Собственный педагогический опыт "Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Киселева Анна Викторовна

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях между людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennyy_opyt.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 г. Лысково

СОБСТВЕННЫЙ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ    ОПЫТ

в рамках  районного конкурса «Воспитатель года»

Киселевой Анны Викторовны

Тема: Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Идея опыта: формирование социально-нравственных основ у дошкольников.

Задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим;

Учить заботиться о младших, помогать им;

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;

Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки, мирилки и др.);

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Условия формирования опыта.

«Если ребенка учат добру,

в результате будет добро,

учат злу – в результате будет зло –

ибо ребенок  не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать!»

(В. А Сухомлинский)

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях между людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого.

Проблема нравственного воспитания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах  Я. А. Каменского,  И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского др.

В период после Октябрьской революции в России теория нравственного воспитания подверглась существенной переработке, в результате была отвергнута идея вечной и неизменной нравственности, подчеркивался классовый характер нравственности. В результате в течение многих десятилетий в воспитательном процессе отдавалось предпочтение идейно-политическому воспитанию в ущерб нравственному. Но лучшие педагоги в своей деятельности исходили, прежде всего, из воспитания глубоко нравственных качеств личности. Так, на необходимость воспитания в детях нравственных качеств и нравственного поведения обращали внимание А. С. Макаренко, уделявший особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе, В. А. Сухомлинский, показавший тесную связь нравственного воспитания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других, воплотивший свои взгляды в практической деятельности, Ш. А. Амонашвили, обративший особое внимание на влияние взаимоотношений педагога и детей, родителей и детей на процесс нравственного воспитания, и другие.

Проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.

Дети – это  наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Казалось бы,  мы с детства учимся четко отграничивать одно от другого и жить спокойно. Однако же, стоит чуть углубиться в подобные философские рассуждения, как ясная картина черно-белого мира начинает путаться и меняться местами. А, это согласитесь, весьма странно для функциональных понятий как госпожа Добро и её вечный оппонент месье Зло. Но можно увеличить количество доброты в себе, нужно стремиться быть добрым. У равнодушного, злого, грубого человека черствая душа, с ним неприятно и неинтересно дружить. И только,  отдавая хорошее,  мы надеемся на прекрасное отношение к нам  окружающих людей.

В России мало кто знает, что 17 февраля - это день спонтанного проявления доброты. Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений. В этот день надо проявлять доброту безгранично и главное бескорыстно. И тут возникает вопрос, а почему именно в этот день? Неужели нельзя творить доброту в повседневной жизни? Конечно можно, но для этого нужно заложить хороший фундамент нравственности еще в совсем юном возрасте и развивать его с течением времени. Особенно актуально это становится в современном мире, в котором информационные технологии и СМИ прививают детям совсем иные ценности жизни. Именно поэтому в настоящее время   актуальна проблема  нравственного воспитания, которой, на мой взгляд, педагоги уделяют недостаточное внимание, ставя на первое место получение знаний.

Использование педагогических технологий.

Нравственное воспитание одна из важнейших сторон развития ребенка. Ориентиром для меня при формировании нравственного сознания ребенка служит мораль. В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных поступков поведение. Нужно помочь детям увидеть нравственную ситуацию, выделить хорошую сторону. В дошкольном возрасте источником представлений нравственной стороны жизни является взрослый.

На протяжении  нескольких месяцев велась работа с детьми по проекту «Дни спонтанного проявления доброты». В рамках проекта мною были реализованы современные педагогические  технологии:

  • Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Как одно из направлений - технология реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

  • Технология дифференцированного (индивидуализированного) обучения и воспитания – основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении отношений с ним.
  • Игровые технологии обучения  и воспитания.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становиться сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.  

  • Технология развивающего обучения и воспитания.

Термин «развитие» понимается как целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально возможное разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.  

Развивающее обучение не дает готовых образцов, оно способствует возникновению потребности у ребенка в новом понятии или способе действия, организует, направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает самостоятельную формулировку детьми своего «открытия».

  • Технология проблемного обучения.

При проблемном обучении  педагог не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

Важно создание проблемных ситуаций, постоянные упражнения в добрых поступках, вот несколько таких вопросов – ситуаций.

1.У тебя хорошее настроение. Почему?

- потому что мама улыбается.

-потому что светит солнце.

2.Нужно ли дружить?

- с неряхой

- с девочкой, которая рвет книги.

  • Информационно-коммуникационные технологии  

 Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

В этой технологии мы использовали компьютер, телевизор, магнитофон.

Просматривали с целью дальнейшего обсуждения мультфильмы: «Мир спасает доброта», «Просто так»,  «Крошка енот», «Большое ухо»,  «Непослушный котенок», «Мама для мамонтенка». «Гномик Вася»

  • Здоровьесберегающие технологии.

 Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. 
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка. Мною использовались технологии сохранения и стимулирования здоровья: г
имнастики для глаз,  дыхательная,  пальчиковая, подвижные и спортивные игры, физкультминутки и динамические паузы.

  • Сказкотерапия

Хорошие результаты  в работе нравственного воспитания, доброты дает использование художественной литературы. Прекрасный пример  сказки показывает сложный мир добра и зла, в системе методов и средств воспитания добрых чувств она играет не последнюю роль, и по многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на преданность, или на сопереживание. В связи с этим и следует обратить внимание ребенка на значимые в нравственном плане моменты.

Для этого необходимо:

✓ учить детей сравнивать, сопоставлять;

✓ формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

✓ ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ему возможность выбора собственной позиции;

✓ упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Например:

▪ «Докажи, что Аленка лучше ….»,  «Кого тебе жалко в этой сказке?»

▪ «Как бы ты поступил на месте...»

▪ «Как движениями похвалить петушка?»  (кроме того, используются технологии развивающего обучения)

И собственно, технология проектного обучения

Реализация проекта позволяет задействовать все виды образовательных областей, это позволяет раскрыть разнообразные способность каждого участника проекта. На мой взгляд, лишь использование разнообразных методов и приемов позволило мне работать наиболее продуктивно, используя проектную деятельность.

    Воспитание ребенка  это не регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать, и тогда  в его сердце поселятся чуткость и благодарность к людям.  Решению задач нравственного воспитания способствует организация коллективной деятельности, которая объединяет детей благодаря наличию в ней общей цели, распределения обязанностей, ролей, общего результата.   Это изготовление подарков к «Дню матери», в рамках акции «Передай добро по кругу»,  в рамках акции «Подарок малышам», к «Дню спонтанного проявления доброты», расчистка снега на участке воспитанников младших групп, в рамках акции «Птичья столовая».

     В ходе реализации проекта «Дни спонтанного проявления доброты»  в группе «родились»  традиции   «Сердечко примирения», «Копилка добрых дел».

       Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности  не только в детском саду, но и в ближайшем окружении, поэтому задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Для работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- консультации;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное участие родителей и детей в социальных акциях;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- беседы с детьми и родителями.

Результативность

    Нравственное воспитание детей – достаточно сложный процесс. С течением времени ребенок постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому так важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. Источником развития доброты, милосердия, сочувствия у дошкольника выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы они распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными. Ребенок должен знать, что такое быть милосердным, честным, справедливым, добрым и т. п. Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. С этой целью использовались  в работе с детьми беседы о добрых поступках людей, обогащая при этом  их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Чаще всего подобные беседы проводятся после чтения художественных произведений.

    Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

     Также необходимо обращать внимание на содержание вопросов детей, т.к. вопросы свидетельствуют об осведомленности детей, их любознательности, об уровне развития их чувств и эмоций, а так же о том,  как идет усвоение материала. Показателем интереса ребенка к явлениям общественной жизни и индивидуального воздействия на ребенка проводимой работы  можно считать содержание разговоров дошкольников друг с другом.  Если они непринужденно обсуждают то, что узнали из НОД,  телепередач, то это свидетельствует об их нравственном развитии, об определенном отношении к явлениям окружающей жизни.

    Ценным достижением  в работе считаю проявление детьми инициативы: сами решают поздравить товарища с днем рождения или с праздником, готовят подарки, решают помочь малышам или друг другу. Наблюдение за поведением детей позволяет судить об эффективности  проводимой работы.

    Критерии уровня развития, которые  могут отследить динамику развития ребенка, это:

  • эмоционально откликается на переживания  близких, других детей, персонажей сказок, художественных произведений и историй, мультфильмов, кукольных спектаклей;
  • понимает и употребляет в своей речи вежливые слова и такие  слова как  «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «милосердие»;
  • понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений;
  • оценивает свои поступки и поступки окружающих;
  • понимает необходимость заботы о младших и пожилых людях.

     В ходе реализации проекта дети являлись не сторонними наблюдателями, а находились внутри предлагаемых обстоятельств. И немаловажно, что они почувствовали себя нужными, почувствовали, что приятнее от жизни не столько брать, сколько отдавать.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

План занятий по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

План занятий по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Тема самообразования "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная ...

Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...