Мастер-класс по ФГТ
материал по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Организация образовательного процесса прописывается в общеобразовательной программе ДОУ в соответствии с федеральными требованиями. На сегодняшний день доминирует учебный принцип (учебная модель) построения образовательного процесса, но такая модель противоречит методологическим принципам ФГТ. Таким образом, ФГТ вносит существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса прописывается в общеобразовательной программе ДОУ в соответствии с федеральными требованиями и предполагает:

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, а также указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребенка дошкольного возраста:  кроме игровой, это коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая,  музыкально-художественная деятельность, чтение  (восприятие) художественной литературы.

Рассмотрим, что предполагает Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

Учебный

Предметно-средовой

Комплексно-тематический

На сегодняшний день доминирует учебный  принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространенной и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим “предметам” – не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях – не является совместной деятельностью взрослого и детей, т.к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребенка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л.С. Выготский, Л.И Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

        Таким образом, учебная модель построения образовательного процесса противоречит  - методологическим принципам ФГТ.  

        Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах в течении года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжелые нарушения речи. Комплексно- тематический принцип в данном случае реализуется не “в чистом виде”, а в совокупности с учебной моделью: занятия продолжают оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенного по предметному принципу.

        Учитывая специфику коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья не правомерно поднимать вопрос о переносе существующей комплексно-тематической модели из специализированных групп в массовые. То, что хорошо для одной категории детей, неприемлемо для другой.

        Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть значимыми для общества, семьи, государства, а Главное, должны вызывать личностный интерес детей, положительно-эмоциональное отношение.

        Однако из данных положений не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие»  не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» - отсутствие термина «занятие» обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отождествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Таким образом, ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который раннее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнерства, сотрудничества взрослого и ребенка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей; открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

        При планировании воспитательно-образовательного процесса педагог прописывает:

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей;

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

Взаимодействие с родителями.

НОД предполагает образовательную деятельность не сопряженную с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми, это непосредственно образовательная деятельность, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию, с использованием разнообразных форм и методов работы.

При планировании образовательной деятельности педагог указывает соответствующие формы работы с детьми (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, музыкально-дидактические игры, беседы, составление и отгадывание загадок, дежурство, поручения, наблюдение, экскурсия, экспериментирование, разучивание и т.д.).

К каждой форме обязательно формулируются образовательные задачи двух и более образовательных областей.

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности с о сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребенка.



Предварительный просмотр:

Тематика: Домашние животные (подворье).

Мастерская: коллективное панно «Подворье»

Педагог предлагает вырезать с помощью шаблонов из цветной бумаги геометрические фигуры и составить из них композицию «Подворье», дорисовать недостающие элементы.

Порядок действий:

Вспомнить правила работы в группе

Выбрать лидера группы

Обсудить композицию, выслушав мнение каждого члена группы (можно нарисовать эскиз)

Распределить обязанности (кто за что отвечает)

Безопасность при работе

Сейчас мы наглядно с вами посмотрим различия в организации образовательного процесса при работе в логике «предметного» принципа и при работе на основе принципов тематизма и интеграции.

Представим, что тема недели у нас домашние животные и будем мы с вами делать коллективное панно «Подворье».

Вопросы:

Каких домашних животных мы знаем?

Какие домашние животные живут на подворье?

Кто где живет? (Собака – будке;  корова – в коровнике; овцы – в овчарне; куры, гуси – в птичнике)

Задания:

Так как мы будем работать в группе давайте вспомним правила работы в группе.

Порядок действия:

5 пунктов. Перед началом работы давайте с вами повторим правила работы с ножницами.

Приступаем к работе.

Четко следить за выполнением плана работы: подсказывать, распределять обязанности (спрашивать параллельно: какие геометрические фигуры, цвет?).

Подведение итогов:

Презентация проделанной работы (два человека  - что делали и как делали)

Сравнение задач.

Таким образом, мы с вами увидели, что воспитатель, работающий в логике «предметного» принципа, в первую очередь будет решать специфические задачи образовательной области «Художественное творчество» (учить детей вырезать геометрические фигуры, составлять из них композицию, создавать определенный аппликационный образ, правильно пользоваться клеем, ножницами и т.п.). Это не означает  того, что дети при этом не будут общаться (со взрослым и сверстниками) или расширять представления (по крайней мере на интуитивном уровне) о свойствах предметов и т.д., просто все, что окажется за пределами образовательной области «Художественное творчество», будет являться второстепенным для воспитателя, работающего в логике «предметного» принципа.

Педагог, работающий в логике интегративного подхода, изначально не ограничивается постановкой лежащих на поверхности задач образовательной области «Художественное творчество». Он воспользуется указанной формой работы также и для того, чтобы:

создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким-либо образом отражается в тематике и содержании изготавливаемого панно («Социализация»);

продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд). Учить составлять связный рассказ о своих действиях, описывать проделанную работу («Коммуникация»);

закрепить у детей понятие формы, а также представления об основных оттеночных цветах; знания об особенностях жизни домашних животных («Познание»);

обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях («Безопасность»).



Предварительный просмотр:

Тематика: Домашние животные (подворье).

Мастерская: коллективное панно «Подворье»

Педагог предлагает вырезать с помощью шаблонов из цветной бумаги геометрические фигуры и составить из них композицию «Подворье», дорисовать недостающие элементы.

Порядок действий:

Вспомнить правила работы в группе

Выбрать лидера группы

Обсудить композицию, выслушав мнение каждого члена группы (можно нарисовать эскиз)

Распределить обязанности (кто за что отвечает)

Безопасность при работе

Сейчас мы наглядно с вами посмотрим различия в организации образовательного процесса при работе в логике «предметного» принципа и при работе на основе принципов тематизма и интеграции.

Представим, что тема недели у нас домашние животные и будем мы с вами делать коллективное панно «Подворье».

Вопросы:

Каких домашних животных мы знаем?

Какие домашние животные живут на подворье?

Кто где живет? (Собака – в будке;  корова – в коровнике;  овцы – в овчарне; куры, гуси – в птичнике)

Задания:

Так как мы будем  работать в группе.  Давайте вспомним правила работы в группе.

Порядок действия:

5 пунктов. Перед началом работы давайте с вами повторим правила работы с ножницами.

Приступаем к работе.

Четко следить за выполнением плана работы: подсказывать, распределять обязанности (спрашивать параллельно: какие геометрические фигуры, цвет?).

Подведение итогов:

Презентация проделанной работы (два человека  - что делали и как делали)

Сравнение задач.

Таким образом, мы с вами увидели, что воспитатель, работающий в логике «предметного» принципа, в первую очередь будет решать специфические задачи образовательной области «Художественное творчество» (учить детей вырезать геометрические фигуры, составлять из них композицию, создавать определенный аппликационный образ, правильно пользоваться клеем, ножницами и т.п.). Это не означает  того, что дети при этом не будут общаться (со взрослым и сверстниками) или расширять представления (по крайней мере на интуитивном уровне) о свойствах предметов и т.д., просто все, что окажется за пределами образовательной области «Художественное творчество», будет являться второстепенным для воспитателя, работающего в логике «предметного» принципа.

Педагог, работающий в логике интегративного подхода, изначально не ограничивается постановкой лежащих на поверхности задач образовательной области «Художественное творчество». Он воспользуется указанной формой работы также и для того, чтобы:

создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким-либо образом отражается в тематике и содержании изготавливаемого панно («Социализация»);

продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд). Учить составлять связный рассказ о своих действиях, описывать проделанную работу («Коммуникация»);

закрепить у детей понятие формы, а также представления об основных оттеночных цветах; знания об особенностях жизни домашних животных («Познание»);

обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно.  Сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях («Безопасность»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...