Метод проектов как педагогическая технология
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Блохина Лада Юрьевна

1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.

Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.

Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_metod_proektov_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

"Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности"

Доклад:

Метод проектов как педагогическая технология

                                                             Подготовила и провела

                                                                         воспитатель высшей категории

                                               Блохина Л.Ю.

Горки-10, март 2022г.

Метод проектов как педагогическая технология

1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.

Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.

Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.

Согласно В.И. Слободчикову, проектирование – деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.

Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй – развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации – показывает, что эта деятельность основывается на реальных процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего.

Таким образом, проектирование включает два вида деятельности: мыследеятельность (промысливание того, что должно быть) и жизнедеятельность (одновременное развертывание процессов реализации).

Проектирование предполагает выполнение ряда специфических работ: проблематизации, концептуализации, программирования, планирования, конструирования новой практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации проекта.

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности педагогом и обучающимися.

Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль педагога - он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность педагогу важно помнить, что проект - это форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

 

 

2. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС). Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

В целях избегания двусмысленности при употреблении терминологии следует различать понятия «проектная деятельность» и «метод проектов» как педагогическую технологию.

Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъекта – это (соответственно) индивидуальная и ли групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Классификация проектов может быть выполнена по разным основаниям.

Например:

- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный проекты;

- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный проекты.

Возможна и другая классификация.

 

 

4. ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технология «Метод проектов» осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Подготовительный (разработка проектного замысла).

Основные виды работ в рамках 1-го этапа: предварительное обсуждение проектной идеи, определение проблемы, формулировка цели, постановка задач, определение результата и продукта деятельности, разработка плана работы.

 

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

1.1

Предварительное обсуждение проектной идеи

 

Перед тем, как воспитанники начнут работать над проектом, необходимо, чтобы они определились в общих чертах относительно проектной идеи.

Тему проекта формулировать пока не нужно. Скорее уместно говорить об очерчивании некоторых тематических рамок.

Полезно использовать модель «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?

Важно, чтобы выбор детей был самостоятельным и ответственным (обоснованным) или они поддержали бы предложение педагога

1.2

Определение проблемы

 

Проблема – противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией.

Проблема должна быть для воспитанника значимой, а не надуманной (чужой).

При формулировке проблемы воспитанник должен аргументировать значимость проблемы лично для него.

При этом сначала должна быть сформулирована желательная для него ситуация (как надо) и охарактеризована, обрисована реальная (как есть).

Проблема может быть сформулирована в форме вопроса

1.3

Формулировка цели

 

Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта?»

1.4

Постановка задач

 

Если цель направлена на достижение конечного результата, то задачи – на достижение промежуточных результатов.

Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута?

Задачи решаются в определенной последовательности, в случае группового проекта несколько задач может решаться одновременно (параллельно)

1.5

Определение результата

Результат неотторжим от того, кто его получил

1.6

Определение продукта

Продукт, в отличие от результата, отторжим от того, кто его получил

1.7

Разработка

плана работы

При разработке плана полезно пользоваться ресурсной картой, содержащей информацию о тех ресурсах, которые доступны воспитанникам в процессе проектной деятельности

 

Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.

 

2 этап. Основной (реализация проектного замысла)

Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности с целью получения продукта проектной деятельности (как замысла 1-го этапа).

 

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

2.1

Выполнение плана работы

При выполнении этого вида работ должна преобладать самостоятельная деятельность воспитанников

2.2

Консультирование детей у педагога

Степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей

2.3

 

Подготовка к защите проекта

Степень самостоятельности детей при подготовке проекта к защите зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей

 

Результаты 2-го этапа: реализован план деятельности, разработанный на 1-ом этапе и созданы продукт(ы) деятельности в соответствии с замыслом 1-го этапа.

 

3 этап. Рефлексивный (подведение итогов проектной деятельности).

Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия, размещение проектов и их продуктов в портфолио.

 

п/п

Виды работ на этапе

Комментарии

3.1

Выступление с проектом

 

Рекомендации по организации этих видов работ приведены ниже

3.2

Дискуссия

3.3

Самооценка и рефлексия

3.4

Взаимооценка

3.5

Размещение проекта в портфолио

 

Результаты 3-го этапа: завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) воспитанниками умений и навыков, необходимых для проектной деятельности.

 

5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые предполагают затруднения, связанные с организацией самостоятельной работы детей в силу их возрастных особенностей.

Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи:

  • во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
  • во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, возможности для проявления которого предоставляет проектная деятельность;
  • в-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.

Дети 3-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Дети 5-6 лет.

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет. 

Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Кроме того, в дошкольном образовании более уместно говорить о минипроектах, выполнение которых приучает детей к алгоритму проектной деятельности, но предполагает значительную часть совместной работы детей и педагога.

При этом участие детей в минипроектах поможет связать образовательный процесс с реальными событиями из жизни ребёнка, что, в свою очередь, служит мощным мотивирующим фактором. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

 

6. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»

В рамках технологии «Метод проектов» возможны следующие виды деятельности педагога:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • организует занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);
  • консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.

 

7. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому технология «Метод проектов» не отрицает, а, наоборот, интегрируется с технологий игровой деятельности дошкольников.

Приведем примеры проектов:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «День России»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Лето шагает по планете»; «Птицы».
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Задачи Жана Пиаже решаем с детства мы уже».

 

 

8. РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЮ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»

Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее (цитаты из дневников стажировки педагогов дошкольного образования, обучающихся по дополнительным профессиональным программам Академии):

«Метод проектов - один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей».

«В процессе проектной деятельности у детей повысилась самостоятельная активность».

«Действуя самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об интересующим их предметах и явлениях использовали свои знания для создания новых объектов деятельности».

«Проектная деятельность способствовала у детей к формированию самостоятельности, глубоко мотивированной познавательной деятельности».

«Проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов».

«Дети становятся более эмоциональны, активизируется их словарный запас, развивается фантазия».

 

«От результата выполненной работы дети получают удовольствие».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса."

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной  деятельности и является одной из перспективных педагогических  технологий, имеющих соответствующие признаки, функции...

Выступление на тему: «Метод проектов как педагогическая технология»

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Как показывают статисти...

"Проектный метод как инновационная педагогическая технология"

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники  15- 10 лет назад, дети не ...

Метод проектов как педагогическая технология

Метод проектов - классификация, виды проектов, этапы проектной деятельности и роль педагога в них....

Метод проектов как педагогическая технология

Развитие познавательной активности...