Тема самообразования
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Натрубушиева Александра Денисовна

Тема самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovani.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Должны быть обязательно,

Кроме родителей,

Четыре коня, как четыре матери:

Родная земля,

Родной язык,

Родная  культура,

Родная история…

М. Шаханов

        Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании мира людей и природы, они всегда готовы откликнуться на все окружающее,  новое в жизни.

         Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному краю имеет его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая Родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи,

содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию

личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

         Сейчас в период нестабильности в обществе, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, великодушии, справедливости, гражданственности, и в связи с растущей бездуховностью молодежи особое значение и актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств, прежде всего чувства любви и уважения к родителям, семье, родному краю и его истории, Родине. Одним из средств разрешения этой проблемы является приобщение дошкольников к этнокультурным ценностям калмыцкого народа, а именно формирования у детей осознанного отношения к себе, как к части семьи, рода, нации, за счет изучения родословной.

         Введение этнокультурного  направления в  воспитательно – образовательный процесс для детей дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- побуждать в детях любовь к родной земле, формировать черты национального характера;

- знакомить с историей, культурой и природой родного города, края;

- расширять объем словаря с опорой на активное познание детьми их окружения; - - формировать и совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь и речевое общение.

         Выполнение этих задач обеспечивается благодаря комплексно – тематическому подходу и интеграции следующих  образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное
  • Познавательное
  • Речевое
  • Художественно – эстетическое
  • Физическое

 Региональный компонент вводится в работу с дошкольниками у счетом принципа от малого к большому, от более близкого ребенку (личностно значимого), к менее близкому (культурно – историческим фактам). Успешность развития зависит от активного  взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.

Этнокультурное воспитание проходит красной нитью во всех видах деятельности.

 Воспитательный потенциал народных игр велик: он позволяет расширять круг знаний и представлений о своем народе, развивать нравственно-волевые качества, прививать культуру общения, воспитывать ответственность, трудолюбие и целеустремленность («Махла», «Бʏс»),

Дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности («Занимательные кубики»),

 В организованной деятельности дети  знакомятся с предметами быта, национальной одеждой, с особенностями традиционно жизненного уклада; с интересом знакомятся с животным и растительным миром Калмыкии

Так как я работаю в группе  ФФН,  то вся индивидуальная работа строится с учетом речевых навыков и особенностей, помогая закрепить полученные знания.

Формированию любви к родному краю способствуют экскурсии в музей им. Пальмова, рассказы о прошлом дедушек и бабушек наших воспитанников. Каждый народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного искусством, литературой, историей. 13. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

 Калмыцкие праздники («Цаhан Сар», «Урюс Сар», «Зул» помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам.

Одна из опор в познании родной культуры и языка – это семья. Только в сотрудничестве с семьей ребенок может проникнуться традициями и обычаями своего рода, понять их искренность и глубину.

Встречи с родителями способствуют установлению связей между поколениями, укрепляют взаимоотношения детского сада и семьи (родительские собрания, дни открытых дверей, выпуски газет, стенгазет)

        Хорошо продуманная предметно-развивающая среда с национальным колоритом помогает проявляться этнокультурным творческим способностям.

        15. Ожидаемый результат:

1. Формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей Родины и готовности к её защите;

2. Пробуждение у детей интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, традициям и обычаям калмыцкого народа.

3. Расширение активного словаря; формирование  и совершенствование грамматически правильной речи.

4. Воспитание гармонически развитого, эмоционально благополучного и счастливого ребенка.

                  «Золотая формула» этнопедагогики:

                            без исторической памяти нет  традиций,

                            без традиций нет культуры,

                            без культуры нет воспитания,

                            без воспитания нет духовности,

                            без духовности нет личности,

                            без личности нет народа.

                                                               Г.Н. Волков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...