Образовательные технологии
консультация

Космачёва Марина Борисовна

Образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование образовательных технологий

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.

Систематическое развитие музыкальных способностей детей базируется на следующих инновационных технологиях:

- Здоровьесберегающие;

- Игровые;

- Личностно-ориентированные;

- Информационно-коммуникационные;

- Проектная деятельность.

Здоровьесберегающие технологии

Формирование фольклорно – музыкальных навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, учитываю тот фактор, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому на музыкальных занятиях необходимо использование здоровьесберегающих технологий.

Перед разучиванием или исполнением песен проводится подготовка голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности, применяя такие здоровьесберегающие технологии как артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.

Артикуляционная гимнастика.

Главной целью артикуляционной гимнастики является тренировка полноценных движений органов артикуляции, а также подготовка к правильному произношению звуков. Основными задачами артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях является правильное формирование артикуляционных звуков; увеличение объема слуховой и музыкальной памяти; совершенствование дикции и чувства ритма. Артикуляционная гимнастика позволяет решить одну из важных проблем в методике музыкального воспитания – проблему постановки певческого голоса ребенка старшего дошкольного возраста. Пение требует активной работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции ребенка.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку — артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Упражнения необходимо выполнять перед пением систематически, продолжительностью не более 3 минут, чтобы избежать утомления ребенка, строго в определенном положении (упражнения выполняются сидя, в спокойном состоянии). Так же возможно использование упражнений в музыкальной деятельности вне занятий.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Задачи дыхательной гимнастики следующие:

• создание условий для поступления кислорода в клетки и ткани;

• развитие дыхательных мышц;

• коррекция речевых расстройств;

• укрепление голосовых связок и иммунитета ребенка.

Механизм действия основывается на вдохах с различной интенсивностью и частотой, а также на активной работе диафрагмы.

В своей практике на музыкальных занятиях, при подготовке детей к пению, применяю комплекс дыхательных упражнений по методике педагога и вокалиста А.Н. Стрельниковой. Основные правила при выполнении данной дыхательной гимнастики:

1. Разминка в виде игры.

2. Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом.

3. Воздушный шар. Необходимо дышать по принципу «безучастный выдох – активный вдох», воображая, что надуваешь воздушный шарик.

4. Движение. Выполнять упражнения детям необходимо во время движения.

Распевание.

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи:

• предупреждать заболевания верхних дыхательных путей;

• укреплять хрупкие голосовые связки детей;

• подготовить голосовые связки к пению.

Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.

Для распевания на музыкальных занятиях часто использую как валеологические песенки-распевки (О. Арсеньевской), так и русские народные потешки, пестушки, прибаутки. Русские народные песни-потешки, используемые во время распевания очень часто решают множество задач. Именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств. Они активно развивают дыхательный, артикуляционный аппарат в соответствии с особенностями каждого ребёнка, а так же способствуют развитию различных манер вокального исполнения. Дети быстро усваивают их, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.

Короткие песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже. Попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения, направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков.

Игровые технологии.

Учитывая тот факт, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, то и обучение детей пению в процессе музыкальной деятельности проходит в игровой форме. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, а самое главное в игре происходит непроизвольное обучение. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации.

Основная идея игровой технологии заключается в использовании различных технологий (здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, развивающего и проблемного обучения) в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.

В основе приемов и методов вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста все упражнения предлагаю в виде игры. Играя, дети познают навыки звукообразования, получая впоследствии еще большее удовольствие от пения.

Игровую методику обучения детей пению логично реализовываю в два этапа:

1-й этап – речевой.

Цель этапа: легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, которые развивают метроритмический слух, внимание, речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

2) артикуляционная гимнастика с элементами игры, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

3)  игры и упражнения, развивающие певческое дыхание.

4) ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

5) пальчиковые игры – параллельно с мелкой моторикой рук эти игры развивают речь ребенка, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки.

2-й этап - певческий.

Цель этапа: формирование и развитие певческой интонации.

Основные виды деятельности певческого этапа:

1) Распевание - вокальные упражнения необходимы для того, чтобы все голосовые навыки, приобретённые с помощью речевых, дыхательных и интонационных упражнений, закрепить на несложном музыкальном материале. Материалом к таким упражнениям могут быть те же речевые игры, используемые в начале занятия и переложенные на музыку, а так же русские народные потешки, песенки, прибаутки,  фрагменты разучиваемых или исполняемых на занятии песен.

Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости:

- игры-упражнения на расширение певческого диапазона;

- голосовые игры на основе фонопедического метода В.В. Емельянова;

- диалогические игры-распевки на контрастное сопоставление;

Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на концертах, праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях.

2) разучивание песенного материала

- Разучивание песни

- Закрепление текста

- Работа над качеством исполнения

- Закрепление песни. Концертное исполнение.

Личностно-ориентированные технологии.

В применении личностно-ориентированной технологии формируются основы гуманно-личностных отношений в детском образовательном учреждении, где оказывается помощь в адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Музыкотерапия является одним из существенных воздействий на психику ребенка, позволяющих ребенку чувствовать себя комфортно, непринужденно и радостно в стенах детского сада.

В обучении детей пению создаются прекрасные условия для личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Так, в певческой деятельности, применяя различные упражнения, создаю игровую ситуацию, в которой ребенок максимально проявляет собственную активность, имеет возможность полностью реализовать себя.

Так же, на своих музыкальных занятиях я часто применяю систему творческих заданий, тем самым даю возможность каждому ребенку раскрыть художественный образ песни по своему, проявить собственное творческое воображение и фантазию. В песенном творчестве дети проявляют себя в театрализации, инсценировании песни, сопровождая мелодию детскими музыкальными инструментами, музыкально-ритмическими движениями.  

Информационно – коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет).

Мультимедиа презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности -  наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана или интерактивной доски. Это позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. Используя возможности программы PowerPoint,  можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности.

Таким образом, при строгом соблюдении СанПиН можно отметить преимущество информационно-коммуникационных средств. Они несут образный тип информации понятный дошкольникам, надолго привлекают внимание детей посредством звука, движения, мультипликации, обладает стимулом активности детей, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Проектная деятельность.

Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач. Смысл проектной технологии заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...