Интерактивное обучение воспитателей
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Кузнецова Марина Александровна

Интерактивность- это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем - либо (человеком). Интерактивные методы обучения, по своей сути, это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение педагогов в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnoe_obuchenie_vospitateley.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивное обучение воспитателей

в процессе методической работы в ДОУ»

Старший воспитатель МДОУ № 8 М.А. Кузнецова.

 

Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике.

Поэтому уровень методической работы, ее эффективность во многом определяет профессиональную готовность кадров к реализации образовательной программы ДОУ.

Методическая работа является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения  профессиональной компетентности педагогических кадров.

Мы, как и многие образовательные учреждения продолжаем работу по наращиванию в применении нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения педагогов.

Интерактивность- это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем - либо (человеком).

Интерактивные методы обучения, по своей сути, это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение педагогов в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Суть интерактивных методов обучения – в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений педагогов, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, на  становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие.

В настоящее время, интерактивных форм работы существует достаточно много, но наиболее распространенными в нашем ДОУ  являются:

-  дискуссия;

- практикумы;

- различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;

- презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера);

- работа в малых группах и парах сменного (динамического)/постоянного (замкнутого) состава – форма диалогового взаимодействия;

- семинары-тренинги;

- Технология Открытого пространства;

- метод «Мозгового штурма».

В нашем ДОУ ежегодно действует пед. площадка по обмену опытом работы. С начала учебного года свои опыты представили 4 педагога. Двое из них в виде презентации. Разработаны занятия-презентации для детей старшего дошкольного возраста:

«Времена года», «Огонь – друг, огонь-враг», «Мама - самое ласковое слово на свете».

Планируется создание презентаций-занятий не только познавательного цикла, но и по развитию элементарных математических представлений у детей.

        В связи с изменениями современной педагогической парадигмы в течение всего прошедшего года действовал семинар: «Что должен знать современный воспитатель». Занятия проводились с акцентом на:

- педагогическую психологию;

- изменение педагогической парадигмы и построение модели детского сада нового типа;

- оказание помощи педагогам в подготовке  презентаций их опытов работы.

        В последние годы, в нашем ДОУ, успешно реализуется направление, включающее в себя интерактивное обучение – это тренинговые и групповые занятия для педагогов.

По свидетельству экспериментальных данных при лекционной подаче материала усваивается не более 20 – 30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) – до 90%. Эти данные полностью подтверждает древняя китайская пословица, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».

Тренинг позволяет актуализировать профессиональный опыт всех участников, переосмыслить его, выявить новые отношения и проблемы. При этом новый опыт не привносится извне, а выращивается в ситуации тренингового занятия, поэтому является органичным для коллектива или каждого отдельного человека.  Вся работа в тренинговой группе строится на принципах самообучения и взаимообучения.

По моему мнению наиболее эффективным является применение таких интерактивных методов как: деловые и дидактические игры, технология открытого пространства, Мозговой штурм, презентация.

Мне бы хотелось остановиться на следующих методе активизации педагогов:  Технологии Открытого Пространства.

Технология Открытого Пространства,  предусматривает: активное участие каждого педагога в создание демократической атмосферы, дает равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Открытое пространство рассматривается, как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Этот интерактивный метод мы применяем  на педсоветах, «круглых столах», «педагогических гостиных», «семинарах-практикумах».

Для эффективного использования Технологии Открытого Пространства формулируем тему для педагогов, которая  является центральным механизмом дискуссии. Идет  взаимообмен мнениями. Обеспечивается свобода высказывания любой точки зрения, на это  нацеливаем  педагогов вначале. Зачитываются все предлагаемые педагогами предложения и  формулируется одно общее.

Так же в методической работе применяем такой метод, как Мозговой штурм.

Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака»  – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы педагогов большого количества идей за короткий промежуток времени.

В нашем детском саду этот метод активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

Педагоги  в свободной форме высказывают свои идеи, которые принимаются во внимание.

Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала.

Презентация включает в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, таких как сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, но и возможности их применения в своей работе.

Музыкальный руководитель проводит интегрированные занятия с использованием интерактивного оборудования с целью обучения педагогов  и применения таковых форм работы в практической деятельности с детьми.

Методическая работа по интерактивному обучению воспитателей осуществляется в тесном взаимодействие с педагогом-психологом.

Психологическое сопровождение рассматривается в двух аспектах:

– Организационный – делает упор на изучение коллектива.

– Консультативный (индивидуальный) подход ориентирован на работу с конкретной личностью.

В нашем учреждении мы пытаемся разумно сочетать эти два подхода, работая и индивидуально с педагогом, методистом, руководителем, и с коллективом в целом, под которым понимаем союз единомышленников – команду.

Психологическое сопровождение коллектива включает в себя традиционные направления работы:

1. Диагностическая работа (анкетирование, тестирование)

2. Профилактическая работа (тренинги, практикумы, семинары)

3. Консультирование(индивидуальное, групповое)

4. Психологическое просвещение (буклеты, родительские газеты, публикации в СМИ, листовки-рекомендации).

       В 2008 году ДОУ приобрело мультимедийную установку, что существенно облегчило обучение педагогов интерактивным методам. Мультимедийная установка использовалась педагогами на педагогических советах, форумах, конференциях, родительских собраниях, практикумах, консультациях.

Применение интерактивного обучения выявило позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов нашего детского сада.

Компьютерными технологиями владеют 21 педагог-65,6%.

Владеют навыками создания презентаций 10 педагогов – 31,2%.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволило создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов. Дает возможность познакомиться с предлагаемым опытом работы педагогов, развивает  умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом. Повышает их педагогическую компетентность, активизирует деятельность педагогов на педсоветах и семинарах, побуждает  их участвовать в профессиональных конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня.


Кузнецова

Марина

Александровна

 старший воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ, ПРИ ВВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Презентация опыта работы по использованию в методической работе интерактивных форм работы с кадрами...

Консультация для педагогов Интерактивное обучение в ДОУ

В последнее время применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе стало актуальным, но педагоги, использующие эти технологии, убеждены, что реализуют интерактивный подхо...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируютс...

Особенности интерактивного обучения дошкольников

Преобразование общества на основе гуманизации и демократизации, захватив все сферы социальной жизни, вызвало глубокие перемены и в сфере образования. В последние десятил...

Технология интерактивного обучения

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые педагог решает в ходе данного занятияи от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в группе. Группы могут...

Доклад для педагогического совета на тему: «Сущность и основные понятия интерактивного обучения». «Виды интерактивных и активных методов обучения»

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать  Интерактивность -  способность взаимодействовать или находиться в режи...