«Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
материал

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – важнейшая часть воспитательного процесса, так как целенаправленное формирование моральных качеств с первых лет жизни ребенка способно обеспечить гармоничное развитие личности в будущем. Поскольку усвоение духовно-нравственных ценностей всегда происходит через подражание, то необходимо создать такие условия развития детей, чтобы у ребенка, было, откуда черпать этот положительный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Именно в дошкольном возрасте формируются такие важные понятия, как добро и зло, честность, справедливость, любовь к Родине, уважение к труду, развивается ценностное отношение к православной культуре и традициям, формируется гражданское самосознание, доброжелательное отношения к окружающему миру и людям и, наконец, ценностное отношение к семье и здоровому образу жизни.

В последние годы в стране происходит кризис духовно-нравственного воспитания, у детей искажаются представления о доброте, справедливости, гражданском долге, патриотизме, нарастает безнравственность и бездуховность общества в целом. Материальные блага и достаток гораздо более ценны, чем духовная составляющая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – важнейшая часть воспитательного процесса, так как целенаправленное формирование моральных качеств с первых лет жизни ребенка способно обеспечить гармоничное развитие личности в будущем. Поскольку усвоение духовно-нравственных ценностей всегда происходит через подражание, то необходимо создать такие условия развития детей, чтобы у ребенка, было, откуда черпать этот положительный опыт.

Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который своим примером и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

В процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду преимущество традиционно отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. Однако, духовно-нравственное воспитание ребенка начинается с семьи, поэтому взаимодействия педагога с семьей чрезвычайно важно.

Но под воздействием изменений в обществе, в современной семье и семейном воспитании тоже произошли значительные изменения, причем в отрицательную сторону. Отсюда - отсутствие интереса к тому, что делается в дошкольном учреждении. Родители не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школе.

Появилось множество проблем, одна из которых, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного наследия.

Современный темп жизни заставляет родителей заменять живое общение со своим ребенком просмотром детьми мультфильмов, в том числе и развивающих. Все меньше и меньше взрослые читают ребенку книги, а о совместных играх родителей и детей вообще говорить не приходится. Каким же образом детский сад способен повлиять и внести коррективы на духовно-нравственное развитие ребенка в семье? Ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, сформировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в ДОУ.

Форм взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника довольно много:

• Анкетирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию.

• Оформление информационных стендов и папок-передвижек для родителей.

• Консультации для родителей

Для родителей можно провести консультации по ознакомлению с русской культурой, историей и семейными традициями. Например«Роль семьи в воспитании у детей любви к родному краю»; «Куда сходить с малышом в выходной день, «Как рассказать детям о старинных предметах быта». и т. п.

Кроме того, для повышения педагогических знаний родителей не менее важны консультации, способствующие формированию нравственных качествНапример«Как научить ребенка знакомиться и дружить», «Как объяснить ребенку что такое хорошо, а что такое плохо» и т. п.

• Проведение родительских собраний:

«Роль игры в духовно-нравственном воспитании», «Сюжетно-ролевая игра, как способ отображения взаимоотношений с другими людьми»

• Представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов«Традиции нашей семьи»

• Совместные праздники и развлечения : «Осенины»«Масленица»«Рождество». Целью их является приобщение воспитанников к истории русской народной культуры. Родители активно помогают в подготовке и организации праздников. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это рукодельные куклы и игрушки, поделки. Выставки «Старинная елочная игрушка»«Старинные предметы быта» и. т. п.

• Заметное место отводится организации и проведению общенародных праздников«День матери»«День пожилого человека»«Новый год»«День защитника Отечества»«Международный женский день»«День Победы»«День города»а так же всевозможных общих с родителями досугов«Папа, мама, я – спортивная семья».

• Организация вечеров-встреч с ветеранами (из семей наших воспитанников).

• Выпуск различных газет«Вот какая мама»«Защитники Отечества». (Как совместное творчество воспитателей и детей, так и совместное творчество детей и родителей).

• Организация совместных исследовательских проектов и оформление различных коллекций.

• Совместные с родителями экскурсии, поездки, прогулки, походы в музеи, театр и библиотеки.

• Фотовыставки, например«В воскресный день с семьей моей…»«Моя любимая игрушка»«Моя любимая бабушка»«Семейное древо».

• Различные мастер-классы для родителей. Например«Изготовление поделок из природного материала»«Цветы из бумаги»«Елочная игрушка своими руками». Вариантов великое множество.

• Гость группы. Родители могут прийти в детский сад и рассказать детям о своей профессии, традициях, культуре и обычаях, национальном костюме и т. п.

• Конкурсы творческих работ родителей и детей.

• Кроме того, помощь родителей в благоустройстве участка, «субботники».

Необходимо поощрять родителей воспитанников за участие грамотами и благодарностями, которые являются стимулом к дальнейшему участию в различных мероприятиях ДОО.

В семье остается напоминание о произошедшем событии, повод для общих воспоминаний и бесед, повод гордиться собой и своей семьей.

Весь этот комплекс форм способствует вовлечению родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.

Таким образом, работа педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников :

• может реализоваться только при непосредственном взаимодействии педагога и семьи;

• стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;

• учит родителей общаться с детьми, участвовать в их жизни в стенах ДОУ, разделять интересы детей.

• оставляет радостные семейные воспоминания, служит началом для новых общесемейных традиций;

• за счет разнообразия форм и тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;

• позволяет педагогам, не вмешиваясь в личное пространство и не нарушая права семьи корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.

Результатом работы педагога будет являться ребенок с всесторонне развитой, целостной, гармоничной личностью: добрый, милосердный, любящий свою родину, свою культуру, свой язык, свою семью, толерантный, уважающий старость и труд других людей, творческий и самостоятельный, стремящийся к новым знаниям ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

«Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

 Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека.   Формирование правильных духовно-...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...