Аппликация "Нанайская кукла"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Шахматова Наталья Владимировна

Обобщение и уточнение знаний детей о народностях Приамурья, посредством эмоционально насыщенной деятельности – аппликации «Нанайская кукла»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikaciya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 34

Железнодорожный округ

г.Хабаровск

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная область «Художественное творчество»

Аппликация  «Нанайские куклы»

Подготовила: Шахматова Н.В.

2012 г

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о народностях Приамурья, посредством эмоционально насыщенной деятельности – аппликации «Нанайская кукла»

Задачи:

Закрепить ранее полученные знания детей  о народностях  приамурья – нанайцах.

Уточнить знания детей о национальной одежде нанайцев, вспомнить значение узоров на одежде, их цветовую значимость

Развивать умение аккуратно работать с плотной бумагой.

Вызвать интерес к творческой работе и эмоциональный отклик у детей

Предварительная  работа:

знакомство с культурой и бытом коренных народов Дальнего востока - нанайцев.

рассматривание иллюстраций о жизни нанайцев, предметов быта, рассматривание нанайских узоров;

чтение нанайских сказок;

Оборудование: иллюстрации о жизни нанайцев, обереги в виде нанайских куколок, орнаменты нанайских изделий, трафареты, готовые нанайские узоры, для украшения халата куклы, музыкальное сопровождение.

Методы:

словесные

наглядные и практические методы

репродуктивные методы

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством воспитателя.

Приемы:

сюрпризный момент (появление куклы Фуди);

рассматривание иллюстраций;

беседа;

образец;

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

- Кто к нам недавно приходил?  (Фуди)

- А вы хотите с ней еще встретиться? Давайте её позовем! Фуди, иди к нам!

Фуди: - Слышу, слышу! Вы меня зовете. Я так рада снова встрече с вами! А вы не забыли как здороваться по  нанайски? (Бачига ану) Давайте поздороваемся. Еще раз!

- Я видела, как вы внимательно слушали рассказ Ольги Константиновны о жизни народа нани.

- Чем занимались женщины в нанайских стойбищах? (рукоделием… ответы детей)

- Да, они все были мастерицами, умелицами, шили рукавицы, одежду, ковры.

- А из чего они это делали? (ответы детей)

- Из рыбьей кожи и из шкуры зверя. А где брали шкуру? (ответы детей)

- Да, добытчиками в этих стойбищах были мужчины. Они были охотниками и рыбаками.

Основная часть:

Воспитатель:

- Фуди, можно я продолжу? Тебе будет удобно здесь посидеть, посмотреть? (посадить Фуди на подушку возле доски)

- Ребята, давайте еще раз посмотрим, какие халаты делали нанайские мастера и вспомним узоры на них.   Какие узоры вы видите? На что или на кого они похожи? (на вьющуюся змею, на медведя, оленя…, волны, птицы, растения, цветы…)

- Узоры у нанайцев все волнистые, извилистые – это для того, чтобы злой дух запутался в них и убежал.

- Каждый цвет узора что – то обозначал. Кто знает, что обозначает желтый цвет? (солнце) красный цвет? (огонь) синий цвет? (реку Амур, облако, небо) зеленый цвет? (природу, траву, листья…).

- Ребята, а вы не забыли, что нам с вами надо сделать? Украсить халатики, которые нам подарила Фуди на прошлом занятии. Но я вам предлагаю не просто украсить халатики, а сделать из них нанайских куколок. Посмотрите на мою куклу.

- А делать её просто! Если к халатику приклеить головку, ручки, да ножки – получится настоящая нанайская куколка и у нашей Фуди появится много подружек.

- А теперь подойдите поближе к столу, я покажу,  как это делать. Начинаем с головки. Вот два круга – они разные или одинаковые?  Черный - это волосики, поменьше – это личико. На большой круг клеим маленький. Вот и получилась головка! Волосы сзади, черные, а спереди – личико. У нас осталось место, сюда мы приклеим опушку. Кто знает что такое опушка? (Опушка – это мех на шапочке). Давайте повторим это новое слово вместе.

- Ребята, но так как у нас нет меха, мы его заменим ваточкой. Намазываем край вокруг личика клеем и очень аккуратно приклеиваем ватку, тихонько прижимая. Намазываем нижнюю часть головки и приклеиваем на халат.

- Затем приклеиваем рукавицы к ручкам и унты к ножкам.

- Вот кукла и готова! Осталось только приклеить узор к халату.

Физминутка: под нанайскую музыку ребята вместе с воспитателем передают движение ветра, качания волн, плеска рыб и т.д.

- Проходите, ребята, за столы. Здесь у вас находится все необходимое для работы, не забывайте про салфетки, чтобы ваши куколки получились очень красивые и аккуратные.

Выполнение работы.

Физминутка: под нанайскую музыку ребята вместе с воспитателем танцуют с куклами, обыгрывают их.

Обобщающая часть:

        - Ребята. Принесите своих куколок. Пусть Фуди полюбуется на своих подружек, а гости на ваше мастерство.

Выставляют на доску свои поделки. Фуди полюбуйся на подружек какие они нарядные и красивые. Тебе нравятся (Фуди: да очень, спасибо ребята, но мне пора домой)

Вот и пришло время попрощаться с Фуди, скажите ей до свидания.

Заключительная часть:

Ребята, давайте вспомним, кто у нас сегодня был в гостях (кукла Фуди), что вам рассказала кукла Фуди. Что вам понравилось сегодня больше всего? (дети делятся впечатлениями).

Спасибо вам ребята за чудесные поделки, за вашу внимательность и старание,  вы сегодня были молодцы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....