ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе на тему «Народная игрушка»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Пискарева Венера Ремзиевна

Предлагаю вашему вниманию календарный план в подготовительной к шкое группе. В плане отражены все режимные моменты: беседы по теме недели, различные виды игр, ЧХЛ, прогулки, развернутая структура НОД...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл календарное планирование.54.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

                                                                                                          (06-10 марта)                                                                

Тема месяца: «Знакомство с народной культурой и традициями».                                                              

Тема недели: «Народная игрушка»

Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая,  богородская; бирюльки). Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

        День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей

среды для самостоятельной деятельности

детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Интеграция ОО

Групповая, подгрупповая                                                  

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Понедельник

06 марта

Утро

ФР

ПР

РР

С-КР

Наблюдение: кора деревьев.  Продолжать учить детей определять возраст деревьев по характеру коры; рассказывать о защитных свойствах коры, пробковой ткани, подвести к выводу о том, что старые деревья лучше переносят мороз, чем молодые.

Утренняя гимнастика №1                                                            

П/и «Затейники»

Крымско-татарская народная игра «Овца убежала» (перешла)- «Кой качты!»

Учить составлять описательный рассказ о народной игрушке по плану:

Что это?

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как в нее играют?

Цель: развивать связную речь детей - Азамат,

Рамазан, Злата, Медине.

Беседа   «Бабушкин сундучок» -познакомить детей с народной игрушкой, новый способ поделки - рукоделие из лоскутов, позволяющий наиболее ярко передать  историю возникновения игрушек на Руси.

Пальчиковая гимнастика

«Маланья»

Рассматривание 

альбома «Народное творчество»

Дидактическая игра «Русские узоры».

Учить детей узнавать элементы городецкой росписи, правильно складывать узор данного промысла, развивать зрительное восприятие, память.

Индивидуальная беседа с родителями.

НОД

ПР

ФР

Х-ЭР

1.Развитие речи

Тема: Сочинение сказки на заданную тему

Цель: Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; дать задание на словообразование.

( О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», с.196)

Ход занятия

Вводная часть

1. -Так как занятие у нас необычное, я сегодня принесла волшебную книгу сказок и когда мы ее откроем, отправимся в путешествие по сказкам. Но эта книга закрыта на замочек. Мне нужна ваша помощь, ребята, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек этой волшебной книги. Давайте вместе скажем волшебные слова:

2. Пальчиковая гимнастика «Замок».

Начинаем колдовать. (пальцы соединили)

Двери в сказку открывать, (пальцы разъединили)

Хоть замочек очень крепкий, (соединяем пальцы рук)

Металлический и цепкий. (повороты вправо, влево)

Мы его сперва покрутим, (от себя, на себя)

А потом три раза дунем. (дуем)

Покачаем: раз – два – три. (покачиваем)

Дверь, замочек отопри! (пальцы разъединили.)

Основная часть

3.Разгадывание загадок:

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета

Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь)

4.Беседа «какие бывают сказки?»

5. Рассматривание картины В. Бакшеева «Голубая весна».

- Какие слова можно образовать от слова «весна»? Про что можно сказать «весенний»?

Про что можно сказать «весенняя»? Про что можно сказать «весеннее»?

6.Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка – дети шагают

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие – показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят –руки вверх

7.Придумывание сказки детьми.

А сейчас придумайте весеннюю сказкуСказка должна быть короткая и законченная. Но мы должны увидеть то, что это сказка, то есть надо придумать какое – нибудь чудо, которое произошло с травкой, деревом или животным.

Заключительная часть

8.Итог занятия.

2.Рисование

Тема: «Знакомство с искусством-народная игрушка» (декоративное)

Цель:  Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с содержанием народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево), имеющихся в местах проживания мастеров.

(Г. С. Швайко, Занятия по изобразительной деятельности в детском саду

Подготовительная к школе группа, Стр.65)

Ход занятия

Вводная часть

1. Вводная часть

И/у «Что было бы если не было…?»

Основная часть

2. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства (иллюстрации, предметы)

3.Рассказ воспитателя от имени хохломского мастера С. П. Веселова

4.Д/у «Узнай узор»

5.Пальчиковая гимнастика

6.Практическая работа

Заключительная часть

7. Итог занятия

3.Фзическая культура на воздухе

Прогулка

С-КР

ПР

РР

ФР

Наблюдение за изменениями происходящими в природе

Формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в природе; продолжать учить устанавливать зависимость изменений в природе от сезона; развивать ловкость и точность движений.

П/и «Пастух и волк»

 (Картотека прогулок №1)

Упражнять ходьбу в колонне по одному по гимнастической скамейке с передачей мяча перед собой и за спиной.

Упражнять прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперёд (два прыжка на правой два прыжка на левой ноге).

 Подвижные игры «Ключи»; «Совушка»

-Настя, Эдем, Артем, Сабрина.

Трудовая деятельность Помощь дворнику в расчистке дорожек от снега.

Пальчиковая гимнастика «Маланья» 

Исследовательская деятельность.

Опыт «Где быстрее наступит весна?»

С.р./и «Шоферы»

Приметы:

Снег быстро тает, и воды бегут дружно-к мокрому лету; вороны на снег садятся-к оттепели.

Поговорки и пословицы: март не весна, а предвесенье; иногда и март морозом хвалится.

Работа перед сном

Чтение: Павлова Вера Валерьевна «Путешествие Василисы в город мастеров Дымково»,

Вечер

С-КР

ПР

РР

ФР

Х-ЭР

Оздоровительная гимнастика после сна,                                                                                           ходьба по массажным дорожкам

(Комплекс№1)  

Чтение сказки «Глиняный человечек» в обработке Л. Толстого.

 (Народная культура и традиции, стр.50)

Беседа по содержанию произведения.                                                                        

Дидактическая игра «Расставь по порядку».

Цель: учить детей сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению (высоте, ширине, длине); активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия и речевые конструкции.

- Настя, Армина, Рома, Семен.

Трудовая деятельность

Уборка на стеллажах с игрушками.

Цель: формировать у детей умение трудиться в коллективе: распределять работу между собой, согласовывать свои действия с товарищами, отвечать за собственный и общий результат.

Сюжетно-ролевая игра

«В магазине игрушек» Цель: развивать у детей чувство коллективизма; умение самостоятельно выбирать роли.

Самостоятельная деятельность детей.

.

Прогулка

Наблюдение: вечернее небо.

Предложить охарактеризовать изменения, происходящие вечером; учить детей выделять особенности зимнего небо в вечерний период; использовать образные выражения, видеть красоту природы

Подвижные игры по выбору детей.

        День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Интеграция ОО

               Групповая,

             подгрупповая                                                  

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Вторник

07 марта

Утро

РР

ПР

ФР

Х-ЭР

«Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей»

На примере сравнения (картинки) воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Утренняя гимнастика №1

П/и «Затейники»

Хороводная игра «У Маланьи, у старушки»

(Картотека, стр.4)

КГН Игровая ситуация «Друзья чистоты»-учить детей поддерживать чистоту не только рук, но и одежды. 

Составление рассказа по серии         картин

Учить составлять рассказ по серии картин. Развивать умение передавать предметное содержание картинок связно, последовательно, объединяя их в общую сюжетную линию с  Медине, Азаматом, Златой

Беседа «Русские народные игрушки»-

 продолжать знакомить детей– народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Рассматривание русских народных игрушек из глины и дерева.

Д/и «Что за игрушка»?

Цель: учить описывать игрушку по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Индивидуальная

беседа с родителями  

НОД

РР

ХЭ-Р

ФР

1.ФЭМП

Тема: Занятие №3

Цель: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года.

  • (И.А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП. Москва 2016г стр.126)

Ход занятия

Вводная часть

1.Игровое упражнение «Круглый год».

Основная часть

2. Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы».

3. Игровое упражнение «Собираемся в школу».

4.Физкультминутка «День – ночь»

   Воспитатель говорит: «День», – и дети двигаются под ритмичную музыку. Затем он произносит: «Ночь», – и ребята останавливаются (садятся на корточки).

5. Игровое упражнение «Рисуем фигуры».

Заключительная часть

6.Итог занятия.

2.-

3.Музыка

Прогулка

С-КР

РР

ПР

ФР

Наблюдение за капелью

Обобщать и углублять представление о весне по существенным признакам; провести наблюдение за весенней природой; развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе; развивать ловкость, быстроту движений.

П/и «Щука»

Дидактическая игра «Не зевай».

(Картотека прогулок №3)

Упражнять ходьбу в колонне по одному по гимнастической скамейке с передачей мяча перед собой и за спиной.

Упражнять прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперёд. Подвижные игры «Ключи»; «Совушка»

-Настя, Эдем, Артем, Сабрина.–Зухра, Злата, Семен, Рома.

Трудовая деятельность

Оздоровительная ходьба по территории детского сада. Цель: совершенствовать технику ходьбы; формировать осознанное отношение к своему здоровью; повышать функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

С/-.р./игра «Самолеты»

Исследовательская деятельность

Рассматривание солнца через цветное стекло.

Приметы: длинные сосульки-к длинной весне.

Пословицы и поговорки: март -весне брат и зиме не рад; март зиму ломает, новому сезону дорожку дает.

Работа перед сном

Чтение: Павлова В. В. «Путешествие Василисы в село по производству Гжельского фарфора»

Вечер

РР

ПР

ФР

Х-ЭР

Оздоровительная гимнастика после сна,                                                                                            ходьба по массажным дорожкам

(Комплекс№1)   

Чтение: Павлова В. В. «Путешествие в город Семёнов и знакомство с Матрешкой»

Беседа по содержанию.

Работа с красками: с Матвеем, Мишей П. Закреплять умение рисовать игрушку и раскрашивать её акварельными красками.

Слушание  музыкальных произведений:  

П. И. Чайковского «Времена года. Весна.» - предложить детям назвать чувства, навеянные прослушиванием музыки.                                                                

Сюжетно-ролевая игра «На праздничной  ярмарке».

Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Самостоятельная деятельность в уголке сенсорного развития.

Прогулка

ПР

ФР

«Наблюдение за хвойными деревьями»-Закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. П/и «Затейники». Самостоятельные игры.

        День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Интеграция ОО

               Групповая,

             подгрупповая                                                  

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверг

09 марта

Утро

РР

ПР

ФР

Х-ЭР

«Наблюдение за серой и черной вороной» (картинки)

Учить сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Утренняя гимнастика №1

П/и «Затейники»

Хозяйственно-бытовой труд

Убираем игрушки.

Пальчиковая гимнастика

Индивидуальная работа по развитию речи.

«Выставка изделий народных умельцев»- учить детей составлять подробные рассказы – описание изделий народных промыслов; совершенствовать культуру речевого общения; определить как дети овладевают навыком описания.  -  Азамат, Илья.- Сергей, Медине.

Беседа (валеология)

«Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?»

Цель: Развивать умение детей делать выводы о необходимости языка для определения вкуса и пережевывания пищи. Сформировать у детей представление о значении зубов в процессе пережевывания и переваривания пищи.

Рассматривание русской народной игрушки-матрешка.

Беседа «Русская матрёшка»

Цель: продолжать знакомство детей с русской матрёшкой: показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семёновских матрёшек; формировать эстетический вкус.

Строительная игра «Терем для матрешки»

Самостоятельная деятельность в уголке книги.

Индивидуальная беседа с родителями  

НОД

РР

Х-ЭР

ФР

1.ФЭМП

Тема: Занятие №4

Цель: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа. Закреплять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. Развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов.

 (И.А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП. Москва 2016г, стр.109- конспект прилагается)

Ход занятия.

Вводная часть

1.Игровое упражнение «Составь число».

Основная часть

2. Игровое упражнение «Магазин».

3. Физминутка Весенняя

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

4. Игровое упражнение «Весна пришла».

5. Игровое упражнение «Рисуем узор».

Заключительная часть

6.Итог занятия.

2.Конструирование/ Краеведение

Тема: «Тряпичная кукла- «Закрутка»

Цель: учить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла. Развивать образное и пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость.

(Т. М. Бондаренко, Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада, стр.638)

Ход занятия

Вводная часть

1.Игровая ситуация «У нас в гостях кукла Катя»

Основная часть

2.Рассказ воспитателя о кукле-закрутке.

-Народная кукла- это целый мир, обо всем сразу не рассказать. Интересно, что делали этих кукол не из новых нарядных (фабричных) тканей, как подарочные, а из старых, «поживших», от тех платьев, в которых хозяева были когда-то счастливы-счастье всегда хочется продлить. Вспомните, какой труд вкладывала женщина в подготовку ниток и тканей, как бережно относилась к одежде, как старалась продлить жизнь каждому лоскутку.

Одежда и весь облик куклы отражал социальный статус и возраст куклы-человека : одна коса могла быть только у девушки, женщины убирали волосы под головной убор; женщина без фартука-значит перед вами старуха.

Куклы наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла является одновременно и оберегом.

Это рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика–без лица. Для ребенка кукла была игрушкой-подружкой и оберегом одновременно. Сделанная с любовью своими руками куколка, была предметом гордости ее мастерицы.

3.Показ способа работы

  • Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
  • Выполняем тугое закручивание. Получилась скрутка - ролик. Это «туловище» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
  • Берем второй квадрат белой ткани и завязываем ниткой на уровне шеи.
  • Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
  • Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. 6. Края рукава убираем в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова.
  • Для начала берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине.
  • Завязываем ниткой на поясе.
  • Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.
  • Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.
  • Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

4.Физминутка: «Матрешки»

5.Творческая работа детей.

Заключительная часть

6.Итог занятия.

3.Музыка по плану музыкального руководителя.

Прогулка

С-КР

РР

ПР

ФР

Наблюдение за облаками

Расширять представления детей о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творчество, фантазию; продолжать учить понимать причинные связи между явлениями; развивать ловкость, быстроту движений.

П/и «Золотые ворота»

(Картотека прогулок №4)

Упражнять ходьбу в колонне по одному по гимнастической скамейке с передачей мяча перед собой и за спиной.

Упражнять прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперёд (два прыжка на правой два прыжка на левой ноге).

 Подвижные игры «Ключи»; «Совушка»-

Азамат, Арминэ, Медине, Валерия.

Трудовое

Поручение

Уборка участка.

Пальчиковая 

гимнастика

«Маланья»

 Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Д/и «Закончи предложение»

 С.р./игра «Путешествие в зимний лес»

Приметы: облака идут против ветра-к снегу; облака движутся с севера на юг-к хорошей погоде.

 Поговорки и пословицы: март-заря весны; туча летуча, а дождь бегун.

Работа перед сном

Чтение: «Княжий сын»

(Т. А. Шорыгина, Литературные сказки, стр. 4)

Вечер

С-КР

РР

ПР

ФР

Оздоровительная гимнастика после сна (Комплекс№1)                                                                                               ходьба по массажным дорожкам

Чтение стихотворения А. Кулешовой «Матрешка» - познакомить с содержанием стихотворения, учить внимательно, слушать и понимать прочитанное.

Беседа по содержанию произведений.

Индивидуальная работа по развитию речи (по подгруппам)

Упражнять детей в составлении рассказа на тему «Как я помогаю бабушке», учить начинать с вводной информации (зачина), точно и последовательно излагать основное содержание, завершать рассказ-Савелий, Армина, Рамазан.

Д/ игра «Русские узоры».

Учить детей узнавать элементы городецкой, дымковской, хохломской росписи, правильно складывать узор данного промысла, развивать зрительное восприятие, память.

С/-.р/игра

«Театр»- научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать

доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

Самостоятельная игровая деятельность

Прогулка

ПР

ФР

Х-ЭР

Наблюдение за состоянием погоды-учить определять время года по характерным признакам.  

П/и «Затейники»

Самостоятельная двигательная деятельность

        День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Интеграция ОО

               Групповая,

             подгрупповая                                                  

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница

10 марта

Утро

РР

ПР

ФР

Х-ЭР

Наблюдение за воробьем

Углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;

активизировать внимание и память детей.

Утренняя гимнастика №1

П/и «Затейники»

Х/и «У Маланьи , у старушки»

Песенное творчество: «Мамины помощники», «Бабушка моя», «Март в окошко тук-тук-тук»

Наблюдение в уголке природы

«Что изменилось в уголке природы?»

Дидактическая игра «Собери матрёшку».

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.- Семен, Настя Лисак, Азамат.

Рассказ воспитателя «Русская изба» - познакомить детей с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; расширить словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, конек, крыльцо. (Народная культуру и традиции, 83)

Рассматривание русской народной избы и ее убранства.

Дидактическая игра «Из чего сделано?» -закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Индивидуальная

беседа с родителями  

НОД

1.Ознакомление с миром природы/с окружающим миром

Тема: «Полюбуйся: весна наступает…»

Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений. Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности. Развивать инициативу, творчество и самостоятельность.

(О.А. Соломенникова, «Ознакомление с природой в детском саду», подготовительная к школе группа, стр.58)

Ход занятия

Вводная часть

1.Загадка:

Солнце ярче светит.

Дует тёплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла….(весна).

Основная часть

2.Беседа о весне.

В стихотворении Пушкина есть очень хорошие строчки о весне :

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

Утро года.

-Почему А. С. Пушкин называет весну утром года? (все живое весной пробуждается, оживает после зимней спячки).

-А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).

-Вам известно, как раньше называли их на Руси?

-Март называли «протальник», т. к. в этом месяце появляются первые проталины. Грязный и мокрый снег начинает таять, на дорогах – бездорожье и распутица. Слышны весенние песни синичек и звонкое чириканье воробьев. Бегущие, журчащие и звенящие ручьи тоже поют о весне.

3.Рассматривание репродукции: А. Саврасов «Грачи прилетели»

4.Беседа по картине.

5.Физминутка

Март сосульки свесил с крыши (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И капелью зазвенел. (Хлопают в ладоши.)

Солнце в небе выше, выше (Поднимают руки вверх.)

Все хлопочут, много дел. (Наклоны вправо, влево.)

Скоро снег совсем растает (Приседание.)

Выйдут в поле трактора. (Руки на пояс, топают ногами.)

Черный грач весну встречает (Шагаем, высоко поднимая колени.)

Громкой песней кра-кра-кра. (Машем «крыльями».)

6.Д/и «Закончи предложение»

Весною солнце светит ярко и … В лесу появились… Птицы весной спешат… Люди с ранней весны… Множество изменений произошло… Деревья примеряют обновку… Прилетели первые… В лесу слышны…

Заключительная часть

7.Итог занятия.

2.Аппликация/Лепка

Тема: «Русская красавица»

Цель: познакомить с предметами народного символа; совершенствовать технику выполнения аппликации путем обрывания. Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие; учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.

О. В. Павлова, Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Подготовительная группа, стр.131

Ход занятия

Вводная часть

1.В.Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

2.Беседа: -Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).

- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.

- А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).

- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).

- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).

- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).

- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку? (Ответы).

Основная часть

3.Рассказ воспитателя о березе

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

4.Рассматривание образца, обсуждение приемов работы.

5.Пальчиковая гимнастика

6.Практическая работа детей

Заключительная часть

7.Итог занятия.

3.Физическая культура

Прогулка

С-КР

РР

ПР

ФР

Наблюдение весенними приметами

Продолжать учить самостоятельно определять погоду, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе, наблюдать изменения в живой и неживой природе; прививать интерес к природе, изучению жизни растений и животных; развивать умения рассуждать и доказывать, ловкость и быстроту движений.

П/и «Выручай!»

(Картотека прогулок №5)

Упражнять ходьбу в колонне по одному по гимнастической скамейке с передачей мяча перед собой и за спиной.

Упражнять прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперёд (два прыжка на правой два прыжка на левой ноге).

 Подвижные игры «Ключи»; «Совушка»-

 -Настя, Эдем, Артем, Сабрина.

Трудовая деятельность

Уборка участка.

Дидактическая игра «К такому дереву, беги!»

Приметы: облака движутся против ветра-к снегопаду; весенний лед толст, да прост- осенний тонок, да цепок.

Поговорки и пословицы:

февраль воду подпустит, а март подберет (о заморозках)

С/р игра

«Самолеты»

Ситуативный разговор:  «Матрешка-игрушка символ страны» - расширять представление об обычаях русского народа.

Самостоятельная игровая деятельность

Работа перед сном

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» - беседа по содержанию сказки  Формировать интерес к художественной литературе и потребности в чтении (восприятии) книг.

Вечер

РР

ПР

ФР

Х-ЭР

Оздоровительная гимнастика после сна (Комплекс№1),                                                                                           ходьба по массажным дорожкам.

Рассматривание посуды Гжельских мастеров. Альбомов декоративно прикладного искусства.

Разучивание русских народных песен- приобщить детей к музыкальному творчеству России.

 

Составление рассказа набору игрушек.

Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог- Миша С., Миша П., Рамазан.

Музыкальная деятельность      Слушание музыкальных произведений на тему весны.

Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи семеновской, дымковской, Городецкой; воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Сюжетно – ролевые игры

«У нас в гостях матрешки» - развивать у детей умение строить сюжет игры, объединяться для совместных игр.

Прогулка

ПР

ФР

Наблюдение за вороной - расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

П/и «Золотые ворота»

Самостоятельные игры на участке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД из раздела "Коммуникация" в подготовительной к школе группе на тему "Народная игрушка"

Закрепление знаний детей о народном промысле.Развитие умений составлять последовательные интересные рассказы. Развитие творческих театральных способностей детей....

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе на тему "Моя страна. Герб, флаг, гимн"

Цель календарного планирование по теме "Родная страна. Герб. флаг. гимн": закрепить знания о России, государственной символике - гербе, флаге, гимне, формировать у детей любовь к своей родной стране....

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой

Планирование по ФГОС воспитательно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по тематическим неделям на учебный год...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в подготовительной к школе группе по теме «Народные игрушки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в подготовительной к школе  группе    по теме  «Народные игрушки»...

Планирование воспитательно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Планирование это важный вид профессиональной деятельности педагога. От того как сплпнирована деятельность зависит качество образования воспитанников. Предлагаем вашему вниманию полный блок планировани...

Планирование воспитательно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (сетка)

Умение планировать одна из основных компетентностей педагога. Вашему вниманию представлен план -сетка непосредственно- образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на март мес...