проект "Воспитание сказкой"
проект (старшая группа)

Кирюшина Ольга Николаевна

проект направлен на приобщение детей к русским-народным сказкам, к книге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vospitanie_skazkoy.docx56.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский      

Проект, совместный с родителями, на тему:  

«Воспитание сказкой»

 (старшая группа ЗПР)

                                                      разработал:

воспитатель:

                                                       Кирюшина О.Н.

 «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

(Сухомлинский В. А.)

Актуальность

Одно из основных направлений современной педагогики нацелено на формирование у дошкольников духовно-нравственных качеств, в том числе  у детей с задержкой психического развития. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением культурных традиций, исторической преемственности поколений и воспитанием бережного отношения к историческому наследию России. Одно из ценных наследий и сокровищниц россиян – это русская-народная сказка, которая одновременно является   благодатным и не  заменимым источником воспитания ребенка-дошкольника. Ведь  дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а также это возраст, в котором закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления социокультурного опыта в виде  чувств, отношений, знаний, умений.  ДОУ активно решает задачи по формированию духовно-нравственной личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный.

Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что в новой группе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития выявился низкий уровень знаний и интереса к русской-народной сказке. Из общения с детьми и родителями нам, педагогам, стало ясно, что в большинстве семей  отдается  предпочтение просмотрам зарубежных  мультфильмов, а русская-народная сказка, особенно в книжном варианте,  остается забытой и практически не участвует в воспитании детей. Данный печальный факт подтвердило и  анкетирование родителей, показавшее,  что в семье чтению сказок и  детских книг,  уделяется очень мало времени, в некоторых семьях вообще нет детской библиотечки. Возникшая ситуация требовала решения проблемы, а именно - объединение усилий педагогов и  родителей для привития и сохранения  устойчивого интереса у детей к русской-народной сказке через реализацию совместного проекта под названием «Воспитание сказкой». Также, творческий проект должен быть нацелен  на признание родителями сказки «добрым  помощником»  в  воспитании   дошкольников, на  понимании, что  сказка – это не только развлечение, но и извлечение  положительного урока,  поэтому данному проекту определена важная  роль и место в образовательном процессе.

Наряду с современными образовательными технологиями в работе с дошкольниками активно использую древний  педагогический метод – сказкотерапию,  и считаю его особенно эффективным в работе с  детьми с ЗПР, так как  сказка  является увлекательным, интересным, доступным, ненавязчивым средством,  способным решить целый спектр коррекционно – развивающих и воспитательных задач.

Реализация проекта педагогами осуществлялась через все образовательные области  и занимала значительное место в воспитательно-образовательном процессе и  режимных моментах: на НОД продуктивной деятельности; в утреннее и вечернее время велась индивидуальная работа с детьми по развитию речи с использованием с дидактических игр, мнемотаблиц по мотивам русских-народных сказок. Доброй традицией группы стало чтение сказок  и слушание аудио сказок перед сном; организация игры в «Кинотеатр» для просмотра мультфильмов-русских-народных сказок;   чтение и драматизации  по сюжетам сказок с обязательным последующим обсуждением. Особое значение в реализации проекта уделено участию детей в мероприятиях (конкурсы, викторины разных уровней), где дети смогли продемонстрировать знание русских-народных сказок.

Совместное творчество  педагогов, детей и родителей – важная часть работы, которая дала практический продукт проекта и поменяла отношение родителей к сказке, как средству воспитания и развития детей.

Если сказка правильно подобрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей  и будет способствовать формированию духовной нравственности в сознании маленького человека. В группе для детей с ЗПР подбор сказок осуществляется с учетом возрастных  и индивидуальных возможностей детей, обязательно учитываются пожелания детей при выборе вечерней сказки. Родителям даны рекомендации по подбору сказок и проведению бесед по содержанию сказки, чтобы каждая прочитанная сказка принесла пользу маленькому читателю.

Все формы работы, использованные педагогами в рамках проекта, были изначально ориентированы на социально-педагогический эффект: обучение, развитие, воспитание детей с помощью сказки, а также формирование семейных ценностей. Поэтому, положительными результатами проекта стало: возросший интерес  у детей к русской народной сказке,  сплочение семей и осознание родителями (выявлено с помощью  повторного анкетирования), что  сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и остаться  с ним на всю жизнь.  

Условия реализации проекта:

Активное участие всех детей, родителей  и педагогов старшей группы ЗПР в реализации проекта.

Продолжительность проекта: долго-срочный (6 месяцев).

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети 5-6 лет, старшей группы ЗПР,   их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проблемы: У детей старшей группы ЗПР наблюдается  низкий уровень интереса к русской – народной сказке.

Название итогового мероприятия, форма:  спектакль совместный с родителями «Старая сказка на новый лад».

Цель проекта:

Формирование у детей устойчивого интереса   и  воспитание любви  к русским-народным сказкам. Признание родителями русской-народной сказки, эффективным средством обучения, развития и воспитания дошкольников.  

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:

1. Учить детей внимательно слушать сказки (чтение книг, аудиозаписи) и отвечать на вопросы по их содержанию.

2. Учить детей характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.

3. Обучать  с помощью сказок диалогической и монологической видам  речи.

4. Учить детей пересказывать русские-народные сказки с помощью мнемотаблиц.

5. Учить детей собирать разрезные картинки по сюжетам русских-народных сказок; узнавать и рассказывать сказки (с учетом индив. возможностей).

6. Обучить складыванию фигурок оригами – героев русских-народных сказок.

7. Закреплять умение определять количество слогов в слове с помощью  дидактической игры по мотивам русских-народных сказок – «Найди нужный домик».

8. Закреплять счет в пределах 10 с помощью  дидактической игры по мотивам русских-народных сказок – «Сосчитай героев сказки».

9.Учить детей рассказывать  сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.

10. Обучать навыкам  владения различными видами театра: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, театр-оригами.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику посредством настольных дидактических игр, складывания фигур оригами,   различных видов театра.

2.Развивать способность подражать  сказочным героям (звукоподражание, жесты, мимика).  

3. Развивать  творческие способности детей и родителей  через различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и др).

4. Развивать память, речь, слуховое восприятие, фантазию, воображение.

5. Развивать познавательные способности детей (экспериментировать, наблюдать, описывать, сравнивать).

Воспитательные:

1. Прививать  детям с ЗПР   любовь  к чтению русских-народных сказок.

2. Формировать у детей интерес к  драматизации  русских-народных сказок.  

3. Воспитывать  у детей чувство сострадания к положительным сказочным  героям.

4.Формировать нравственные качества: доброту, послушание, взаимопомощь, дружбу, коллективизм, честность.

5. Формировать у детей дружеские взаимоотношения в группе.

6. Воспитывать уважительное отношение к маме, родителям, к своей семье.

7. Воспитывать у детей бережное отношение к книге.

Для родителей:

1. Создать благоприятные условия для развития ребенка в семье – сбор детской библиотечки сказок.

2. Сформировать потребность в систематическом семейном чтении сказок.

3.Сформировать привычку обсуждать  с ребенком прочитанное художественное произведение.

4. Принять  активное участие в творческих выставках по теме проекта.

5. Самостоятельно развивать дома совместное творчество с  детьми.

6. Развивать способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

7. Интересоваться жизнью группы своего ребенка, принимать в ней активное участие.

8. Принять участие в изготовление атрибутов к спектаклю «Старая сказка на новый лад».

Для педагогов:

1. Развивать творческий потенциал каждого  ребенка;

2. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Направления работы по  проекту:

1. Методическая работа педагогов: 

Анализ проблемы; подбор литературы по теме проекта, выбор методов работы над проектом;  разработка плана работы по проекту, разработка анкет; обобщение опыта работы над проектом.

2.Формы работы с детьми в ДОУ: 

Решение поставленных задач через практическую деятельность: НОД, беседы, чтение и слушание сказок, драматизация, игра, продуктивная деятельность в вечернее время.

3.Формы работы  с родителями: привлечение родителей к участию в проекте с помощью бесед, информационно-наглядной агитации; организация   практической деятельности.

Ход работы над проектом.

1 этап проекта - организационно-подготовительный

1. Анализ проблемы.

2. Подбор и обзор литературы по теме проекта.

3. Разработка плана работы по проекту.

4. Подбор методов работы над проектом.

5. Разработка анкет для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

6. Разработка консультаций для родителей на тему: «Формирование у детей старшего  дошкольного возраста нравственных качеств с помощью русских-народных сказок», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»

7. Беседа с родителями о серьезной проблеме в воспитании детей и необходимости реализации проекта.

8. Анкетирование родителей. Подведение итогов анкетирования.

9. Заинтересовать  родителей предстоящей работой над проектом.

2 этап проекта – практический

1.Формы работы с детьми:

1 . Чтение русских-народных сказок перед сном, в вечерние часы. Беседы по содержанию сказок.

2. Беседы с детьми на темы: «Какие сказки мне читали дома», «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой».  

3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских-народных сказок («Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка» и др).

4. Чтение сказок с использованием театров: настольного, пальчикового, бибабо.

5. Обучение  детей рассказыванию  сказок, с помощью мнемотаблиц.

6. Внесение новых дидактических игр по мотивам русских-народных сказок. Обучение игре с учетом индивидуальных возможностей детей.

7. НОД  - рисование, лепка, аппликация на темы: «Герои русских-народных сказок»

8. Игры-драматизации по сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок».

9. Раскраски  по сюжетам  русских-народных сказок (в вечерние часы).

10. Распределение и разучивание  ролей для спектакля «Старая сказка на новый лад».

11. Экспериментальная деятельность «Строительство  избушки для Лисы из ледяных кубиков».

12. Лепка «Мебель для трех медведей», «Посуда для трех медведей»;

13. Конструирование. Обучение детей технике оригами-создание сказочных героев для  театра «Оригами».

14. Драматизация сказки  «Теремок» для родителей группы (театр Оригами).

15. Викторины по мотивам русских-народных сказок.

16. Участие детей в интернет-конкурсах на тему «Сказки».

17. Этические беседы о дружбе, взаимопомощи на основе сказок, слайдпрезентаций,  иллюстраций.

18. Участие детей в литературной викторине ДОУ «Путешествие по сказкам».

19. Экскурсия в библиотеку МАДОУ, детскую городскую библиотеку.

20. Строительные игры «Избушки для зайчика и лисы»; «Теремок для зверей», «Мебель для трех медведей».

21. Корригирующая гимнастика на оздоровительной  дорожке «Сказка Теремок».

2.Формы работы с родителями:

  1. Акция с  участием родителей группы по сбору русских-народных сказок  для групповой библиотечки - «Подарите детям сказку».
  2. Создание домашних библиотечек сказок.
  3. Совместное творчество детей и родителей – участие в выставке «Мой любимый сказочный герой».
  4.  Обучение родителей технике оригами   для создания  домашних театров (Мастер-класс).
  5. Совместное творчество детей и родителей – создание книжки-самоделки на тему:   «Моя любимая русская-народная сказка».
  6. Изготовление оздоровительной дорожки по сказке «Теремок».
  7. Изготовление атрибутов к спектаклю «Воспитание сказкой».
  8. Участие родителей в спектакле (роль Волка).

3 этап проекта – заключительный

1. Итоговое мероприятие проекта – Спектакль с участием детей и родителей «Старая сказка на новый лад».

2.Обобщение опыта по реализации проекта.

3. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.

4. Вынесение благодарности родителям, принявшим активное участие в проекте.

5. Опрос родителей о результате совместного проекта (анкетирование).

Продукт проекта:

1. У детей возрос   интерес к чтению русских-народных сказок; дети научились  внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по их содержанию.

2. Большинство  родителей  осознали значимую роль русской-народной сказки в воспитании детей.

3. Родители создали и пополнили домашние библиотечки русскими-народными сказками.

4. Большинство детей научились характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.

5. Часть детей научилась пересказывать русские-народные сказки с помощью мнемотаблиц.

6. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились собирать разрезные картинки по сюжетам русских-народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.

7. Большинство детей научились исполнять диалоги и монологи самых известных сказок: («Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка»).

8. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями)  научились  складывать  фигурки оригами – героев русских-народных сказок.

9. Дети стали  бережнее относится  к книге.

10. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились определять количество слогов в слове с помощью  дидактической игры.

11. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились соотносить количество сказочных героев на картинке с соответствующей  цифрой в пределах 10  с помощью  дидактической игры.

12. У детей сформировался устойчивый интерес к игре с использованием различных видов театра, к  драматизации сказок.

13. Часть детей научилась  рассказывать  сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.

14. У детей стали активнее проявляться  нравственные качества по отношению друг другу: доброта, послушание, взаимопомощь, дружба, коллективизм, честность.

15. В группе пополнилась  предметно - развивающая  среда:  библиотечка,  дидактические игры,  мнемотаблицы, поделки, книжки-самоделки, театр оригами, шапочки сказочных героев, оздоровительная дорожка «Теремок».

16. Дети и родители были вовлечены  в совместную творческую деятельность.

17. Дети, задействованные в спектакле,  выучили слова героев.  

18. Большинство детей научились конструировать, рисовать, лепить по образцу воспитателя предметы и героев из русских-народных сказок.

19. В группе укрепились  взаимоотношения  между детьми.

20. Дети и педагоги получили дипломы победителей, участников викторин,  интернет-конкурсов на темы «Русские-народные сказки».

Итоговое мероприятие к проекту: Спектакль «Старая сказка на новый лад-  «Волк и семеро козлят» (Автор Кирюшина О.Н.)

Слова автора: В мире много сказок,  грустных и смешных И прожить на свете нам нельзя без них. Впрочем, сказочки начало вышло старомодное,  

вот и песня зазвучала, ну почти народная:

Коза (Надя): Ой, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки

В поле я  иду за капустою, может волк прийти, сердцем чувствую.

Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы.

     Вы на семь замков запирайтеся, лишь на голос мой откликайтеся,

     ой, боюсь за вас я ребятушки, ох, не вышли бы обознатушки.

Козленок (Дима): Не волнуйся мамочка, будет все в порядке, знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий.

(Коза уходит)

Автор: Только мама за порог, не прошел и миг серый волк перед избою, тук как тут возник.

Волк (стучит в дверь): Отворите поскорей мамаше дверь, я устала, я голодная как зверь. Вас поила, я поила молоком, а теперь мой голос даже не знаком.

Козленок (Артем): Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поешь.

(Волк уходит)

 Автор: Жил петух – вокала мастер и творил он чудеса,

мог зверям дарить на счастье он любые голоса.

Волк (голосом козы): Открывайте маме дверь, я голодная как зверь.

Автор: Лишь пропел он эту фразу, волка в дом впустили сразу

загорелся волчий взгляд.

(волк входит в дом под фонограмму «Песня волка»)

Волк: «Баста карапузики! Кончилися танцы».

Козленок (Надя): Дядя Волк ты нас послушай: «Нельзя слабых обижать,

ну а если хочешь кушать - пирожки ты можешь взять.

     Волк (заинтересовавшись): А с чем пирожки то у вас?

Козлята (Аня): Пирожки у нас с брусникой, и с капустой, с голубикой.

Автор: А еще мама – Коза их с любовью испекла,доброту, тепло вложила и про ласку не забыла. Проглотил злодей пирог 1,2,3 и волк не волк.

Волк: Ой, что это со мной? я теперь совсем не злой!

Не буду больше слабых обижать! А буду вам козлятки помогать!

Хотите научу вас петь, хоть наступил мне на ухо медведь.

(Волк уводит козлят на лесную полянку, козлята усаживаются на пенечки, волк наигрывает им мелодию)

Автор:  Что с козлятами случилось, я оставлю «на потом»

А коза, что отлучилась, наконец вернулась в дом.

Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? на кого ж меня вы покинули?

Не послушались своей матушки, Получилися обознатушки.

    (Коза плачет, прислушивается к звукам гитары и идет на этот звук)

Автор: Пред козою на поляне дружно здравствует народ

Пред козою на поляне Волк с козлятами поет.

Коза (удивленно): Да друзья сказать осмелюсь, не видала  никогда,чтоб козлята с волком спелись ведь они его еда. В чем причина не пойму?

От чего и почему?

Волк: Пирожки твои я съел вот и сразу подобрел! Добро, помощь  и забота - вот теперь моя работа!

Автор: Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Организация предметно-пространственной среды в группе.

  • Уголок книги – библиотечка с подборкой русских-народных сказок;
  • Сборник мультфильмов русских-народных сказок;
  • Слайдпрезентации по сказкам;
  • Разные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый), ширма;
  • Иллюстрации по сюжетам русских-народных сказок;
  • Уголок художественного творчества;
  • Серия дидактических игр по мотивам русских-народных сказок;
  • Маски, шапочки сказочных героев;
  • Уголок ряженья.
  • Раскраски по мотивам русских-народных сказок. 
  • Оздоровительная дорожка по сказке «Теремок».

2. Методическая литература:

1. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - под редакцией С.Г.Шевченко.  

2.Общеобразовательная программа дошкольного образования    «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

3. «Проектная деятельность в детском саду» под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г

4.«Ознакомление детей с художественной литературой»;

5.« Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);

6.«Воспитание  сказкой» - Л.Б. Фесюкова;

7.«Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.

8. «Русские народные сказки» под редакцией Волковой Т.С.  2015 г.

3. Атрибуты к спектаклю: 

костюмы героям, гитара, лавка, коврик, печь, стол, самовар, блюдо с пирожками, корзина с капустой, дерево, дверь, ширма, деревья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...