Метод проектов как педагогическая технология
статья по окружающему миру (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Развитие познавательной активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов как педагогическая технология

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.

С введением федерального государственного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования  к воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2. ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.);

4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).

На мой взгляд, наибольший эффект в достижении поставленных задач может быть достигнут в условиях организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний .

Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

 Очень важно развить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решать их.

Проектно- исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.

Практическая значимость. Организация проектно - исследовательской деятельности дошкольников,  объектами которой  является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своему селу, своему региону,  своей стране.

В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов.

Задачей воспитателя является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.

Так как же научить ребенка думать? Очевидно, научить его этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений. В данном случае нам, взрослым, в этом надо помочь. Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность.

Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.

Свою работу по исследовательской деятельности я начала с детьми средней группы. Составила несколько картотек, одной из них хочу поделиться. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.


Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

Я считаю, что проектно- исследовательская деятельность является актуальной, интересной и своевременной, потому что, знакомя детей с новыми понятиями, историческими фактами, педагог способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям нашего мира.

Подборка опытов и экспериментов для средней группы

Составила воспитатель Елисеева Е.В.

Серебряное яйцо

 Нам понадобятся: вареное яйцо, свеча, стакан с водой.

Закоптили над пламенем свечи яйцо. Оно получилось бархатно черное!

Потом погрузили его в воду. Оно заблестело, как серебряное!

Дело в том, что частички копоти плохо смачиваются водой. Вокруг яйца образовалась пленка, которая, как зеркало, отражает лучи света.

Опыты с яйцо

Разложение белого света в спектр с помощью диска

Возьмите: старые CD -диски,

 белую бумагу,

 фонарик,

 хорошо бы, если будет солнечный день.

Найдите окно, освещаемое солнцем.

Закройте штору, но оставьте небольшой просвет для попадания солнечных лучей Возьмите диск и держите его так, чтобы на его зеркальную поверхность попадали солнечные лучи. Направьте свет с помощью диска на белый лист бумаги. Изменяйте наклон CD-диска, и тогда Вы увидите множество радужных узоров. От фонарика радуга получается  менее яркая.

Разложение белого света

Преломление предмета в воде

Когда лучи света попадают из воздуха в какую-то другую среду прозрачную среду, они преломляются. Это легко заметить, если посмотреть на стакан с палочками или ложкой. Палочки сломались.

Преломление предмета в воде

Для того чтобы узнать из каких цветов состоит, например, черный или фиолетовый цвет можно использовать научный метод, называемый хроматография.

Из чего состоит черный цвет?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобятся:

 салфетки, фломастеры, стаканчики, вода.

1.В центре салфеток нарисовали кольца фломастерами. На одной салфетке — один цвет.

2.В стаканчики налили совсем немного воды (чуть прикрыли донышко).

3.Свернули салфетки конусом и поставили в стаканчики.

4. Сразу же можно наблюдать, как вода стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из белой в цветную.

5.Достали и расправили салфетки.

Обратите внимание, что салфетка, на которой было нарисовано кольцо черным фломастером, не стала черной, а на ней проявились разные цвета. Тоже можно сказать и о салфетке с фиолетовым кольцом.

Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, мы смогли увидеть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.

Опыты с цветом для детей

Хроматография на ткани

Для опыта использовали:

 стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

1.На стакан положили ткань, закрепив ее резиночками.

2.Нарисовали узоры из точек разноцветными фломастерами.

3.В центр рисунка капнули несколько капель воды из шприца.  

4.Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения.

 5.Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. 

6.Любуемся и наслаждаемся результатом.

http://naukaveselo.ru/wp-content/uploads/2014/05/hromatografiya-2-e1401351420156.jpg

Сила магнита

Берём  лист бумаги, сверху положим  скрепку, а снизу водим  магнитом .

 Далее утолщаем  преграду, взяв книгу. Можно играть  с гвоздями, водя магнитом под столом…

Способность магнита действовать через воду.

В пластиковую бутылку с водой  набросать  скрепок, гвоздей, пружинку –

Поставить  задачу  вытащить эти мелочи из воды, не намочив рук.

Линии магнитного поля

На лист бумаги насыпаем немного металлической пыли, а внизу листа подносим магнит… на листе вырастают железные елочки..

Линии магнитного поля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса."

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной  деятельности и является одной из перспективных педагогических  технологий, имеющих соответствующие признаки, функции...

Выступление на тему: «Метод проектов как педагогическая технология»

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Как показывают статисти...

"Проектный метод как инновационная педагогическая технология"

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники  15- 10 лет назад, дети не ...

Метод проектов как педагогическая технология

Метод проектов - классификация, виды проектов, этапы проектной деятельности и роль педагога в них....

Метод проектов как педагогическая технология

1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТермин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методич...