Особенности интерактивного обучения дошкольников
проект (подготовительная группа) на тему

Дубинина Евгения Геннадьевна

      Преобразование общества на основе гуманизации и демократизации, захватив все сферы социальной жизни, вызвало глубокие перемены и в сфере образования. В последние десятилетия наблюдается направленность образования на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии. В современной образовательной среде действуют разные образовательные программы, в центре которых стоит ребёнок как субъект. Это самый продуктивный путь познания. Ребёнок, который проходит этот путь, постепенно овладевает умением осуществлять самостоятельную учебную деятельность и уверенными шагами проходит путь самообразования. Одним из важных моментов превращения ребёнка в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности (её начальных стадий)  с помощью педагога или при участии сверстников. Воспитать такую личность можно, только изменив традиционную практику обучения, постепенно переходя в интерактивный режим преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon int.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности интерактивного обучения дошкольников

      Преобразование общества на основе гуманизации и демократизации, захватив все сферы социальной жизни, вызвало глубокие перемены и в сфере образования. В последние десятилетия наблюдается направленность образования на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии. В современной образовательной среде действуют разные образовательные программы, в центре которых стоит ребёнок как субъект. Это самый продуктивный путь познания. Ребёнок, который проходит этот путь, постепенно овладевает умением осуществлять самостоятельную учебную деятельность и уверенными шагами проходит путь самообразования. Одним из важных моментов превращения ребёнка в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности (её начальных стадий)  с помощью педагога или при участии сверстников. Воспитать такую личность можно, только изменив традиционную практику обучения, постепенно переходя в интерактивный режим преподавания.

     Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.         Воспитательные возможности интерактивных форм работы очень значительны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

♫   в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

♫  следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме;

♫ если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы;

♫  каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;

♫  критикуются идеи, а не личности;

♫  цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Задача педагога - создать  в процессе общения ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог. Под учебным диалогом  понимается не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем. В ходе учебного диалога зарождается необычное общение между педагогом и воспитуемыми, в котором собеседник проявляют собственный взгляд на мир. В дошкольном обучении возможны разные виды учебного диалога: педагог – группа воспитанников, педагог – ребёнок, ребёнок – группа, ребёнок - ребёнок. Самый распространенный вид диалога в детском дошкольном учреждении «педагог - группа» требует  определенного мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринужденную беседу по вопросам, интересующим не только непосредственно самого педагога.

Необходимо отметить специфические особенности учебного диалога:

    ♫ наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;

    ♫ наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

   ♫ возможность свободного изложения своих мыслей;

   ♫ наличие цели организации диалога;

   ♫ наличие обратной связи;

   ♫ наличие диалоговых взаимоотношений  между педагогом и группой воспитанников, педагогом и ребёнком.

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать методы, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения; умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия; умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия.

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:

• организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;

• целенаправленно организовывать для дошкольников учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;

• создавать учебную атмосферу в группе и дозировать свою помощь детям;

• осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;

• сохраняя свой педагогический  авторитет, помогать детям не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

      Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

• нахождение проблемной формулировки темы занятия;

     • организация учебного пространства, располагающего к диалогу;

  • мотивационная готовность дошкольников и педагога к совместным усилиям  

    в процессе познания;

• создание специальных ситуаций, побуждающих дошкольников к интеграции

  усилий для решения поставленной задачи;

• выработка и принятие правил учебного сотрудничества для дошкольников и

  педагога;

  • использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.

В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий.

Барьером к применению может стать бессистемность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если работать в интерактивном режиме от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от педагога. Быть самому активным на каждом занятии и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к занятиям занимает массу времени и сил.  Трудной задачей для педагога также становится необходимость уйти в сторону, быть только участником и наблюдателем. И все  же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление современной  педагогики.

      Современная парадигма образования ориентирует дошкольные образовательные учреждения на реализацию личностно-ориентированного обучения, когда дети становятся не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. Именно на достижение этих целей направлено интерактивное обучение, которое способствует полноценному раскрытию личности, формированию устойчивой положительной мотивации дошкольников к изучению всего нового, желание найти решение трудной проблемной задачи, формирует познавательную активность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. Краснодар, 1989. Музыкальное восприятие школьников. – М., 1975.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1986.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания: Пособие для учителя. – М., 1982.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов н/Д.: изд-во " Феникс", 1998.

5. Горюнова Л.В. Музыка – язык общения. // Искусство в школе. 2004. № 4.

6. Киарин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования игры и дискуссии. М., 1995.

7. Майковская Л.С.Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2006.

8. Школяр Л.В. Метод моделирования художественно-творческого процесса //Музыкальное образование в школе. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска как источник развития и обучения дошкольников

Вопрос о том нужна ли интерактивная доска в детском саду...

Мастер-класс для родителей Презентационно-образовательный комплекс SKY 360 49 (Интерактивный стол), Программное обеспечение «АЛМА Дошкольное Образование» в воспитании и обучении дошкольников

Тема мастер-класса: Презентационно-образовательный комплекс SKY 360 49 (Интерактивный стол), Программное обеспечение «АЛМА Дошкольное Образование» в воспитании и обучении дошкольниковЦель ...

Доклад для педагогического совета на тему: «Сущность и основные понятия интерактивного обучения». «Виды интерактивных и активных методов обучения»

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать  Интерактивность -  способность взаимодействовать или находиться в режи...

Интерактивное обучение дошкольников наследию края

     Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Основной задачей такого обучения и воспитания является разв...