Методическая разработка (пособие-дидактическая игра «Части тела»)
методическая разработка

Дмитриева Елена Ионовна

 

В последнее время дети старшего дошкольного возраста, да и взрослые не могут указать и назвать правильно строение и части тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitrieva_ei.docx172.38 КБ

Предварительный просмотр:

     Методическая разработка (пособие-дидактическая игра «Части тела») воспитателя МБДОУ ЦРР д/с №21 «Кэнчээри», г. Якутска Дмитриевой Елены Ионовны.

     

           Обогащение лексического запаса детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры «Части тела»  

       Аннотация: В последнее время дети старшего дошкольного возраста, да и взрослые не могут указать и назвать правильно строение и части тела.

      Ключевые слова: развитие речи, дети дошкольного возраста, игра, расширение объема словаря, словарный запас.                                          

      Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.  С помощью слова, ребёнок дошкольного возраста, познает  своё природное и предметное окружение, общается со своими сверстниками и взрослыми.

      Обогащение лексического запаса дошкольников понимается как длительный процесс накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирования умения использовать их в общении. Свободная устная речь опирается  на владение достаточным лексическим запасом слов.

      Исключительное место в развитии личности ребёнка отводится родному языку. Через него происходит ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии и узнавании действительности.

     В младшем возрасте ребёнок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. Он создаёт новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка.

       Феликс Алексеевич Сохин, российский психолог и лингвист, писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребёнка»

        Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинкам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные и  воспитательные задачи.

       Для развития речи детей ставятся следующие задачи:

 -Заботиться о том, чтобы ребёнок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.

-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.

-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы.

-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.

-Подобрать игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также использовать дидактические игры.

      Следовательно, специально предназначенные занятия, игры, упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

     Занятия, построенные в форме игры, облегчают усвоение материала, развивают у детей слуховое внимание, способствуют правильному восприятию речи.  Дидактическая игра является игровым методом обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребёнка.  Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками,  природным материалом и пр.); настольно-печатные игры и словесные игры.

      Игры с предметами наиболее доступны. Они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению детей знакомиться с вещами, называть увиденные предметы. Играть в такие игры ребёнок начинает в раннем возрасте  и не утрачивает интерес к ним на протяжении всего  дошкольного возраста. Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры развивают мышление ребёнка, учат высказывать свои суждения, делать выводы. Такие словесные игры преимущественно проводятся со старшими детьми, так как развивают умение внимательно слушать, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли, применять знания.

          Нами было разработано иллюстрированное пособие «Части тела» для детей. В последнее время дети старшего дошкольного возраста, да и взрослые не могут указать и назвать правильно свои части тела. Поэтому в пособии постарались показать, где находится та или иная часть тела на родном языке и в переводе на русский язык. С помощью нашего пособия можно использовать дидактические игровые приемы по формированию словаря у детей дошкольного возраста:

Игра «Покажи».

Цель: обогащение словарного запаса существительными.

Содержание: взрослый просит детей показывать части тела, который назовёт. Игра помогает детям запомнить  названную часть тела, новое слово.

Игра «Опиши часть тела»

Цель: расширение объёма словаря прилагательных, формирование представления о части тела.

Содержание: взрослый называет часть тела и указывает на его признаки. В этой игре дети запоминают нахождение части тела и ее описание.

Игра «Отгадай»

Цель: расширение объёма словаря,  уточнение представлений о признаках части тела, развитие связной речи.

Содержание: взрослый загадывает загадки об определенных частях тела.  Дети  угадывают.

      Для обогащения лексического запаса, связной речи дошкольника на родном языке используются словесные игры с пословицами, поговорками и загадками. Таким образом, ребёнок учится воспринимать, понимать и называть строение своего тела на родном языке. Обогащается словарный запас, осмысление слова, развивается память и речь.

       Например, можно подобрать такие загадки:   «Куҥ этин иһигэр халаачык баар үһү» - «В куске мяса есть, говорят, калачик» (Тобук, колено, коленная чаша). “Биэс ини-биир саастарын тухары түннүк мууһун сүгэллэр үһү” - “Пятеро братьев всю жизнь оконный лед на себе тащат“ (Тарбахтар, тыҥырахтар; пальцы, ногти). “Ини-бии бииргэ төрөөн баран бэйэ-бэйэлэрин көрсүбэттэр үһү” - “Два брата, родившиеся вместе, никогда друг друга не видят” (Харах; глаза). “Икки эһэ бэйэ-бэйэлэрин көрсүһэн тураллар үһү” - “Два медведя стоят и глядят друг на друга”  (Хаас; брови). “Икки хайа икки ардыгар саһыл мөхсөр үһү” - “Меж двух гор бъётся, говорят, лисица”  (Тыл; язык). “Икки чыычаах көтөөрү өндөҥнөһөллөр да, хайалара да көппөт үһү” - “Две птички крыльями машут, да взлететь не могут”  (Кулгаах; уши).

Пословицы:   “Тыл сүһүөҕэ суох” –  Язык без суставов.  “Тыл уҥуоҕа суох” -  Язык без костей.  “Бас баттаах тыллаҺар” - (непереводима). Ср.: Язык болтает, а голова не знает.  “Айахха киирбиччэ саҥарар” -   Выбалтывает все , что попадет в рот.  “Элбэх сырыылаах атаҕа кирдээх, элбэх саҥалаах айаҕа кирдээх “ - Кто много ходит, у того ноги грязные, кто много говорит, у того рот грязный. “Кулгаах ырааҕы истэр, харах чугаһы көрөр” - Ухо слышит далекое, глаза видят близкое.

Поговорки: “Умса түстэҕинэ сүүһүттэн өйүүр, иттэнэ түстэҕинэ кэтэҕиттэн өйүүр” - Такой мой друг, если упадет лицом вниз,то поддержит за лоб, если упадет на спину, то поддержит за затылок. “Атас туһугар атах тостор; кэргэн туһугар кэтэх туллар” -   Ради друга и нога сломается; ради семьи и затылок разбивается. “Тииҥ мэйии” -  Беличья память ( то есть  обладает хорошей памятью). “Ытыс үрдүгэр түһэрдилэр” -  На ладони свои посадили ( то есть встретили гостя радушно). “Иккитэ эрбэҕин эргитиэ, үстэ сөмүйэтин төгүрүтүө” -  Дважды обведет вокруг большого пальца, трижды обведет вокруг указательного пальца.

      Баттах (волосы)     Сүүс (лоб)                 Чэчэгэй (висок)

Кулгаах (ухо)            Моой ( шея)

Иэдэс ( щека )      Сыҥаах ( челюсть )

                     Сэҥийэ ( подбородок )

Ылгын чыкыйа ( мизинец )    

 Аата суох тарбах ( безымянный палец )                                                   Ортоку тарбах ( средний палец )    

        Сөмүйэ  ( указательный палец )

                   Тойон эрбэх ( большой палец )

Спиок использованной литературы:

 1. Данилов В.Н.: Русско-якутский тематический словарь.-Якутск, 1988.

2. Леонтьева А.А. Язык, речь, речевая действительность. М.: КамКнига, 2007

3.  Сохин Ф.А. Психолого- педагогические основы развития речи дошкольников .-М.: 2002

4.  Павлова И.Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста. .- М.: Буки-Веди 2012
5 .  Ушакова О.С.  Теория и практика развития речи дошкольника -М.: Сфера, 2008

6. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

7.Федоров И.Г., Васильев П.К. Өбүгэбит олоҕо- дьаһаҕа.- Якутск: Бичик, 2012.

8. Якутско-русский словарь / Под редакцией  П.А. Слепцова – М., 1972

9. Якутские загадки / составитель Семенова У.А. –Якутск: Бичик, 2017, 96С

10. Якутские пословицы и поговорки / составитель емельянов Н.В.- Якутск: Бичик, 2017, 256С




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД «Как движутся части тела?»

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе...

Методическая разработка по познавательному развитию «Части тела» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по познавательному развитию  «Части тела»  для детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по разработке пособии, дидактических игр по этнокультурному образованию.

Этнокультурное  образование – целостный процесс изучения и практического  освоения этнокультурного наследия, процесс воспитания на традициях культуры.  Для реализации этнокультурн...

Смотр - конкурс на лучшую разработку /пособия/ «Дидактическия игра для моего малыша»

Положение о смотре - конкурсе на лучшую разработку /пособия/«Дидактическия игра для моего малыша»1.      Общие положения1.1.Настоящее Положение регламентирует поря...

Методическая разработка на тему "В здоровом теле - здоровый дух"

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по ФЦКМ с использованием здоровьесберегающих технологий...

Дидактическая ИГРА "Части тела " ДЛЯ РАБОТЫ С детьми ОВЗ.

Развивает мелкую моторику рук, воображение. Мышление. ...

Игра "Части тела"

Игра направлена на изучение тела человека...