Обеспечение эмоционального комфорта при проведении утреннего и вечернего круга
учебно-методический материал

Васильева Оксана Александровна

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении «Утреннего и вечернего круга» детей. Познакомить со способами обеспечения эмоционального комфорта при проведении «Утреннего и вечернего круга». 

Задачи:

  1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
  2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
  3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
  4. Дать рекомендации по обеспечению эмоционального комфорта при проведении «Утреннего и вечернего круга»

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

«Утренний круг» для дошкольников – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

«Утренний круг» — это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время. Это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, поздравить именинника, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.

Цель «утреннего круга»: «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо.

Задачи «утреннего круга»:

- сплочение детского коллектива;

- формирование умения слушать и понимать друг друга;

- формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

- обсуждение планов на день, неделю, месяц;

- развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 7 имени Д.П. Уланова Дошкольное отделение

Выступление на ММО

на тему «Обеспечение эмоционального комфорта при проведении «Утреннего и вечернего круга»

подготовил:

воспитатель

Васильева О.А.

г.Химки, 2022 г.

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении «Утреннего и вечернего круга» детей. Познакомить со способами обеспечения эмоционального комфорта при проведении «Утреннего и вечернего круга».  

Задачи:

  1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
  2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
  3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
  4. Дать рекомендации по обеспечению эмоционального комфорта при проведении «Утреннего и вечернего круга»

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

«Утренний круг» для дошкольников – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

«Утренний круг» — это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время. Это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, поздравить именинника, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.

Цель «утреннего круга»: «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо.

Задачи «утреннего круга»:

- сплочение детского коллектива;

- формирование умения слушать и понимать друг друга;

- формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

- обсуждение планов на день, неделю, месяц;

- развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

В детском саду день ребенка проходит по расписанию, по определенному регламенту, которое подолгу остается без изменений. Это оказывает положительное влияние на ребенка, благодаря расписанию ребенок прочно и в естественной форме осваивает принятую в нашей культуре организацию дня и те виды деятельности, которые повторяются изо дня в день.

Предложить всем участникам встать и сделать круг.

Вот и встали с вами в круг
Слева — друг, и справа — друг.
Только вот не слышно пенья,

Как улучшить настроенье?

Задание: Я предлагаю воспользоваться таким приемом, как «комплимент».

Все участники вернулись на свои места.

Для того чтобы создать эмоционально-положительную обстановку «утреннего круга» можно использовать разнообразные приемы:

  • комплименты,
  • ласковое слово,
  • ласковое поглаживание,
  • передача тепла рук,
  • передача “солнечного лучика”, “улыбки”, “хорошего настроения”,
  • передача секрета, поздравления,
  • говорить комплименты друг другу и т.д.

Приглашение на утренний круг:

  • оно должно быть ненавязчивым, незатянутым
  • персонально пригласить тех, кто чем - то увлечен
  • не ждать пока соберутся все
  • хорошо собирать детей вокруг предмета и действия: новые завлекательные предметы (книга, музыкальный инструмент, элемент одежды, мыльные пузыри) и действия (игра в паре с одним из детей, призы первым пришедшим в кружок)
  • опрашивать не каждого ребенка (5 — 7 человек); важно задать модель планирования на должном уровне (степень развернутости и глубины); остальным можно предложить подумать самостоятельно “ что и как они хотели бы сделать”.

Методы и приемы сбора детей:

- Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент).

- Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, таким образом постепенно собираются все дети.

- Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на утренний сбор и т. д.

- Дидактическая игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей». Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины, перед утренним сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.

В «утреннем кругу» проводятся:

  • пальчиковые игры: «Домик»«Кошка и мышка»«Гроза»;
  • словесные игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»«Найди рифму»«Закончи предложение»;
  • игры-фантазии: «Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»;
  • игры-цепочки и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
  • обмен новостями. Один из любимых частей «утреннего круга» – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

 «Вечерний круг»

       «Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

  • Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
  • Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течение дня, повести к самостоятельному решению).
  • Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
  • Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
  • Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Из каких частей состоит вечерний круг?

1) Подведение итога дня.

2) Оценка своей деятельности.

3) План на завтра.

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошла ссора или конфликтная ситуация, то «Рефлексивный круг» проводится еще раз, сразу после происшествия.

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

- Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

- Какая часть суток сейчас?

- Что вы делаете в это время в ДОУ?

- Что делают в это время ваши близкие?

- Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

- Как выполнили свою работу?

- Какие новые слова узнали?

- Составление рассказов по опорным словам.

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в д/с, у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Для полноценного и своевременного психического развития детей необходимо обеспечить каждому ребёнку радостное и содержательное проживание в детском саду.

Детский сад должен стать для ребёнка местом, где ему уютно, хорошо и весело. Для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных взаимоотношений между всеми детьми и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему необходимо создание определённого стиля жизни в группе.

Создание групповой традиции будет способствовать поддержанию и развитию благоприятной эмоциональной атмосферы, а также сможет порождать самостоятельные проявления внимания и доброжелательности со стороны самих детей.

Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей навыков свободного ведения беседы, они не боятся задавать вопросы или высказывать свою точку зрения, они учатся активному слушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что воспитатель хочет им сказать.

Применение «Утреннего и вечернего круга» помогает развитию эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы дошкольников, развивает их коммуникативные навыки, у детей происходит осознание себя как значимой личности в жизни группы.

Девиз нашей группы (с движениями):

Очень много слов на свете (Обе руки делают круговые движения, рисуя в воздухе круг)

Как у осени листвы*(*В другое время года можно использовать

(снежинок у зимы; дождинок у весны) Выполняется плавное движение

кистей рук сверху вниз, имитирующих падение)

Вот возьмем к примеру эти (Открытые ладони перед собой)

Слово «Я» и слово «Мы». (Слово « Я»- прижать правую руку к груди,

слово «Мы» - сомкнуть руки в замок)

«Я» на свете – одиноко. (Прижать правую руку к груди, показать указательный палец)

В «Я» - не очень много прока (Прижать правую руку к груди, указательный палец качается из стороны в сторону)

Одному или одной (Сначала показать указательный палец правой руки, потом левой руки)

Трудно справиться с бедой (Руки прижать к ушам, наклоны головой влево и вправо)

Слово «Мы» сильней, чем «Я» (Руки в «замок», поднимаются над головой)

Мы – друзья, и мы - семья! (Все берутся за руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Утренний и вечерний круг» - как способ организации свободного речевого общения

Цель организации: создать ситуацию свободного речевого общения и положительно настроить детей на весь деньЗадачи:- Создать условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослы...

Организация и проведение утреннего и вечернего круга в подготовительной к школе группе.

Утренний круг- это часть ежедневного распорядка, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность....

Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...

Технология организации и проведения «Утреннего и вечернего круга».

Семинар способствует расширению и обогащению представлений о новом для программы "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" элементе в режиме дня.  Утренний круг предоставляет большие возможности для форми...

Консультация для воспитателей "Технология проведения утреннего и вечернего кругов в ДОУ"

Содержание направлено на развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ по проектированию и проведению утреннего и вечернего круга с детьми дошкольного возраста...

Подборка вариантов проведения утреннего и вечернего круга с детьми старшего возраста

Задачи «Утреннего круга»: 1. Создать эмоциональный настрой на весь день; 2. Установить комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через свободное общение со сверстник...

Самоанализ по теме «Организация и проведения утреннего и вечернего круга»

Утренний и вечерний круг — это элементы в режиме дня....