши корни и наши традиции, наши прошлое и будущее.

9 сайт:

« На берегу большой реки, радуясь солнцу, пели и плясали люди, целое племя. И была среди них женщина, которую они все называли матерью. Была она такая же ясноглазая, как его дочь Зарань, только волосы у этой женщины были не золотистые, а седые.
— Скажи мне, женщина, кто ты такая? — спросил Ен.
— Я твоя дочь Зарань,— ответила она.
— А кто эти люди, которые веселятся вокруг тебя?
— Это наши с Перой дети, а твои внуки.
Так на земле появилось племя Перы — предки коми-пермяков».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "В гости к коми сказке"

Воспитание любви к родному краю...

Проект "Кому сказки Пушкина не любы?"

Мы вошли в век информационных технологий, когда понятие “грамотность” подразумевает умение пользоваться компьютером. Дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, эмоциональное...

Конспект занятия "Доброта в коми сказках".

Занятие участвовало в проекте "К дню инвалидов"....

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Презентация "Что за прелесть - эти коми сказки!"

Презентация для детей дошкольного возраста. Цель: приобщение детей к творчеству коми народа, воспитывать интерес к коми сказкам....

Сценарий "Сказка о трех горшках" (народная коми сказка)

Предлагаемый сценарий поможет поставить на сцене детского сада народную коми сказку "Сказка о трех горшках", познакомить детей с культурой коми народа....