ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
статья

Дегонская Ирина Владимировна

В статье раскрыты основные направления деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennosti_sovremennogo_vospitaniya.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дегонская И.В.

МБДОУ д/с №2

г. Починок

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

          Аннотация. В статье раскрыты основные направления деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе.

       Ключевые слова: ценности современного воспитания, духовно-нравственное воспитание, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, современный национальный воспитательный идеал.

Degonskaya I.V.

MBDOU d/s No2

g. Pochinok

VALUES OF MODERN EDUCATION

       Annotation. The article reveals the main directions of activity aimed at the development of the individual, the creation of conditions for self-determination and socialization of students on the basis of socio-cultural, spiritual and moral values and accepted in Russian society.  

      Keywords: values of modern education, spiritual and moral education, the Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia, the modern national educational ideal.

   В  настоящее  время  современное  российское  общество  остро  переживает кризис  духовно-нравственных  идеалов.  И самая  большая  опасность, подстерегающая  наше  общество  сегодня  -  в  разрушении  личности.  Ныне материальные  ценности  доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей искажены  представления  о  доброте,  милосердии,  великодушии, справедливости,  гражданственности  и  патриотизме.  Высокий  уровень  детской  преступности  вызван  общим  ростом  агрессивности  и  жестокости  в обществе.  Детей  отличает  эмоциональная,  волевая  и  духовная  незрелость. Многие    тщетно    пытаются    найти    выход    из    создавшегося    положения.. Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного  на  преодоление  последствий  отказа  государства  и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной  культуры. В  Концепции  государственной  политики  в  области  духовно-нравственного воспитания  детей  в  Российской  Федерации  и  защиты  их  нравственности подчеркивается,  что  масштабы  духовно-нравственного  кризиса подрастающего  поколения  и  российского  общества  в  целом  таковы,  что  по ряду  показателей,  характеризующих  его  проявления,  общество  вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной  и  физической  деградации  российского  народа. Ситуация  в  сфере  духовно-нравственного  здоровья  и  культуры  общества представляет серьезную угрозу национальной безопасности и будущему России. Укрепление  российской  государственности,  возрождение  экономической мощи  и  духовной  силы  России  связано  с  возрождением  традиций  духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Глобальный духовно- нравственный  кризис  общества,  реальная  угроза  безопасности  и  будущему России  заставляют  обратиться  к  уникальному  опыту  отечественной педагогики,  пересмотреть  приоритеты  системы  дошкольного  образования, роль       и       значение       науки       и        искусства        творить        добро. В  российской  педагогике  воспитание  всегда  связывалось  с  развитием духовно-нравственной  сферы  и  ставило  перед  собой  основную  цель  – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим  в  возможность  совершенствования  мира  и  людей.  Духовно-нравственное  воспитание  в  детском  саду  является  неотъемлемой  частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. На  практике  педагогам  приходиться  сталкиваться  со  следующими результатами: -дети не могут самостоятельно выйти из конфликтной ситуации;  -у  детей  не  сформированы  понятия  добра  и  зла,  вследствие  недостатка общения  в  семейном  кругу  и  негативного  влияния  современных мультфильмов и компьютерных игр; -ребёнок не всегда может объяснить причины своего поведения;  -низкая самооценка
Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования

 «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенные в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Правительство приоритетами воспитательной деятельности в системе образования считает:

Обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность экстремистских организаций; 

Формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать; 

  1. социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам; 
  2. воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; 
  3. патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного села, города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком; 
  4. формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений; 
  5. трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация. 

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Реализация содержания гражданского и патриотического воспитания предполагает формирование у воспитанников и обучающихся ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских проявлений и негативного отношения к асоциальным проявлениям, чувства ответственности за свои поступки.

Актуальной сферой социальных инициатив воспитанников дошкольных учреждений в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются проекты краеведческого содержания, изучения истории края; проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучения и развития этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания. 
Воспитание нравственных чувств, этического сознания, стремления к духовному развитию. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; толерантность, честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

В процессе нравственно-этического воспитания необходимо формировать у воспитанников готовность к нравственному выбору, стремлению к нравственному самосовершенствованию, осмыслению нравственных основ межличностных отношений; расширять нравственный опыт, содержание нравственно-этического диалога; формировать нравственные идеалы, подкрепленные яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории.
Воспитание трудолюбия. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Спецификой трудового и экономического воспитания должно быть создание условий для интенсивного расширения у воспитанников личного опыта участия в трудовой деятельности, представлений о сферах профессиональной деятельности, уважения к людям труда, предоставления воспитанникам образцов трудолюбия, ответственного и творческого отношения к труду, интереса к трудовым достижениям соотечественников и современному экономическому развитию страны. В контексте задач трудового воспитания заключаются в создании презентации трудовых достижений своей семьи, жителей своего города, проведении трудовых акций, творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности; проектов, открывающих мир профессий; подготовки к профессиональной деятельности, сотрудничества с коллективами производственных предприятий.

В целях воспитания у воспитанников сознательного отношения к учению, развития творческой познавательной активности и культуры умственного труда необходимо акцентировать внимание на создании условий для практической реализации приобретаемых знаний, умений, навыков; стимулировании проектных инициатив познавательного исследовательского характера. Пространство социальных инициатив воспитанников в контексте задач формирования у них ценностного отношения к образованию определяется расширением сферы исследовательских проектов, как в рамках различных образовательных программ, так и в контексте социального творчества; расширения направлений познавательной деятельности в сфере дополнительного образования, сотрудничества ДОУ и школы. Социальные инициативы воспитанников данном контексте могут включать создание книги «трудовых достижений», презентации образовательного маршрута своей семьи, проведении конкурсов знатоков и интеллектуальных марафонов различного содержания, создание галереи портретов выдающихся ученых, презентации своего города как города «людей труда», проведение путешествий в страну знаний .
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье духовное, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), здоровье физическое, активный, здоровый образ жизни.

Особое значение в формировании у дошкольников культуры здоровья имеет содействие развитию у них личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья, расширению позитивного опыта физической культуры, возможности участия в различных видах спортивных состязаний, деятельности спортивных секций, стимулирование дошкольников к физической активности.

Актуальным содержанием социальных инициатив обучающихся и воспитанников в сфере воспитания культуры здоровья являются проекты, направленные на благоустройство спортивных объектов, инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций; изучение истории олимпийских игр; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны; спортивные путешествия познавательного и творческого содержания; создание коллекций на спортивную тему; проведение презентаций видов спорта; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др. 
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Ведущее место в экологическом воспитании дошкольников  занимает содействие интенсивному расширению у них позитивного опыта решения экологических проблем, профилактика пессимистического отношения к перспективам развития экологической ситуации, , участия в деятельности детских экологических организаций, акциях, экологически ориентированной творческой деятельности, содействие постижению эстетической ценности природы и потребности в общении с ней; развитию эмоционально-нравственного отношения к природе, осмыслению норм экологической этики.

Актуальной сферой экологических инициатив детей являются проекты, направленные на решение доступных экологических проблем в ближайшем окружении, развитие экологической культуры личности. Содержанием экологических проектов дошкольников является изучение и развитие этнокультурных традиций, бережного отношения к природе, экологической этики, создание Красной книги своего региона или "Жалобной книги природы", реализация проектов "Мои четвероногие друзья", "Птичья столовая", изучение и развитие экологического движения, участие в акциях Всемирного фонда охраны дикой природы, акциях в День Земли, творческие проекты "Природа в изобразительном искусстве, поэзии, музыке"; проектов "Экология города", и др. 
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Приоритетную роль в эстетическом воспитании приобретает создание условий для расширения опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, системного восприятия культуры, сотрудничество с учреждениями культуры, социальные инициативы в сфере культуры, системное участие дошкольников в художественном творчестве, литературных и музыкальных мероприятиях, эстетика повседневной дошкольной жизни. Примерным содержанием в контексте задач эстетического воспитания является инициирование творческих конкурсов, проекты в сфере литературного краеведения, создания художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок, проведения музыкальных фестивалей, а также проекты, направленные на украшение повседневной  жизни ДОУ.

Список используемой литературы

  1. maaam.ru 2.pedsovet.ru 3 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 2001
  2.  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2008. – 235 с. – ISBN 5-94916-036-3.
  3.   Бариленко Н.В.Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии.-1988.- 4
  4.   Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания.Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 2004.
  5.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999
  6.  Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ (принят Государственной думой 21 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). – М.: Эксмо, 2020. – 224 с. – ISBN 978-5-04-004029-2.
  7. Современное воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://megapredmet.ru/1-9482.html
  8.  Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2010. – 284 с. – ISBN 5-7155-0145-8.
  9. Ценности современного воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://megapredmet.ru/1-9482.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ценности современной семьи"

Любите своих детей. Будьте к ним справедливы. Старайтесь их понять. Общайтесь с ними, объясняя им свои и их поступки. Ведь, если не скажете вы, как правильно сделать, то им расскажет улица…   ...

Сборник материалов VIII Международные аксиологические чтения «Сохранение исторической памяти и укрепление единства в формировании ценностей современной молодежи» 28марта 2017 г. г. Омск

В сборнике публикуются материалы международной конференции, посвященной проблеме сохранения исторической памяти и укрепление единства в формировании ценностей современной молодежи, так как она уже дав...

«Детский сад – планета открытий и становления духовно-нравственных ценностей современного дошкольника в системе приобщения к культурным традициям и любви к малой родине»

Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по  приобщению дошкольников...

Ценности современной семьи в обществе.

Современные семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта...

Проект "Семейные ценности современных детей"

Исследовательская работа посвящена изучению семьи и семейных ценностей. Помните притчу о старике, который позвал сыновей, дал им веник и попросил переломить его сначала целый, а потом по отдельному пр...

Проект "Семейное музицирование как культурная ценность современного общества"

Семейное музицирование, являясь частью культурной традиции, входило в систему требований к личности образованного человека в России XVIII в. – начало XX века. Традиции, по мнению Д. С. Лихачева, играю...

Проект "Семейное музицирование как культурная ценность современного общества"

Семейное музицирование, являясь частью культурной традиции, входило в систему требований к личности образованного человека в России XVIII в. – начало XX века. Традиции, по мн...