Педагогический час «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
консультация

В конспекте описаны методические материалы компании "Развивающие игры Воскобовича", раскрывающие возможности использования технологии в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no6._pedag_chas_voskobovich.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Педагогический час

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» 

Разработал:

Ст. воспитатель

I квалификационной категории

Данилова С. А.

Ядрин, 2023 г.

Согласно ФГОС ДО, реализация социально-коммуникативной области развития личности дошкольника направлена на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Реализация вышеназванных задач социально-коммуникативного развития личности ребенка в образовательном учреждении требует создания ряда условий, к которым можно отнести:

- организацию предметно-пространственной среды;

- создание ситуации коммуникативной успешности у детей;

- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве со взрослыми и детьми;

- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций при помощи вербальных и невербальных средств общения;

- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками.

Оптимальным вариантом создания перечисленных условий, направленных на решение задач социально-коммуникативного развития, является использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. Социально-коммуникативное развитие дошкольников осуществляется через игровую деятельность, которая является ведущей в данном возрасте: в процессе игры дети «проживают» социальные ситуации, отношения, участвуют в социальной жизни.

Особенностью технологии, имеющей важное значение для реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников, является использование широкого спектра сказочных персонажей, сказочных областей, присущих каждой игре. Включение сказочных персонажей в игровые ситуации помогает построить интересный и увлекательный сюжет, окунуться детям в мир эмоций, поступков и отношений. Сочувствуя данным персонажам и отождествляя себя с ними, дети учатся осознавать свои эмоции, определять чужие, понимать других людей и строить конструктивное взаимодействие. Персонажи знакомят детей с нормами и ценностями общества, помогают им разобраться в непростых жизненных ситуациях, эмоционально правильно на них реагировать.

В настоящее время компанией «Развивающие игры Воскобовича» изданы методические материалы, раскрывающие возможности использования технологии в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.

Педагог демонстрирует книгу Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Методическое пособие «Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей», разработанное коллективом авторов (В.В.Воскобович, Н.А.Медова, Е.Д.Файзуллаева, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотинова), раскрывает особенности использования развивающих игр в различных образовательных областях, описывает некоторые аспекты применения игр-пособий как средства развития коммуникативных и социальных умений у детей дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ.

Педагог демонстрирует книгу Воскобович В. В. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»

Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» - пособие, разработанное под редакцией Л.С.Вакуленко, В.В.Воскобовича, О.М.Вотиновой, - включает описание анализа возможностей среды «Фиолетовый лес» с точки зрения реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», дает методические рекомендации для воспитателей и описывает серии игр для реализации задач данной области для детей от 1 года до 7 лет.

Практическая часть с применением РППС «Фиолетовый лес»

Рассмотрим, как происходит развитие социальной компетенции детей раннего возраста посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича

Одна из задач, над которой мы работаем, - это социализация ребенка: процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, направленного на включение в систему первоначальных представлений об общественных отношениях.

Для решения задач социализации детей используются различные методы работы на основе развивающих игр В.В.Воскобовича.

С целью сплочения детей можно организовать совместные игры с развивающей средой «Фиолетовый лес» посредством приобщения к традициям: осенью собираем листочки для букета, на Новый год украшаем елку, угощаем лесных жителей блинами, к празднику 8 Марта собираем букет для мамы, на Пасху собираем яйца для гномов. Рассмотрим варианты игр.

  1. «Поможем Медвежонку Мишику собрать ягоды в корзинки» (игра группой)

Задачи игры: формировать умение детей собираться для игр в группы; развивать умение приходить на помощь сказочному персонажу.

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», сказочный персонаж – Медвежонок Мишик, веревочки для создания контура корзин – «Разноцветные веревочки 1», кружки разного цвета – ягоды, «Эталонные фигуры Ларчик».

Описание игры: педагог предлагает детям познакомиться с Медвежонком Мишиком. Затем мотивирует детей прийти на помощь Медвежонку в сборе ягод по корзинкам.

  1. «Соберем бусы Пчелке Жуже» (игра в паре)

Задачи игры: формировать умение детей играть парами; прививать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений (со сверстником).

Материалы игры: «Фиолетовый лес», сказочный персонаж – Пчелка Жужа, веревочки для создания основы для бус – «Разноцветные веревочки 1», разноцветные фигуры для бусин – «Эталонные фигуры Ларчик».

Описание игры: педагог предлагает детям отправиться в Фиолетовый лес на День рождение к Пчелке Жуже. Для этого необходимо приготовить ей подарок. «Пчелка Жужа любит украшения. Давайте соберем ей красивые бусы».

Планомерная работа по реализации поставленных задач социально-коммуникативного развития в рамках игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича позволяет добиться следующих результатов: способствует формированию эмоционального содержательного общения со взрослыми и сверстниками, дети приобретают первичные знания о нормах и правилах поведения в обществе, а также учитывают интересы и чувства другого, умеют собираться в совместную деятельность, приходят на помощь друг другу, взрослому. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребенка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

Практическая часть с применением

графического тренажера «Игровизор» и игры «Чудо-крестики».

Ранняя профориентация дошкольников с использованием игр и пособий В.В.Воскобовича как условие успешной социализации

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в обществе, как фактор всестороннего, полноценного развития. ФГОС ДО определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам труда».

Существует много интересных идей, направленных на раннюю профориентацию дошкольников на основе игр Воскобовича и технологии «Сказочные лабиринты игры». Вот некоторые из них:

- графический тренажер «Игровизор»;

- игра «Чудо-крестики».

Хочется отметить, что развивающие игры В.В.Воскобовича станут отличными помощниками для дошкольников в мире профессий.

Педагог демонстрирует книги

Макушкина С. В. Умные игры в добрых сказках / Под ред. О.М. Вотиновой.

 Макушкина С. В. Умные игры в сказках для малышей:

Сказкотерапия для детей 3,5-5 лет. / Под ред. О.М. Вотиновой.

Серия книг Макушкиной С. В. «Умные игры в добрых сказках», «Умные игры в сказках для малышей» посвящена описанию парциальных программ, направленных на гармоничное развитие эмоционально-личностной и интеллектуальных сфер у детей. Программы построены на интеграции сказкотерапии, игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» и информационно-коммуникационных технологий.

Сказки, включенные автором в программу, являются настоящим кладезем народной мудрости. С их помощью педагоги дают детям ключи к тем жизненным задачам, которые предстоит им решать. Прожитые чувства в сказках делают детей смелее и сильнее. Сказки помогают детям справиться со страхом, перебороть себя и поверить в собственные силы; учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый победит, терпеливый дождется, честный труд ценится, правда восторжествует.

Следует отметить, что важным условием реализации программы является информационно-образовательная среда. Методическое обеспечение программы включает презентации, содержащие иллюстрации и практический материал по работе со сказками и подбор музыкальных произведений к каждому занятию.

Практическая часть занятие №15 Сказка «Мешок яблок» В.Г.Сутеева

 из книги Макушкина С. В. Умные игры в сказках для малышей:

Сказкотерапия для детей 3,5-5 лет. / Под ред. О.М. Вотиновой.

Педагог демонстрирует книгу Бабич Е. В., Бутусова Е. В., Возняк О. А. Малыш в мире открытий. Дополнительная общеобразовательная программа развития познавательной активности у детей 2-3 лет/ Под ред. О.М.Вотиновой.

Дополнительная общеразвивающая программа «Малыш в мире открытий» нацелена на развитие познавательной активности детей 2-3 лет. Программа способствует закреплению и расширению полученных в рамках обязательных занятий в дошкольном образовательном учреждении знаний, умений и навыков, стимулирует развитие познавательной активности детей (то есть развитие всех психических процессов), познавательной мотивации, развивает творческий потенциал, повышает степень их адаптивных процессов и уровень интеграции в социуме.

Содержание технологических карт, приведенных в пособии, включает примеры игр, направленных на развитие общения взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование интереса к совместной деятельности со сверстниками.

Практическая часть занятие №15

из книги Бабич Е. В., Бутусова Е. В., Возняк О. А. Малыш в мире открытий. Дополнительная общеобразовательная программа развития познавательной активности у детей 2-3 лет/ Под ред. О.М.Вотиновой.

Рассмотрим технологическую карту игровой образовательной деятельности на тему: «Цветные дорожки радужных гномов». (Приложение 1)

Таким образом, особенности технологии интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» и разработанные В.В.Воскобовичем развивающие игры способствуют созданию в образовательном учреждении условий для реализации задач социально-коммуникативного развития детей, предусмотренного ФГОС ДО.

Приложение 1

Технологическая карта игровой образовательной деятельности на тему:

«Цветные дорожки радужных гномов»

Ход:

Основные этапы

Временные затраты (мин.)

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Образов. область

Организационный момент

1

Приглашает детей путешествовать в Фиолетовом лесу.

Принимают игровую ситуацию. Следуют за педагогом.

СК

Вводная часть

2

Игровая ситуация: «В гости к Черепашкам». От имени персонажа Гнома Зеле предлагает вспомнить, что у него есть друзья Черепашки. Предлагает отправиться к Черепашкам в гости на озеро Айс.

Принимают игровую ситуацию. Проявляют интерес.

П

Р

ХЭ

Основная часть

10

Игра «Цветные дорожки для гномов». Предлагает построить для Гномов дорожки, чтобы пройти к озеру Айс. У каждого Гнома своя дорожка. Спрашивает, какого цвета будет дорожка для Гнома Кохле (по аналогии Гномы Зеле, Селе, Желе). Предлагает сделать дорожки из цветных кружков соответствующего цвета.

Игра «Семья Черепашек». Предлагает рассмотреть на игровом поле «Фиолетовый лес» зеленых Черепашонка и папу Черепашку, вспомнить их названия, цвет. Побуждает сравнить их между собой способом приложения, назвать «большой», «маленький». Обращает внимание детей на то, что озеро Айс пришла мама Черепашка («средняя» деталь игры «Черепашки Ларчик»). Ставит детали в ряд, на дорожку, поясняет, что первым встанет Папа Черепашка, за ним Мама Черепашка, а последний Черепашонок. Просит назвать, кто самый большой, кто самый маленький, поясняет, что Мама Черепашка – средняя. Побуждает повторить «средняя». Рассказывает, что Гномы любят играть с черепашками своего цвета. Побуждает назвать какого цвета Черепашек, показать их на игровом поле «Фиолетовый лес».

Игра «Гномы провожают Черепашек в домики». Показывает «домик» семьи Черепашек, поясняет, что Папа Черепашка уже пришел домой. Нужно помочь попасть домой Маме Черепашке и Черепашонку (игра «Черепашки Пирамидка», нижняя деталь уже на пирамидке.

Принимают игровую задачу. Выполняют игровые действия, находят кружки («Разноцветные кружки 1») на игровом поле «Фиолетовый лес». Выкладывают друг за другом по горизонтали около Гномов. Называют ключевые слова «круг», «красный», «синий», «зеленый», «желтый».

Принимают игровую задачу. Называют Черепашонка и Папу Черепашку, сравнивают их между собой способом приложения. Называют ключевые слова «большой – маленький», «зеленый».

Называют фигурку Мама Черепашка обследуют фигуры на игровом поле «Фиолетовый лес» (ощупывают всей ладонью). Называют ключевые слова «красный», «желтый», «синий», «средняя».

Принимают игровую ситуацию. Работают за столами правой и левой рукой (вставляют средний и малый пазл пирамидки). Радуются результату.

Ф

Р

П

Р

СК

П

П

Ф

СК

Р

Заключительная часть

2

Читает стихотворение:

Фиолетовый лес полон чудес,

В нем гномы ждут ребят всегда,

Вернемся скоро мы сюда.

Называют или показывают персонажей и постройку, цвета, фигуры. Повторяют слова стихотворения. Прощаются и выходят из Фиолетового леса.

СК

Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии В.В.Воскобовича»

Педагогическая мастерская - это технология обучения, в ходе которого познание нового происходит через творчество.  Основой деятельности Местерской является творчество каждого, при этом восхождени...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

«Использование технологии Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в речевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование технологииВячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» вречевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...

«Создание условий в группе ДОО для развития предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры »

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая о...