Проект «Богатыри земли русской»
методическая разработка (подготовительная группа)

ПРОЕКТ

По нравственно – патриотическому воспитанию

Тема: «Богатыри земли русской»

Подготовительная группа

Крылова Марина Васильевна

Количество участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители.

Заявитель: дети подготовительная группа

Актуальность.

 Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с    самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.

 Проблема.

В беседе с детьми в преддверии праздника День защитника отечества,
- какими были первые защитники земли русской? - Что такое былины? - Как они возникли?  Выяснили, что у детей недостаточная информированность о первых защитниках русской земли.

Так появилась идея в создании проекта.
Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.

Цели:

Развивать патриотические чувства детей на основе знакомства с героическими образами былинных богатырей

Задачи:

· Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.

 · Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях

. · Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.

 · Раскрыть понятие «былинный богатырь».

 · Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.

 · Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной страны.

Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.

· Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «Былинные герои».

  Этапы проекта

     Организационный:

     - выбор темы и её конкретизация (актуальность);

     - определение цели и формирование задач;

     - коррекция сроков;

     - поиск источников информации и определение списка литературы;

     - подготовка материала;

     - разработка проекта;

     - анкетирование родителей.

Основной:

- использование разработанных мероприятий в работе с детьми;

- организация работы с родителями.

Заключительный:

Досуг «Защитники земли русской»

Перед разработкой проекта, мониторинг знаний детей показал следующее:

-у детей недостаточен объём знаний о богатырях земли русской .

 

Основной этап:

План осуществления проекта

 

Основной этап:

Перспективное планирование

Образовательная область

Формы работы

Познавательное развитие

-НОД «Богатыри земли Русской»

-Беседы: ««Доспехи богатырей», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» 

 -просмотр презентации: «В мире русских былин»; «Богатыри Земли Русской», Доспехи и оружие русского воина»,

-Викторина «Состязание в смекалке»

просмотр мультипликационных фильмов о былинах и богатырях;

 

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры

 «Собери богатыря в поход», «Накорми богатыря»,

 «Назови и объясни», «Подбери слова»

«Да - нет»

Речевое развитие

рассматривание картины: В.М. Васнецова «Богатыри»

-Загадки

-Пословицы

Чтение художественной литературы

-«Как Илья из Мурома богатырём стал», «Никита Кожемяка», «Добрыня и Змей»

 -Чтение русских народных сказок о защитниках, сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» ,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

-логопедическая лексическая тема «Защитники земли Русской» Пальчиковые игры: «Русь идем мы защищать»

Художественное – эстетическое развитие

Рисование: «Богатырь»,

- раскраски: «Богатыри», доспехи»

лепка «Богатырский конь»

Слушание композиции «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко»

музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)

 

Физическое развитие

 

-Подвижные игры: -

 «Чья дружина быстрее соберется», «Не попадись», «Кто самый меткий?»».

Физкультминутки: «Богатырь» «Богатыри», - Эстафеты: «Перетягивание каната», «Скачки на богатырских конях», «Попади в цель», «Передай булаву», «Полоса препятствия», «Коромысло»

 

 

 

 

Работа с родителями

-Консультация на тему: «Наши защитники!»

-Выставка совместных творческих работ детей с родителями

 чтение детям книг по данной теме;

- поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;

- подбор пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;

- рисование портрета богатыря;

-подбор раскрасок по теме «Богатыри Земли Русской»

.

 

Заключительный этап (подведение итогов работы по проекту)

 

Результат

Продукт

 Дети научились понимать смысл былин, пословиц, отличать сказку от былин; 

У детей сформировались представления о былинных героях богатырях.

  Умеют различать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей

 Расширился кругозор детей в области истории страны.

 Сформировалось у детей чувство патриотизма, гордости;

Появилось желание быть защитниками нашей Родины;

   Повысилась заинтересованность родителей и детей к возрождению народной культуры своего народа-

У детей возрос интерес к совместной деятельности, у воспитанников появилось желание проявлять себя в творческой деятельности.

.

 

 

 

 

 

- конспекты НОД, досугов

- выставка детских работ и родителей «Русские богатыри»

 

 

Презентация проекта

Итоговое мероприятие: Досуг «защитники земли русской»

Оценка результатов:

Мы считаем, что наш проект достиг цели.

Подводя итоги проделанной работы, мы считаем, что цели и задачи проекта были достигнуты

Данная работа позволила пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской.

Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.

Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями.

Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.

Ребята много узнали нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно развивалась монологическая речь детей.

На заключительном этапе проекта состоялось развлечение «Защитники земли русской», участниками которого были дети и воспитатели и родители.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.


 


 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ

Беседа «Доспехи богатырей».ль

Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2. Дать представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4. Познакомить детей с оружием и одеждой богатырей.

- Славяне были людьми крепкого телосложения, сильными, могли долго переносить жару, холод и голод. Они отличались храбростью в бою, никогда не сдавались без боя.

- Как одевались богатыри? (На тело надета кольчуга–железная рубашка.)

- Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов).

- Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)

Беседа «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»

Цель: знакомить детей с жизнью древних славян, опираясь на репродукции с картин В.М. Васнецова, иллюстрации былин. (костюм защитников Руси)

Развивать нравственные качества: скромность, отзывчивость, желание дружить.

Воспитатель:

- Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри?

- Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Словом – это герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Стихотворением – дети расскажите стихотворение, которое мы с вами учили о богатырях.

Дети рассказывают стихотворение:

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Дети рассказывают о знакомых им богатырях и их подвигах с показом иллюстраций из былин.

Игра «Топают ножки, хлопают ладошки – качества богатырей»

Воспитатель:

- Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие качества. Какие? (Ответы детей: сила, воля, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость). Молодцы! Именно такими были богатыри! Богатыри разные, но человеческие качества у них похожи.

- Давайте поиграем: я буду перечислять разные качества, и если они подходят к богатырям, вы хлопаете в ладоши. А если, по вашему мнению. Это качество не подходит – топаете ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий.

Викторина «Состязание в смекалке»

1.Назовите всех богатырей, которых вы знаете?

2.Как одним словом можно назвать этих богатырей? (защитники Родины!)

3.Кто самый старший и самый младший из богатырей?

4. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

5. Как называется головной убор богатырей?

6.Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

7.Назовите оружие богатырей (копье, булава, меч, стрелы, щит)


 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Собери богатыря в поход»

Цель:

• закреплять представления детей о названии одежды богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, сапоги) и последовательности одевания;

• закреплять названия вооружения русского воин  (щит, меч, лук, стрелы, колчан, копье, булава).

Содержание игры. Предложить ребенку собрать богатыря в поход, прикладывая детали одежды на плоскостного человека, называя их. Затем предложить вооружить воина, подбирая поочередно предметы вооружения, называя их. Можно предложить ребенку показать имитацию действия с оружием (меч, лук, булава).

«Накорми богатыря»

Цель:

• развивать у детей умение подбирать полезные для здоровья продукты;

• развивать речь за счет слов, обозначающих названия продуктов.

Правила игры: подобрать к изображению воина соответствующую карточку с полезными продуктами, обосновывая свой выбор.

Содержание игры. Создавать игровую ситуацию «Накорми богатыря»: предложить детям подобрать карточки с полезными для здоровья продуктами.

«Назови и объясни».

Цель: помочь детям узнавать и называть, что изображено, и дать определение этому предмету. Воспитывать любознательность.

Дети выбирают любую карточку и объясняют, что на ней изображено:

шлем - защитный головной убор воина

кольчуга - защитная одежда русского воина, сплетённая из металлических колец

меч - старинное боевое оружие воина

топор

булава

дружина - боевой отряд князя

конь – боевой друг богатыря.

щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.

копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.

«Подбери слова»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов и сравнений. Воспитывать интерес к новым словам и выражениям.

1. Богатырь (силач, воин, борец, защитник)

2. Смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка)

        3. Смельчак (храбрец, орёл, герой, рыцарь без страха и упрёка)

        4. Сильный (могучий, богатырский)

        5. Написать (придумать, сочинить, нарисовать)

1. Смелый, как воин

2. Храбрый, как солдат, защитник

3. Могучий, как богатырь, дуб

4. Сильный, как силач

5. Чёрный, как ворон, конь

Игра «Да – нет».

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

Рассматривание картины: В.М. Васнецова «Богатыри»

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою,но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки..Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Загадки

Отгадайте загадки, ребята:

-Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (кольчуга)

-Оружие — это не просто поднять,

Не просто поднять и в руках удержать.

Снести им легко было голову с плеч,

Ну, что, догадались? Конечно же…(меч)

-Железная шапка с острым концом,

А впереди клюв навис над лицом. (шлем)

-Чтобы грудь защищать от ударов врага

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…(щит)

-Летит птица перната без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет

(стрела).

Пословицы

Славна богатырями земля русская.
Смелость силе воевода.
Кто смел, тот на коня сел.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит

Славу свою добывай в бою.
Не силою дерутся, а умением.

Без смелости не возьмешь крепости.
Бой – святое дело, иди на врага смело

Храбрость – сестра победы.
Родная земля и в горсти мила

Каждый сам себе богатырь, а все вместе силушка русская, силише богатырская.
Ешь больше, богатырем будешь.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
Силой борись, а головой думай.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оберегать.

Богатырь умрет, имя его останется.

Русь — богатырская.
Не родом богатырь славен, а подвигом.

Физминутки

«Богатырь»

Богатырь – он вот каков: (показ силача)

Он силен, он здоров. (по очереди руки к плечам)

Он из лука стрелял, (имитация стрельбы из лука)

Метко палицу бросал. (имитация движения)

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал. (повороты головы вправо-влево с поднятой к глазам ладони)

Подрастем и мы, смотри,

Станем, как богатыри! (поднять руки высоко вверх)

«Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)

Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

 

Эстафеты

«Переправа через болото».

Нужно дойти до ориентира конуса, прыгая по «кочкам» (кольца диаметром меньше обруча) на одной ноге, не оступившись и обратно, передав эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстро и правильно справилась с заданием

«Скачки на богатырских конях»

Дети по сигналу «скачут» на палках до стойки, огибают её и возвращаются обратно.

Эстафета «Попади в цель». Напротив команд стоит корзина с мешочками. Нужно попасть в обруч.

«Передай булаву»

Дети стоят в кругу. Под русскую народную мелодию передают друг другу кегли (3-4 штуки). На окончание музыки те участники игры, у кого кегли, танцуют в кругу.

«Полоса препятствия»

Дети делятся на две команды.

На полу размещаются кочки. Дети должны по сигналу перепрыгнуть с кочки на кочку.

«Коромысло» (дети по очереди берут коромысло с ведрами доходят до ориентира обходят и возвращаются, передают коромысло другому)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

По нравственно – патриотическому воспитанию

Тема:

«Богатыри земли русской»

Подготовительная группа

                                                                             Автор:

                                                                                     Воспитатель

                                                                                        Крылова М.В.

                                                                                     

г.о. Серпухов, 2020 г.

Количество участников: групповой

Характер контактов: Среди детей одной группы

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители.

Заявитель: дети подготовительная группа

Актуальность.

 Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с    самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.

 Проблема.

В беседе с детьми в преддверии праздника День защитника отечества,
- какими были первые защитники земли русской?- Что такое былины?; - Как они возникли?  Выяснили, что у детей недостаточная информированность о первых защитниках русской земли.

Так появилась идея в создании проекта.
Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.

Цели:

Развивать патриотические чувства детей на основе знакомства с героическими образами былинных богатырей

Задачи:

 Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.

  Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях

.  Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.

  Раскрыть понятие «былинный богатырь».

  Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.

  Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной страны.

Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.

 Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «Былинные герои».

  Этапы проекта

     Организационный:

     - выбор темы и её конкретизация (актуальность);

     - определение цели и формирование задач;

     - коррекция сроков;

     - поиск источников информации и определение списка литературы;

     - подготовка материала;

     - разработка проекта;

     - анкетирование родителей.

Основной:

- использование разработанных мероприятий в работе с детьми;

- организация работы с родителями.

Заключительный:

Досуг «Защитники земли русской»

Перед разработкой проекта, мониторинг знаний детей показал следующее:

-у детей недостаточен объём знаний о богатырях земли русской .

Основной этап:

План осуществления проекта

Основной этап:

Перспективное планирование

Образовательная область

Формы работы

Познавательное развитие

-НОД «Богатыри земли Русской»

-Беседы: ««Доспехи богатырей» ,«Былинные богатыри - славные защитники родной земли» 

 -просмотр презентации: «В мире русских былин»; «Богатыри Земли Русской», Доспехи и оружие русского воина»,

-Викторина «Состязание в смекалке»

просмотр мультипликационных фильмов  о былинах и богатырях;

 

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры

 «Собери богатыря в поход», « Накорми богатыря»,

 «Назови и объясни», «Подбери слова»

«Да - нет»

Речевое развитие

рассматривание картины: В.М. Васнецова «Богатыри» 

-Загадки

-Пословицы

Чтение  художественной литературы

-«Как Илья из Мурома богатырём стал», «Никита Кожемяка», «Добрыня и Змей»

 -Чтение русских народных сказок о защитниках,  сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

-логопедическая лексическая тема «Защитники земли Русской» Пальчиковые  игры: «Русь идем мы защищать»

Художественное – эстетическое развитие

Рисование:  «Богатырь»,

- раскраски: «Богатыри», доспехи»

лепка «Богатырский  конь»

Слушание  композиции «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко»

музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова  «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)

Физическое развитие

-Подвижные игры: -

 «Чья дружина  быстрее соберется», «Не попадись», «Кто самый меткий?»».

Физкультминутки : «Богатырь» «Богатыри»,  - Эстафеты: «Перетягивание каната», «Скачки на богатырских конях», «Попади в цель», «Передай булаву», «Полоса препятствия», «Коромысло»

  

Работа с родителями

-Консультация на тему: «Наши защитники!»

-Выставка совместных творческих работ детей с родителями

 чтение  детям  книг по данной теме;

- поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;

- подбор  пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;

- рисование портрета богатыря;

-подбор раскрасок по теме «Богатыри Земли Русской»

.

Заключительный этап (подведение итогов работы по проекту)

Результат

Продукт

.Дети научились понимать смысл былин, пословиц, отличать сказку от былин;  

У детей сформировались представления о былинных героях богатырях.

  Умеют различать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей

 Расширился  кругозор детей в области истории страны .

 Сформировалось у детей чувство патриотизма, гордости;

Появилось желание быть защитниками нашей Родины;

   Повысилась заинтересованность родителей и детей к возрождению народной культуры своего народа-

У детей возрос интерес к совместной деятельности, у воспитанников появилось желание проявлять себя в творческой деятельности.

.

- конспекты НОД, досугов

- выставка детских работ и родителей «Русские богатыри»

Презентация проекта:  

Итоговое мероприятие: Досуг «защитники земли русской»

Оценка результатов:

Мы считаем, что наш проект достиг цели.

Подводя итоги проделанной работы, мы считаем, что цели и задачи проекта были достигнуты

Данная работа позволила пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской.

Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.

Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями.

Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.

Ребята  много узнали  нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно  развивалась монологическая речь детей.

На заключительном этапе проекта состоялось развлечение «Защитники земли русской», участниками которого были дети и воспитатели и родители.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.



ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ

Беседа «Доспехи богатырей»ль

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2.Дать представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4.Познакомить детей с оружием и одеждой  богатырей.

- Славяне были людьми крепкого телосложения, сильными, могли долго переносить жару, холод и голод. Они отличались храбростью в бою, никогда не сдавались без боя.

- Как одевались богатыри? (На тело надета кольчуга–железная рубашка.)

- Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов).

- Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)

Беседа «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»

Цель: Знакомить детей с жизнью древних славян, опираясь на репродукции с картин В.М. Васнецова, иллюстрации былин. (костюм защитников Руси)

Развивать нравственные качества: скромность, отзывчивость, желание дружить.

Воспитатель:

- Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри?

- Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Словом – это герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Стихотворением – дети расскажите стихотворение, которое мы с вами учили о богатырях.

Дети рассказывают стихотворение:

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Дети рассказывают о знакомых им богатырях и их подвигах с показом иллюстраций из былин.

Игра «Топают ножки, хлопают ладошки – качества богатырей»

Воспитатель:

- Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие качества. Какие? (Ответы детей: сила, воля, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость). Молодцы! Именно такими были богатыри! Богатыри разные, но человеческие качества у них похожи.

- Давайте поиграем: я буду перечислять разные качества, и если они подходят к богатырям, вы хлопаете в ладоши. А если, по вашему мнению. Это качество не подходит – топаете ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий.

Викторина «Состязание в смекалке»

1.Назовите всех богатырей, которых вы знаете?

2.Как одним словом можно назвать этих богатырей? (защитники Родины!)

3.Кто самый старший и самый младший из богатырей?

4. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

5. Как называется головной убор богатырей?

6.Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

7.Назовите оружие богатырей (копье, булава, меч, стрелы, щит)


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Собери богатыря в поход»

Цель:

• закреплять представления детей о названии одежды богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, сапоги) и последовательности одевания;

• закреплять названия вооружения русского воин  (щит, меч, лук, стрелы, колчан, копье, булава).

Содержание игры. Предложить ребенку собрать богатыря в поход, прикладывая детали одежды на плоскостного человека, называя их. Затем предложить вооружить воина, подбирая поочередно предметы вооружения, называя их. Можно предложить ребенку показать имитацию действия с оружием (меч, лук, булава).

«Накорми богатыря»

Цель:

• развивать у детей умение подбирать полезные для здоровья продукты;

• развивать речь за счет слов, обозначающих названия продуктов.

Правила игры: подобрать к изображению воина соответствующую карточку с полезными продуктами, обосновывая свой выбор.

Содержание игры. Создавать игровую ситуацию «Накорми богатыря»: предложить детям подобрать карточки с полезными для здоровья продуктами.

«Назови и объясни».

Цель: помочь детям узнавать и называть, что изображено, и дать  определение этому предмету. Воспитывать любознательность.

Дети выбирают любую карточку и объясняют, что на ней изображено:

шлем - защитный головной убор воина

кольчуга - защитная одежда русского воина, сплетённая из металлических колец

меч - старинное боевое оружие воина

топор

булава

дружина - боевой отряд князя

конь – боевой друг богатыря.

щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.

копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.

«Подбери слова»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов и сравнений. Воспитывать интерес к новым словам и выражениям.

1. Богатырь (силач, воин, борец, защитник)

2. Смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка)

        3. Смельчак (храбрец, орёл, герой, рыцарь без страха и упрёка)

        4. Сильный (могучий, богатырский)

        5. Написать (придумать, сочинить, нарисовать)

1. Смелый, как воин

2. Храбрый, как солдат, защитник

3. Могучий, как богатырь, дуб

4. Сильный, как силач

5. Чёрный, как ворон, конь

Игра «Да – нет».

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

Рассматривание картины: В.М. Васнецова «Богатыри» 

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою,но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки..Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Загадки

Отгадайте загадки, ребята:

-Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (кольчуга)

-Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руках удержать.

Снести им легко было голову с плеч,

Ну, что, догадались? Конечно же….(меч)

-Железная шапка с острым концом,

А впереди клюв навис над лицом. (шлем)

-Чтобы грудь защищать от ударов врага

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…(щит)

-Летит птица перната без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет

(стрела).

Пословицы

Славна богатырями земля русская.
Смелость силе воевода.
Кто смел, тот на коня сел.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит

Славу свою добывай в бою.
Не силою дерутся, а умением.

Без смелости не возьмешь крепости.
Бой – святое дело, иди на врага смело

Храбрость – сестра победы.
Родная земля и в горсти мила

Каждый сам себе богатырь, а все вместе силушка русская, силише богатырская.
Ешь больше, богатырем будешь.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
Силой борись,а  головой думай.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оберегать.

Богатырь умрет, имя его останется.

Русь — богатырская.
Не родом богатырь славен, а подвигом.

Физминутки

«Богатырь»

Богатырь – он вот каков: (показ силача)

Он силен, он здоров. (по очереди руки к плечам)

Он из лука стрелял, (имитация стрельбы из лука)

Метко палицу бросал. (имитация движения)

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал. (повороты головы вправо-влево с поднятой к глазам ладони)

Подрастем и мы, смотри,

Станем, как богатыри! (поднять руки высоко вверх)

«Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)

Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

Эстафеты

«Переправа через болото».

Нужно дойти до ориентира конуса, прыгая по «кочкам» (кольца диаметром меньше обруча) на одной ноге, не оступившись и обратно, передав эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстро и правильно справилась с заданием

«Скачки на богатырских конях»

Дети по сигналу «скачут» на палках до стойки, огибают её и возвращаются обратно.

Эстафета «Попади в цель». Напротив команд стоит корзина с мешочками. Нужно попасть в обруч.

«Передай булаву»

Дети стоят в кругу. Под русскую народную мелодию передают друг другу кегли (3-4 штуки). На окончание музыки те участники игры, у кого кегли, танцуют в кругу.

«Полоса препятствия»

Дети делятся на две команды.

На полу размещаются кочки. Дети должны по сигналу перепрыгнуть с кочки на кочку.

«Коромысло» (дети по очереди берут коромысло с ведрами доходят до ориентира обходят и возвращаются, передают коромысло другому)

Консультация для родителей на тему

«Наши защитники!»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

-чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

-уважительное отношение к языку своего народа;

-заботу об интересах родины;

-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

-стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Молодые родители часто задаются вопросом: «С какого возраста начинать воспитывать ребенка?».

В качестве ответа можно привести притчу.

Мать годовалого сына пришла к мудрецу и спросила его о том, когда ей нужно начать воспитывать малыша, на что в ответ услышала, что опоздала на 1 год и девять месяцев. Воспитывать детей нужно еще в утробе (приучая к правильному питанию, избегая стрессов и отказавшись от вредных привычек), а с рождения – уделять им максимум внимания и не забывать о правилах воспитания детей из нашей многовековой истории. Воспитанию мальчиков всегда и везде уделялось особое внимание. Мальчик – будущий мужчина – защитник и кормилец, охотник и воин. Именно эти обязанности и соответствующие качества всегда были ценны, востребованы и сознательно культивировались мудрыми предками при воспитании мальчиков.

Как воспитать будущего защитника?

Психологи убеждены, для того чтобы из мальчика вырастить настоящего мужчину, его надо меньше ругать и чаще хвалить, а большинство родителей делает наоборот. Так, по данным Института возрастной физиологии детей и подростков РАО, мальчиков в 4 раза наказывают чаще, чем девочек, и в 2 раза меньше хвалят. А потом ещё женщины удивляются, куда делись настоящие мужчины, настоящие защитники Отечества.

В мальчиках с самого раннего возраста необходимо культивировать четыре основных качества.

Во-первых, это уверенность в себе. Заступиться за слабого можно лишь в том случае, если ты уверен в собственных силах. Физическую силу обеспечат регулярные тренировки. Для психологической уверенности необходим надёжный тыл. Пусть ребёнок знает, что рядом есть родители, которые всегда смогут ему помочь. Часто звучит фраза: «Ты же мужчина, а настоящие мужчины никогда не плачут». И это основная ошибка родителей. Малыш, который не способен излить родителям свою боль и обиду, сам не в состоянии сопереживать. Пусть ребёнок научиться понимать чувства пострадавшей стороны: не отнимать игрушки, ставить себя на место другого. При правильном подходе дети только к 5-6 годам способны осознанно проявлять сочувствие.

Настоящий мужчина должен уметь сочувствовать

Этому чувству нужно обязательно обучать мальчиков. Подобные установки закладываются с детства. И если строгие родители с раннего возраста ущемляют малыша в проявлении чувств («не плачь», «не кричи», «не жалуйся»), то такого же проявления он будет ждать и от других. Будучи взрослым, такой человек все эмоции держит в себе, его раздражает открытое проявление эмоций от других, в том числе и от женщин, и он страдает от непонимания.

Советы мамам: не скупитесь на ласку по отношению к маленькому сыну, не бойтесь вырастить неженку. Наоборот: вы моделируете нормальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, в основе которых лежит любовь.

Не пренебрегайте мужественностью сына в любом его возрасте, не бойтесь быть слабой и беззащитной. Даже годовалый малыш способен поднести маме книгу или пододвинуть стул. Не опекайте ребёнка чересчур и не браните за всё подряд.

Советы папам: не стыдите маленького сына за слёзы и не применяйте физические наказания, так как насилие чревато озлобленностью. Чаще хвалите малыша, научите его личной гигиене, чтобы нравиться девочкам. Хорошо бы ещё до школы научить ребёнка плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколёсном велосипеде, играть в волейбол или другую игру с мячом. Такие навыки всегда пригодятся в жизни.

Настоящий мужчина должен уметь анализировать ситуацию.

Читая вместе книжки или просматривая мультфильм, акцентируйте внимание малыша на положительных поступках персонажей. Пусть малыш представит себя на их месте. В более взрослом возрасте обсуждайте с ребёнком его взаимоотношения со сверстниками.

Такие качества, как мужество и независимость, нужны для того, чтобы заступиться за слабого или выступить против большинства. Поощряйте любое проявление самостоятельности, не объясняйте ребёнку поведение всех остальных как единственно правильное.

Настоящий мужчина должен быть независимым.

Независимость и собственное мнение – это признак мыслящего человека. Если ребенок будет полагаться в своих решениях на собственные суждения, а не поддаваться влиянию толпы, то это тоже будет означать силу характера мальчика. Поощряй любые проявление индивидуальности и самостоятельности ребенка.

И в заключение можно сказать, что самое эффективное обучение – это наглядный пример. Если мальчик ежедневно видит, как ведет себя настоящий мужчина, в лице отца или деда, то это лучше любых объяснений и доводов.

Список литературы:

 

1. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009.

2. «Былины», М.:изд. «Художественная литература»,1986.

3. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 2002.

4. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 2009.

5. «Приобщение детей к истокам русской народнойкультуры»,О.Л.Князева,М.Д.Маханева, Санкт-Петербург«Детство-пресс»,1999.

6. « Пословицы русского народа»,В.Даль, Москва,1984

7. Художественно-познавательная литература, энциклопедии, методические пособия, хрестоматии, справочные материалы.

8.О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» изд.: Сфера

Год: 2005

9.Г.Я Зятулина « Конспект комплексных занятий по развитию речи»

Изд.: Центр педагогического образования, 2009

10. Интернет-ресурсы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Богатыри земли русской"

Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....

Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста            ...

Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"

ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...

Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...

Проект "Богатыри земли русской"

Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности  в контексте прое...

Проект "Богатыри земли русской"

Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...

Проект:"Богатыри земли русской"

Презентация про богатырей...