Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет на занятиях по изобразительной деятельности
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Керимова Ирина Николаевна

Реализация на практике задач по художественно-эстетическому развитию детей, их творческих способностей с помомощью традиционных и нетрадиционных техник изобразительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на районном методическом объединении Люберецкого района

 Из опыта работы воспитателя второй квалификационной  категории

МДОУ        №28 «Совенок» г. Люберцы Керимовой Ирины Николаевны

Тема: «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет на занятиях по    изобразительной деятельности»

Вступительное слово.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

       Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

     Работая с детьми и проводя диагностирование по изобразительной деятельности я заметила, что дети показывают хорошие результаты по таким критериям как:

  1. Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  2. Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  3. Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  4. Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  5. Умение использовать трафареты при работе;
  6. Умение убирать за собой рабочее место.

Но одновременно проявились и низкие способности детей:

  1. Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  2. Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  3. Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  4. Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  5. Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  6. Проявление фантазии, художественного творчества;
  7. Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

     Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Что позволило определить цель моей работы.

 Цель: Развитие воображения детей на занятиях по изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для самореализации творческого потенциала детей.
  2. Создать положительное эмоциональное отношение детей к своей продуктивно-художественной деятельности.
  3. Развить фантазию детей и творческую активность.
  4. Развить вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

       На практике эти задачи реализуются мной через рисование на материале  народного  декоративно-прикладного искусства  и использование на занятиях нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

           Принципиально важным в работе по народному декоративно-прикладному искусству является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности детей).

 Для этой цели с детьми  была организована работа:

  1. Экскурсия в библиотеку, где проводилась выставка детских работ (рисунки и поделки) «Городские мастера».
  2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.
  3. Оформление полок красоты  (дымковские игрушки, хохломские и т.д.), выставка детских работ).
  4. Сравнение двух-трех видов народных промыслов.
  5. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».
  6. Самостоятельная художественная деятельность в уголке рисования.

 На занятиях по декоративному рисованию я использовала:  народную роспись Городца, Полхово Майдана, Жостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. В работе с детьми углубляются и систематизируются эстетические познания дошкольников на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина.

 формы эстетического познания:

- ознакомление с узором в изделиях (понятие узор, ритм, простейшие приемы кистевой росписи, интерпретация приемов)

- ознакомление с русской деревянной и глиняной игрушкой (понятия о единстве практического назначения, орнаментной композиции, создании декоративного изображения на основе переработки и обобщения объектов действительности, простейшие приемы и их интерпретация).

-  ознакомление с сюжетно – декоративной росписью бытовых изделий (оценка явлений действительности в декоративном образе, значение силуэта, как средства декоративной композиции, дальнейшее представление о создании декоративного образа на основе переработки форм реальных животных и птиц).

виды деятельности детей:

- предварительное создание эскизов на бумаге;

- продумывание элементов узора;

- расположение их на объемах;

- создание предметов декоративного характера;

 - умение найти способ изображения и оформления предмета;

 - перенесение задуманного декоративного узора на изделие.

Эти приемы стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства.

     Так же в своей работе я использовала нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

      Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения. Что также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Удовлетворение потребности детей в познании нового, интересного активизирует творческую активность.

Тычок  жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисунок можно дополнить вырезанными из цветной бумаги деталями.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Работа с бумагой

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Бумагокручение

Материалы: двухсторонняя бумага для оригами или цветная бумага для принтера, ножницы, клей.

 Способ получения изображения: скручивание полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменяя форму из полученных деталей составлять объемные и плоские композиции.

Бумагопластика

Материалы: двухсторонняя бумага или цветной картон, ножницы, клей.

Способ получения изображения: вырезав заготовку, нужно прогладить ее с обратной стороны, тем самым придав объемный вид.

На своих занятиях так же применяю Пластилинографию, что способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает детей к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

      Я включила в занятия самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, зубную щётку, ватную палочку, нитки, перья и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

     Дети, с удовольствием знакомятся с различными изобразительными техниками, а так же узнают много нового, необычного. Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать.

         В своем докладе я раскрыла некоторые подходы по развитию творческих способностей посредством занятий художественно-изобразительной деятельности.

         Результатом моей работы стало активное участие детей, как внутри сада, так и городских, региональных конкурсах и выставках детского творчества.

                      Методическая литература

Демонстрационные материалы (для детей)

Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка

Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

Дорофеева А. Наглядно-дидактические пособия.

Наглядно-дидактические пособия. Гл. ред. Дорофеева А.

Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Рабочие тетради по основам народного искусства.

Орловский П. История костюма. Книжка-раскраска.

Нелюбин Ф. Ф. Альбомы для раскрашивания.

Комарова Т. С. Рисование 5-6 лет. Альбом.

Орлова Л. В. Рабочие тетради по основам народного искусства.

Дорофеев Ю. Птушкина О. Русский праздничный народный костюм. Книжка-раскраска.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Рабочие тетради по основам народного искусства.

Дрожин Ю. Г. , художник Т. Носова. Рабочие тетради по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2005.

Папки с силуэтным моделированием.

Таблицы с элементами росписей.

Таблицы с последовательность рисования элементов и узоров.

Алгоритмы последовательности создания изделий.

Библиографический список.

Литература для взрослых.

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.

2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.

3. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.

4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.

5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.

6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. Изд-во Художник РСФСР 1975.

8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.

9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.

10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.

11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.

12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.

13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.

17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

22. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.

24. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

25. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

26. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.

27. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.

28. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.

29. Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. Екатеринбург. У - Фактория, 1996.

30. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.

31. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.

32. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.

33. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976

34. Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.

35. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.

36. Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.

37. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

38. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.

39. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.

40. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.

41. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.

42. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.

43. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.

44. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.

45. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.

46. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

47. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979.

48. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях ИЗО деятельностью в детском саду с использованием нетрадиционных техник рисования

Дoшкoльный вoзpacт – cтapтoвый пepиoд вceх жизнeнных нaчaл. В этo вpeмя зaклaдывaютcя ocнoвы  oбщeгo вcecтopoннeгo и гapмoничecкoгo paзвития peбeнкa. Peбeнoк пpeдcтaвляeт coбoй мaлeнькoгo и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....