Программа дополнительно образования «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».
рабочая программа
Предлагаю Вашему вниманию программу дополнительного образовани на тему «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад «Берёзка»
Городского округа город Сибай Республика Башкортостан
План работы по самообразованию
на тему
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников
через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».
группа «Ромашки»
на 2022-2023 учебный год
воспитатель : Валовитая Анастасия Андреевна
г.Сибай
Тема самообразования:
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка . Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, и отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Цель: -повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования, как средством развития технического творчества детей; умение активизировать творческие способности и умения;
-применять полученные знания на практике в ходе организации организованной образовательной деятельности.
Задачи: - изучение психолого-педагогической литературы по LEGO- конструированию (история возникновения LEGO-конструирования); актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками; - способствовать развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Ожидаемые результаты
-Расширение у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулирование детского научно-технического творчества. -Развитие пространственного мышления, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. -Развитие умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. -Сформировать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу Развитие мелкой моторики, диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
-Развитие коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей -Сформировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Повышение практической компетентности педагога
Дата | Методическая работа по теме самообразования | Формы работы | Практические результаты | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |||
сентябрь | Выбор темя для самообразования | диагностика детей с последующим анализом | Систематизация и обобщение результатов диагностики | ||
октябрь | анализ имеющихся условий; изучение методических разработок по ЛЕГО-конструированию; | Консультация «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»; | анализ педагогической компетентности родителей, выявление социального запроса семей воспитанников | Перспективный план по теме проекта на текущий год | |
ноябрь | Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г. | Разработать картотеку схем и образцов из конструктора Лего | Консультация для воспитателей «Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста» | памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?» | Картотека схем и образцов из ЛЕГО-конструктора |
декабрь | Подбор необходимого оборудования, материалов. | Моделирование фигур людей. Цель: Закрепление навыков моделирования человеческой фигуры. Развитие конструктивного воображения детей. | Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов типа Лего | Изготовление дома роботов совместно с детьми | Оформление фотовыставки «Мой первый робот» |
январь | Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г. | Постройка общей ограды, башен, лестниц. Цель: Закрепление навыков построения ограды, башен, лестниц. Ознакомление с конструктивными особенностями башен. Введение понятий устойчивости башен. | Изготовление роботов из бросового материала, конкурсы, участие в выставках и совместных проектах. Рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с разными видами конструкторов; | Участие в конкурсе | |
февраль | Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. Курсы повышения квалификации | Создание модели любимого животного. Цель: Закрепления умения передавать характерные особенности животного средствами конструктора. Развитие фантазии и диалоговой речи детей. | Открытое мероприятие: НОД «Веселый зоопарк» | Папка передвижка «Лего играть помогает и ум развивает» | Макет «Веселый зоопарк» |
март | «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г | Моделирование фантастического животного. Цель: Создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. Обучение оформлению своего замысла путем предварительного рассказа. Развитие умения отбирать детали конструктора, для передачи характерных особенностей задуманного животного. | Памятка для родителей «Как правильно выбрать конструктор Лего, учитывая возрастные особенности ребёнка». | Оформление сборника консультаций по ЛЕГО-конструированию | |
апрель | «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г. | Моделирование ракеты по образцу. Цель: Развитие навыков анализа объектов и передачи его формы средствами конструктора. Закрепление умения следовать инструкциям педагога. Воспитывать желание строить и обыгрывать ракету. | Выставка детско-родительского творчества из ЛЕГО-конструктора «День космонавтики» для воспитанников детского сада | Модели поделок из конструктора Лего | |
май | Интернет ресурсы | Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. Цель: Развитие фантазии и конструктивного воображения. Продолжать обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном. Развитие умения отбирать необходимые детали конструктора для передачи характерных особенностей объекта. | Обобщение опыта по данной теме через презентацию Презентация: «Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» | Фестиваль по ЛЕГО-конструированию «Наш город в будущем» | Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения. |
Перспективное планирование для воспитанников средней группы
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! «Конструирование по замыслу» | Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с конструкторами: LEGO CLASSIK, конструктор LEGO DAKTA. |
Транспорт(ПДД) «Грузовая машина» | Развивать умение анализировать образец будущей постройки. Формировать умение работать с различными видами конструкторов, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Воспитывать умения обыгрывать постройку. | |
Октябрь | Осенний урожай. Сад (Фрукты). Конструирование красивых ворот для «фруктового сада». | -Развивать умения анализировать образец постройки – выделять в нем функционально значимые части (столбики – опоры и перекладины), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. Формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках, используя конструктор «Архитектор». Воспитывать желание трудиться. |
Всемирный день животных «Скачут зайки на лужайке» | Закрепить умение передавать характерные особенности животного средствами конструктора, используя конструктор «LEGO CLASSIK». Закреплять умения анализировать готовую постройку. Продолжать развивать активное внимание, моторики рук. Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку. | |
Ноябрь | Обувь «Построим обувной магазин» | Развивать умения следовать инструкциям педагога. Познакомить с основными частями конструкции магазина - стены, пол, крыша, окно, дверь, стеллажи, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга, используя детали конструктора «Строитель». Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. |
День Матери «Я и моя мама» Моделирование фигур людей – | Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы их соединения». Закреплять понятия «длинный – короткий». Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры с помощью конструктора.. Воспитывать желание трудиться. | |
Декабрь | Декада коренных народов «Чум» | Развитие активного внимания, тонкой моторики рук. Продолжать формировать видеть образ и соотносить с деталями конструктора. Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку. |
Новый год «Игрушки для елки» | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной силы. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. | |
Январь | Народные праздники «Снежинки» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки. Воспитывать желание трудиться. |
Зимние забавы «Горка для детей» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. | |
Февраль | Животные холодных и жарких стран «Животные в зоопарке» | Развивать умение анализировать образец будущей постройки. Формировать умение собирать конструкцию по схеме. Воспитывать бережное отношение к конструктору. |
День защитников Отечества «Военная техника. Самолет» | Рассказать о профессии летчика. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. Учить строить самолет используя конструктор «Строитель», «LEGO DUPLO» выделяя функциональные части; правильно распределять детали конструктора.Воспитывать желание трудиться. | |
Март | Мой дом «Дом, в котором мы живем...» | Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. Вспомнить основные части дома. Формировать умение строить крышу «лесенкой». Воспитывать умение работать в коллективе. |
Мой город. «Мы едем, едем, едем…». | Вспомнить основные виды городского транспорта. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Формировать умение строить автобус. Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку. | |
Апрель | Перелетные птицы. «Встречаем птиц» | Вспомнить названия перелётных птиц. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить со схемой строения птицы. Воспитывать желание трудиться. |
День космонавтики «Космический корабль». | Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней. Продолжить формировать умение использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструирования. Воспитывать умение концентрировать внимание на создании модели. | |
Май | Мир природы. «Аквариум для рыб». | Развивать чувство формы при создании конструкции. Закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях, соединять их, соотносить постройки со схемой, подбирать адекватные приемы соединения. Воспитывать умение пользоваться одни набором деталей. |
«Творческое конструирование по замыслу» | Развивать воображение, память, внимание. Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умения обыгрывать постройку. Закрепить желание работать в коллективе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»
Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....

Программа дополнительного образования "Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования"
Содержание представленного опыта работы по детскому экспериментированию соответствует возрасту детей и имеет строгий отбор материала, который исключает перегрузки. В нем представлены рекомендации по у...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.Ф.И.О. психолога...

Авторская рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок декоративно – прикладного творчества «Творческая мастерская» для детей подготовительной группы
программа дополнительного образования...
Презентация "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники"
1-2 слайды.Внедрение инноваций в детском саду требует новые подходы к организации образовательной деятельности.Причина: вызов времени, запрос родителей, высокая конкуренциямежду обра...

Развитие инженерного и технического творчества детей посредством конструирования.
Инженерные способности детей...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста способностей к техническому творчеству посредством лего-конструирования»
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отд...