«Духовно-нравственное воспитание как система формирования базовых национальных ценностей дошкольника»
материал

Щетинина Ирина Николаевна

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание как система формирования базовых национальных ценностей дошкольника"

в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание как система формирования базовых национальных ценностей дошкольника»

Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное» Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать». В.А. Сухомлинский

Мы живём в такое время, когда нравственные ценности, прежде чёткие и конкретные, стали размытыми и неясными. Нам, взрослым, подчас, в них трудно разобраться. Ещё сложнее нашим детям.

Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, детский сад, кино, современные мультфильмы, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания малыша.

 Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но материальные ценности, к сожалению, доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень опасно — лишить ребенка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Дошкольный возраст – наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания.

Именно в это время закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многое другое. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Не воспользоваться этим периодом – значит не наполнить душу маленького человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется на жизни взрослого гражданина.

Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике. Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными.

Первичным социальным институтом, занимающимся воспитанием подрастающего поколения является семья. Именно здесь закладываются основы морально-нравственных ценностей, которыми ребенок будет руководствоваться в своей жизни. Семья – это отражение общества, тех процессов, которые в нем протекают.

Другим значимым социальным институтом, формирующим ценностный мир ребенка,  является детский сад.

Духовно-нравственное воспитание не может осуществляться как некий экзотический подвид педагогического процесса, оно должно включать все части целостной системы: дошкольное и семейное воспитание, физическое, патриотическое, то есть осуществление воспитательного воздействия должно происходить во всей его полноте.

Следовательно, духовно-нравственное воспитание – это многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников. Как я уже и говорила, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию, но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении, отследить ее результаты могут помочь учреждения образования, где работают педагоги, заинтересованные в воспитании развитой духовно личности с правильными нравственными ориентирами.

Ориентиром в воспитательном процессе служат базовые национальные ценности:

  • Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеи к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество

Как же сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию гармонично развитой личности?

В нашем детском саду выстроена система работы по ДНВ, которая реализуется в нескольких направлениях при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться о тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике. Игра – наше приоритетное направление. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток. Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств. В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.

Мы всегда задаем себе вопрос: что может заинтересовать маленького ребенка?

На наш взгляд, многовековая история и культура нашей страны, в основе которой всегда было терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности. Свою работу мы начинаем со знакомства детей с произведениями устного народного творчества (сказки, песенки, потешки). Народная музыка, народные игры, песни, звучание народных инструментов – воспринимается детьми с удовольствием и легко ими усваивается.

С детьми младшего и среднего возраста ДНВ и патриотическое воспитание ведется ненавязчиво. Проговаривание, использование игровых ситуаций, образовательная деятельность, общение в режимных моментах – все это направлено на развитие базовых ценностей.

Далее знакомство с историей православных праздников, русскими национальными традициями.

Со средней группы и детьми старшего дошкольного возраста ведется кружковая работа. Программа кружка «Волшебный сундучок» была составлена и реализуется с 2012 года.

Работа ведется в 4 направлениях:

Истоки (где собраны материалы по истории нашей страны), Азбука поведения или Воспитание человека (вопросы этикета, все стороны нравственного и трудового воспитания); Хочу все знать (познавательно-развивающие фильмы, мультфильмы, презентации, экспериментирование); Творческая мастерская (продуктивная деятельность).

Все мероприятия в рамках программы нацелены на формирование национальных и духовных традиций, гражданского и патриотического сознания через приобщение к истории и культуре родного края. Каждый год мы с размахом, весело и вкусно отмечаем с детьми и родителями Рождество, Масленицу, Сороки.

Также в нашем саду широко представлена проектная деятельность.

Дети и родители с удовольствием участвуют в ежегодных мини-проектах «Мой любимый детский сад», «Краски осени», «Добрая зима для птиц», «Пасхальные традиции нашей семьи», «Сказки из бабушкиного сундучка», «Хлеб из зернышка», «Ромашковое настроение».

Видя настоящую заинтересованность воспитателей, родители откликаются и активно включаются в работу в процессе подготовки и реализации детско-родительских спектаклей, праздников, проектов.

Хочется от всей души поблагодарить наших неравнодушных, активных родителей. Особенно хочется отметить влюбленных в свое дело, и с удовольствием передающих свой опыт подрастающему поколению Владимира Платонова и его замечательный фольклорный коллектив, хореографа, руководителя танцевального коллектива «Кураж» Анну Скорую. Они на протяжении нескольких лет были инициаторами и активными участниками многих наших мероприятий.

Отец и мать, педагог – это наглядное пособие для изучения жизни, норм нравственного поведения в обществе себе подобных.

   За нами всегда следят внимательные глаза наших детей. Они ловят каждый наш взгляд, любое суждение, принимают за норму все наши слова, желания и поступки.

   И даже в тот момент, когда мы думаем, что ребёнок занят собой, он внимательно изучает нас, слушает, запоминает. Сказанное нами слово, невольный жест, совершённый поступок могут стать для него примером.

   Нам, взрослым, нужно понять: хотим мы того или нет, но всем своим поведением, всем образом жизни мы воспитываем своих детей, указывая им нравственные ориентиры. Это огромная ответственность. Ведь то, как будут жить наши дети, как будут они строить отношения с окружающими их людьми, к каким целям будут стремиться, какие нравственные принципы будут отстаивать, зависит только от нас, от взрослых.

Давайте постараемся сделать так, чтобы наши дети гордились своей страной, чтобы они стали настоящими гражданами великой России. И чтобы никогда и никому из них не было стыдно назвать себя русским человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Формирование базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла"

Формирование базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла...

открытое занятие по формированию базовых национальных ценностей "С чего начинается Родина"

МКДОУ «Сузунский детский сад №2»Занятие по познавательному развитию «Развитие базовых национальных ценностей»«С чего начинается Родина»Воспитатель: Ведренцева Е.М.Ц...

«Стратегия воспитания личностного развития дошкольников для создания условий их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества»

Современные стратегии и подходы к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, предъявляемые в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления воспитания, определяют необходимость в...

Консультация для воспитателей "«Формирование уклада жизни детей в ДОО на основе базовых национальных ценностей»

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.Г.Н. Волков...