Статья "Педагогическая характеристика на ребёнка"
статья

Тукмачёва Марина Геннадьевна

В данной статье рассказывается о том, как можно написать педагогическую характеристику на ребёнка, учитывая его возрастные особенности, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие, а также личностные характеристики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Общие сведения о ребенке.

В разделе «Общие сведения о ребенке» следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого ГБДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам. Оценка адаптации ребенка в группе: высокая(лёгкая),средняя, тяжелая степень адаптации.

2. Характеристика семьи.

В этом разделе можно указать полная или неполная семья, принимают ли родители участие в воспитании ребёнка, выполняют ли рекомендации педагогов.

3.Особенности внешнего вида ребенка.

В разделе «Особенности внешнего вида ребенка» кратко отметить: опрятный или нет внешний вид у ребёнка, а также его осанку, походку, жесты, мимику, наличие слюнотечения и т.д.

4. Сон, аппетит. 

В данном разделе необходимо отметить наличие дневного сна, спокойный, беспокойный. Аппетит хороший, плохой, избирательный.

5.Особенности моторной сферы.

В этом разделе стоит указать особенности общей моторики, координации, контроле основных движений, также развитие мелкой моторики и ведущую руку.


6. Знания ребенка по разделам программы дошкольного образования (образовательным областям)

Речевое развитие

Словарь: указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен;

Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации, действий по картинке, умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.

Социально-коммуникативное развитие

Ребёнок хочет взрослеть; способен вести себя в соответствии с нормами; имеет представление о безопасном поведении в быту (опасные предметы), природе, на улице, с незнакомыми людьми; психологически устойчив к неуспеху, способен настойчиво достигать цели; играет в сюжетные игры «с продолжением»; выполняет инструкции взрослого; имеет сформированную готовность к школе.

Познавательное развитие

Запас общих сведений об окружающем: называет (не) называет своё имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом (затрудняется); признаки времён года называет (затрудняется) не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны.

Сформированность элементарных математических представлений.

Количество и счёт.

Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цветагруппирует предметы по цвету.

Восприятие формы: не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года.

Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.

Художественно-эстетическое развитие

Сформированность навыков изодеятельности и музыкального развития по возрасту. умеет правильно держать карандаш, кисть, ножницы, пользоваться линейкой и шаблоном, способен оценить красоту произведений изобразительного музыкального искусства способен к изобразительному творчеству.

Физическое развитие

Уровень физического развития, соответствие или несоответствие возрасту.

7. Отношение к занятиям.

В данном разделе необходимо отметить отношение ребёнка к занятиям, способен он или нет контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Характеристика деятельности.

Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

9. Особенности общения.

Есть ли у ребёнка трудности в общении или трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иное.

10. Личностные особенности.

Адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других,
агрессивность, лживость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

11. Дополнительные сведения. 

В разделе «Дополнительные особенности развития ребенка» можно отметить, к какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка.

Дата: _____________________________________

Педагоги: _____________________________________

Заведующий ГБДОУ: ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика на ребёнка на ПМПК

Данные характеристики ( два варианта) могут быть использованы при написании воспитателем представления на ребёнка для зачисления его на логопункт ДОУ или направления на ПМПК....

Пример написания логопедической характеристики на ребёнка

Пример написания характеристики логопеда на ребёнка с сенсорно-моторной алалией....

Логопедическая характеристика на ребёнка дошкольного возраста

В материале представлен шаблон написания логопедической характеристике на ребёнка дошкольного возраста...

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения.Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обесп...

консультация для родителей "Характеристика речи ребёнка среднего дошкольного возраста"

Это возраст детей, когда они активно начинают взаимодействовать друг с другом .....

"Характеристика речи ребёнка 5-6 лет".

Ребёнок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками,умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, д...