Рабочая программа Развитие речи 5-6 лет 2022 г.
рабочая программа

Филипенко Мария Михайловна

Рабочая программа Развитие речи 5-6 лет 2022 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvitie_rechi_5-6_let_2022_g.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 г.Зеленоградска

Согласовано на заседании педагогического        Утверждено

приказом заведующей  по

совета МАДОУ- детского сада №3        МАДОУ-детскому саду №3

 

протокол № 1 от «31» августа 2022 г.        № 91 от «31» августа 2022  г.

                                                                                                                   ______________Ю.Е.Барсукова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Развитие речи»

(старшая группа, четвертый год обучения)

на 2022 – 2023 учебный год

Разработчики: Филипенко М.М.   воспитатель  

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

Страницы

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения модуля
  3. Содержание модуля
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по «Развитию речи» для детей 5-6 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детский сад №3 и составлена на основе использования образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Цели:

Воспитание осознанного отношения к языку, как особому объекту познания. Создание благоприятных условий для полноценного развития детей раннего и дошкольного возраста в образовательной области «Коммуникация», обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности.

Задачи:

  • Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
  • Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
  • Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия
  • Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
  • Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
  • Воспитывать интерес к письменным формам речи.
  • Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
  • Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
  • Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
  1. Планируемые результаты освоения модуля

К шести годам:

  • Проявляет познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задаёт вопросы.
  • Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.
  • С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
  • Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
  • Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями и словами.
  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
  • Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный) место звука в слове.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.
  • Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.
  • Проявляет избирательное отношение к произведениям определённой тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.
  • Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, загадка.
  1. Содержание модуля

Владение речью как средством общения и культуры:

  • Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе).
  • Освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы.
  • Участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: освоение умений самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже (спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик).

Развитие речевого творчества: освоение умений: проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речи- доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.

Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих:

  • названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения;
  • личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.д.), его состояния и настроения, внутренние переживания;
  • социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный, ит.д.), оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т.д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта;
  • названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т.д.);
  • освоение способов обобщения - объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).
  • освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

  • освоение чистого произношения сложных звуков (Л, Р);
  • упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;
  • использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздела, тема

Кол-

во часов

Раздел «Развитие связной речи»

9

1.

Тема: «Доброе слово лечит, а худое калечит». Чтение художественных произведений Н. Дурова «Две подружки», Э Мошковская «Я маму свою обидел». Цели: Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим,

развитие диалогической речи.

1

2.

Тема: чтение художественного произведения Я. Тайц «По грибы»

Цели:   Самостоятельный   пересказ   текста,   пересказ        по ролям   ,передовая

интонацией характер персонажей.

1

3.

Тема: пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».

Цели: Выразительное рассказывание текста без помощи вопросов, использовать

синонимы и антонимы.

1

4.

Тема: пересказ художественного произведения Н. Камешева «Про снежный колобок».

Цели:        Изложение        содержания        близко        к        тексту,        передавая        интонацию        и

сопереживание героям.

1

5.

Тема: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Чтение худ. произведения Н.Носов « На горке».

Цели: Выстраивание последовательности сюжета при пересказывании.

1

6.

Тема: пересказ худ произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

Цели: Выразительная диалогическая речь, при пересказе передавать идею и содержание.

1

7.

Тема:        пересказ        художественного        произведения        «Как        аукнется,        так        и откликнется».

Цели: Учить принимать участие в групповой беседе, высказываться на темы из

личного опыта, заботливое отношение к маме.

1

8.

Тема: пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей».

Цели: Самостоятельный пересказ , высказать своё мнение

1

9.

Тема: пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

Тема:        Изложение        содержания        близко        к        тексту,        передавая        интонацию        и сопереживание героям.

1

Раздел «Владение речью как средством общения и культуры»

5

10.

Тема: «Поговорим по телефону».

Цели: Учить детей особенностям диалогической речи, активизировать в речи словестные формы вежливости, связно и последовательно строить вопросы и

ответы.

1

11.

Тема:        «Глупые        ссорятся,        а        умные        договариваются».        Чтение художественного произведения.

Цели: Содержание и идея стихотворения. Развитие диалогической речи, умение

поддерживать беседу.

1

12.

Тема: «Жадная душа – без дна ушат». Чтение худ произведения        Я.Аким « Жадина».

Цели: Воспитание   дружеского   отношения   между   детьми,   умение   находить

положительное решение в конфликтной ситуации. Работа над пословицей. С51.

1

13.

Тема: «Мой любимый детский сад! – конкурс экскурсоводов»

Цели: Монологическая речь при составлении сюжетного рассказа.

1

14.

Тема: Чтение худ произведений «Старый друг лучше новых двух».

В. Драгунский «Друг детства».

Цели: Понимание значения пословиц о дружбе.

1

Раздел «Развитие речевого творчества»

10

15.

Тема: «Творческое рассказывание по картине «Дети идут в школу».

Цели: Учить детей особенностям диалогической речи, активизировать в речи

словесные формы

1

16.

Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Цели: Включать в рассказ описание внешнего вида персонажа ,поведения, чувств.

1

17.

Тема: «Составление описания по лексической теме «Овощи».

Цели: Учить описывать овощи, их правильно называть, уточнить представления об овощах.

1

18.

Тема: «Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса».

Цели: Познакомить с новой формой работы –интервью. Формировать умение задавать вопросы и выражать свои мысли полными ответами.

1

19.

Тема: «Творческое рассказывание. Сочиняем сказку про Деда Мороза».

Цели: Активизация детского воображения.

1

20.

Тема:   Составление   описательного   рассказа   по   репродукции        картины И.Шишкина «На севере диком».

Цели: Развитие творческого воображения.

1

21.

Тема: «Творческое рассказывание Н. Носов «Фантазёры».

Цели: Познакомить с жанром небылицы, учить отличать реальную ложь от юмористических рассказов.

1

22.

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели».

Цели: Художественное видение пейзажа,  рассматривание картины, обогащение

словарного запаса.

1

23.

Тема: «Моя семья. Описательный рассказ».

Цели:   Учить   детей        составлять описательный рассказ на заданную тему, использовать выразительность речи.

1

24.

Тема: «Составление описательного рассказа «Утро в деревне».

Цели: Развитие творческого воображения.

1

Раздел «Обогащение активного словаря»

9

25.

Тема: «Осень. Деревья, кустарники. «Операция листопад».

Цели: Обогащать словарь, учить подбирать однокоренные слова и обобщающие

слова.

1

26.

Тема: «Зима. Составление рассказа по серии картинок».

Цели: Обогащение словаря, развитие культуры речи.

1

27.

Тема: «Рассказывание об игрушках «Подарки от Деда Мороза».

Цели:   Составление   связного        и   последовательного        рассказа об игрушке развёрнутыми и полными предложениями . Воспитание бережного отношения к

игрушкам.

1

28.

Тема: «Зимующие птицы.«Поможем зимующим птицам»

Цели: Составление описательного рассказа , воспитывать любовь к природе.

1

29.

Тема: «Русь рождественская».

Цели: Познакомить с народными песенками – закличками; воспитывать интерес к народным праздникам.

1

30.

Тема: «Составление рассказа по картине «Волки».

Цели: Учить составлять рассказ по картине; совершенствовать монологическую

речь.

1

31.

Тема: «Бытовые приборы. Что включается в розетку?»

Цели: Обогащение словаря, составление описательных рассказов о бытовых приборах.

1

32.

Тема: «Творческое рассказывание «Весна».

1

Цели: Учить детей красиво выражать свои мысли.

33.

Тема: «Этот загадочный космос. Придумывание сказки»

Цели: Учить детей придумывать сказку на заданную тему, использовать выразительность речи.

1

Раздел «Развитие звуковой и интонационной культуры речи»

3

34.

Тема: «Осень».

Цели: Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени». Произнесение скороговорок и выполнение штриховки. Рисование осенних листьев в тетради в линейку.

1

35.

Тема: «Творческий рассказ «Почемучки».

Цели: Учить составлять вопросительные предложения, знакомить со способами

словообразования.

1

36.

Тема: чтение художественного произведения «Не жалей минутки для весёлой шутки».

Цели: Привитие любви к стихотворному творчеству, умение подбирать рифму.

1

Всего

36

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
  1. Оборудование

п\ п

Наименование

Кол-во

1.

Ноутбук DEEL

1

2

Экран IQ Board

1

3

Проектор EPSON

1

4

Магнитофон SHARP

1

5

Колонки CREATIVE

1

6

Мольберт

1

7

Стол ученический

30

8

Стул ученический

12

9

Планшет детский (модель ST – 902C) Skytiger

5

5.2. Методическое обеспечение группы

Наименование

Кол-во

1.

Пальчиковый театр (заяц, волк, лиса, медведь, лягушка)

1

2.

Кукольный театр (Три медведя)

1

3.

Набор театра «Колобок» (резиновый)

1

4.

Набор театра «Красная шапочка» (резиновый)

1

5.

Набор театра вязаных кукол

1

5.3 Дидактический материал

1.

Модуль «Мастерская»

1

2

Модуль «Кухня»

1

3

Модуль «Театр»

1

4

Модуль «Парикмахерская»

1

5

Модуль «Магазин»

1

6

Уголок «Моя Родина»

1

7

Уголок«Календарь погоды»

1

8

Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и

пропорциями

1

9

Набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и

пропорциями

1

10

«В мире мудрых пословиц»

1

11

Наглядно – дидактическое пособие «Откуда берется хлеб»

1

12

Наглядно – дидактическое пособие «Деревья наших лесов»

1

13

Наглядно – дидактическое пособие «Внимание дорога»

1

14

Наглядно – дидактическое пособие «Как наши предки открывали мир»

1

15

Наглядно – дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб»

1

16

Наглядно – дидактическое пособие «Как наши предки шили одежду»

1

17

Дидактическая игра «Составь слова»

1

18

Дидактическая игра «Профессии»

1

19

«Мой букварь» книга для обучения дошкольников чтению. Н.В. Нищева

10

20

«Букварь» Пособие по обучению детей правильному чтению. Н.С. Жукова

10

21

«От А до Я» рабочая тетрадь. Е.В. Колесникова

10

22

Развивающая игра «Азбука»

1

23

Мягкий конструктор «Алфавит»

1

24

Касса букв

1

комп.

5.4. Аудио- и видео- пособия

25

«Буквария – обучение чтению» ПМК

1

26

«Сделай сам: задания,тесты,игры» (проектная деятельность) ПМК

1

27

«Готовим детей к школе» ПМК

1

28

«Пальчиковые игры» Е. Железновой

1

5.5. Список литературы

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. «Детство: основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
  2. Бортникова Е. «Учимся составлять рассказы»
  3. Волчкова В.Н.Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Воронеж, 2016г.
  4. Ельцова О.М. «Детское речевое творчество» Детство-Пресс, 2016г.
  5. Оглоблина И.Ю. «Логопедический массаж: игры и упражнения» «ТЦ Сфера», 2017г.
  6. Стефанова Н.Л. «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет», Волгоград, 2017
  7. Косинова Е. М. «Уроки логопеда» «Эксмо», 2017г.

  1. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» ТЦ «Сфера», 2017год
  2. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Сфера, 2017
  3. Фадеева Ю.А. «В мире слов, букв и звуков», ТЦ «Сфера», 2017 год
  4. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Сфера, 2017
  5. https://www.maam.ru
  6. https://infourok.ru
  7. https://nsportal.ru
  8. https://dohcolonoc.ru
  9. www.vospitatel-dou.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие речи»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Задачи:      развитие свободного общения со взрослыми и детьми...

Рабочая программа «Развитие речи» для детей 4-5 лет

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей раннего возраста»

Программа предназначена для детей раннего возраста. Нормативный срок освоения данной программы - 42 дня в условиях реабилитационного центра....

Рабочая программа "Развитие речи дошкольников средствами проектной деятельности" Старшая, подготовительная к школе группа «Светофорчик» на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа разработана для группы комбинированной направленности, которую посещают дети 5 - 7 лет (далее - Программа):- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;- на основе ос...

Рабочая программа (развитие речи)

Программа разработана в соответствии с ООП МБДОУ детский сад «Теремок» с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И...

Рабочая программа "Развитие речи" для детей 5 лет

Программа "Развитие речи 5 лет" входит в состав дополнительной общеразвивающей образовательной программы "Раннее эстетическое развитие". программа направлена на развитие активной р...

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...