Самообразование
учебно-методический материал

Агафонова Роза Ильдусовна
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразования

на тему:

«Художественно-эстетическая деятельность как средство ознакомления детей с окружающей природой»

Воспитатель: Агафонова Р.И.

     Тема: «Художественно-эстетическая деятельность как средство ознакомления детей с окружающей природой».

Цель: Изучить и применить на практике систему работы по ознакомлению дошкольников с окружающей природой через художественно-эстетическую деятельность.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме:

изучить теоретический аспект данного вопроса;

познакомиться и проанализировать опыт педагогов работающих в данном направлении;

изучить способы, методы и приёмы знакомства дошкольников с природой через художественно-эстетическую деятельность.

2. Выработать основные пути профессионального саморазвития.

-формирование художественно-эстетических навыков и умений;

-формирование навыков самостоятельной деятельности;

-повышение самооценки воспитанников и становление уверенности в своих силах;

-способствовать развитию творческих способностей, любознательности, наблюдательности.

3. Определить этапы и ключевые направления деятельности в процессе самообразования :

-создание предметно – развивающей среды в группе;

-использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми;

-разработка форм взаимодействия с родителями.

Актуальность:

Дошкольный возраст является важным этапом развития и воспитания личности ребенка. Он является важнейшим периодом приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его социализации. Большое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию, как средству ознакомления с окружающим миром, с помощью которого в дошкольном возрасте закладываются основы для развития нравственной стороны личности, становление познавательной сферы, привитие эстетического вкуса и гармонично развитой личности в целом.

Отношение дошкольника к окружающему миру строится на основе разнообразных видах художественно-эстетической деятельности, оно также неотделимо от самоопределения ребенка в мире культуры. В различных видах творческой деятельности дошкольник формирует пространственную, личностную реальность, где открывает мир и самого себя по-новому.

Этапы работы

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Сроки и формы отчета

Подготовительный этап.

Изучение методической литературы:

•Регулярный обзор периодических изданий, методической литературы.

- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.

- Федотова A. M. Познаем окружающий мир играя.

- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.

- Ветлугина Н. А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему.

- Виноградова H. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг.

- Как знакомить дошкольников с природой. / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др.

- Журнал «Детский сад от А до Я»;

- Журнал «Педагогическая техника»

• Приобретение методических новинок и их применение в работе.

• Регулярный просмотр интернет ресурсов, их изучение.

Интернет – журналы:

- https://www.pedagogika-cultura.ru/

https://periodika.websib.ru/node/32313

https://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

https://www.i-deti.ru/

Сайты для работников сферы образования:

- https://nsportal.ru/

- https://www.maam.ru/

Мастер – классы, семинары, круглые столы:

•Участие в семинарах, мастер-классах «Художественно-эстетическое развитие».

Формирование теоретической базы.

Накопление и формирование научно-теоретической базы по теме самообразования.

Составление электронной базы методических материалов.

Обзор методической литературы по теме самообразования на педагогическом совете, декабрь 2021.

Презентация отобранного научно-методического материала

Практический этап.

Разработка дидактических игр«Природные нелепицы», «Дары времен года», «Что изменилось?», «Что растет?», «Рассеянный художник».

Разработка бесед«Береги природу!», «Дружим с лесом», «Дружим с животными».

Экскурсия: Проведение экскурсии по территории ДОО.

Художественно-творческая деятельность : Лепка, аппликация (с использованием природного материала, использование различных материалов).

Распространение опыта педагогическому коллективу: Использование творческой деятельности при знакомстве дошкольников с природой.

Проведение родительского собрания: «Роль природы в развитии творческого начала дошкольников».

Анкетирование, беседы, консультации.

Проведение игр с детьми.

Усвоение знаний дошкольниками

Знакомство с окружающей природой.

Серия конспектов занятий.

Выступление с докладом на педагогическом совете.

Совместная работа педагога и родителей.

В течение учебного года. Фотографии игр детей.

Сентябрь – май. Фотографии с проведенных бесед. Рисунки детей после проведенных бесед.

Сентябрь – май. Фотографии. Аппликации из природного материала, рисование увиденного на экскурсии, лепка из пластилина.

Сентябрь, декабрь, май. Использование презентаций, иллюстраций, репродукций известных художников. Аппликация, рисование, лепка на тему природы, также использование в работе природных материалов.

Апрель. Заочное участие в конференции (обзор проделанной работы). Презентация полученных результатов, подготовка и выступление с докладом.

Март. Проведение родительского собрания с непосредственным включением в деятельность по ознакомлению с природой.

Аналитический этап

1. Систематизация приобретенного опыта по теме самообразования.

2. Оформление результатов изученной темы в виде информационной папки.

3. Публикация статей на официальном сайте ДОО на личной странице.

1. Выступление на педсовете ДОО с докладом (использование презентации).

2. Передача педагогического опыта среди коллег.

Май. Анализ проделанной работы. Выступление перед коллегами с докладом и полученными результатами. Оформление материала для методического кабинета ДОО.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по рисование «Лес»

для детей 4-5 лет

Тема: Рисование "Лес"  

Возраст: 4-5 лет  

Цель: Развивать художественные способности детей, познакомить их с природой и элементами леса.  

Время: 30-40 минут  

Оборудование:

- Бумага для рисования (формат А3 или А4).

- Цветные карандаши, фломастеры, водяные краски.

- Кисти и емкости с водой для работы с красками.

- Примеры изображений леса, деревьев и животных (картинки, фотоматериалы).

- Музыка природы для создания атмосферы.

Ход занятия:

1. Приветствие и вводная часть (5 минут):

   - Приветствие детей.

   - Обсуждение темы занятия: "Сегодня мы будем рисовать лес. Что вы знаете о лесе? Какие деревья, животные и растения в нём бывают?"

2. Физическая разминка (5 минут):

   - Проводим небольшую разминку: "Давайте встанем и поиграем, как листья на ветру! Покачиваемся из стороны в сторону."

3. Основная часть (20 минут):

   - Обсуждение леса:

     - Показать картинки с изображением леса и обсудить, что можно увидеть в лесу (деревья, кусты, грибы, ягоды, животные).

   - Техника рисования:

     - Рассказать о разных способах рисования деревьев (с использованием разных форм, цветов).

     - Предложить детям нарисовать свой лес, объяснив, как можно смешивать цвета для создания различных оттенков зелёного, коричневого и т.д.

   - Процесс рисования:

   - Дети начинают рисовать свой лес. Воспитатель помогает и подсказывает, как можно добавить детали (например, облака, солнце, животных).

4. Обсуждение работ (5-10 минут):

   - По завершении рисования, предлагают детям показать свои работы и рассказать о том, что они нарисовали.

   - Задать вопросы: "Почему ты выбрал именно такие цвета? Кто живёт в твоём лесу?"

5. Завершение занятия (5 минут):

   - Убираемся и подводим итоги занятия: "Мы нарисовали лес, и теперь каждый из нас знает, как он выглядит."

   - Предложить детям подумать о том, что ещё они хотели бы нарисовать в следующий раз.

6. Прощание (2 минуты):

   - Прощание с детьми, пожелание удачи в их творчестве и напоминание об осторожности на природе.

 Рефлексия:

- В конце занятия можно организовать небольшой мини-выставку работ, чтобы родители могли увидеть творчество своих детей.

Это занятие поможет детям проявить творчество, развить мелкую моторику и лучше понять окружающий мир.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми 4-5 лет по окружающему миру "Путешествие любопытного ежонка"

Тема: Путешествие любопытного ежонка  

Цель: Познакомить детей с окружающим миром и его обитателями через увлекательное путешествие.  

Оборудование:

- Картинки с изображениями ежонка и других животных.

- Макет леса или картинки с лесным пейзажем.

- Игрушки или фигурки животных.

- Мелкие предметы природы (шишки, листья, камни) для тактильного опыта.

- Музыка природы для создания атмосферы.

Ход занятия:

1. Приветствие и вводная часть:

   - Приветствие детей.

   - Рассказ о ежонке: "Сегодня мы отправимся в путешествие с любопытным ежонком! Он хочет узнать, что происходит в лесу."

2. Физическая разминка:

   - Проведение небольшой разминки: "Давайте станем ежонками! Сколотаемся в клубочек, а потом будем медленно расправляться, как будто просыпаемся весной. А теперь бегаем, как ёжики, по лесу!"

3. Основная часть:

   - Рассказы о животных:

     - Останавливаемся на "станциях" (например, цветущая поляна, речка, еловый лес) и знакомим детей с различными лесными животными (заяц, белка, лиса).

     - Используем картинки и игрушки для иллюстрации.

   - Активация воображения:

     - Задаем вопросы: "Что будет делать наш ежонок, если встретит белку? Как она выглядит?"

   - Тактильные ощущения:

     - Предложить детям потрогать натуральные материалы (шишки, листья) и обсудить, откуда они взялись и какие животные могут с ними жить.

4. Игра «Лесные жители»:

   - Дети выбирают животных, которых они представляют (можно использовать маски).

   - Игра в "Саймона говорит" с движениями и звуками выбранных животных.

5. Заключительная часть:

   - Вопросы к детям: "Что больше всего понравилось нашему ежонку в лесу? Какие животные ему запомнились?"

   - Рисование в тетрадях: "Давайте нарисуем нашего любопытного ежонка и его друзей!"

6. Прощание :

   - Подведение итогов занятия.

   - Прощание с детьми и напоминание о том, что они могут продолжать наблюдать за природой во время прогулок.

Рефлексия:

- Родители могут получить маленькие рисунки детей, чтобы обсудить с ними тему занятия дома.

Этот план занятия поможет детям не только узнать больше о природном мире, но и развить свое воображение и социальные навыки через игру и творчество.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...