Сценарий творческой мастерской "Огонь-друг и враг"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно – образовательного процесса, так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Творческая мастерская способствует овладению детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно – образовательного процесса, так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Творческая мастерская способствует овладению детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

1.Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.

2. Импровизированный характер деятельности.

3. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.

4. Атмосфера эмоционального подъёма.

5. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

6. Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребёнка.

7. Открытие  нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения, незаметный для самого ребёнка.

9. Игровой стиль поведения  всех участников, включая педагога.

10.Педагогу нужно уметь:

  1. не мешать ребёнку творить;
  2. быть рядом с ним в этом процессе;
  3. принять и понять его позицию;
  4. довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он сам чувствует и знает, что ему нужно;
  5. самому быть творцом;
  6. бережно относиться к результатам детского творчества.

11.Существование серьёзного противоречия между желаниями детей и нормами, которые регламентирует деятельность ДОУ.

12.При такой норме организации речевой деятельности дети сами придумывают идею, содержание деятельности, способы достижения цели.

13. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.

14.Дети делают то, что хотят. Программа здесь – руководство к деятельности, а не строгое методическое указание.

15. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

16.Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать в творческой деятельности.

Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребёнка с окружающим миром.  Опыт творческой деятельности он трансформирует в разные формы своёй жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная  творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяют понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

Литература: О.М.Ельцова «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский комбинированного вида №2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

Сценарий творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Огонь - друг и враг»

Воспитатель: Н.Н.Левжинская

2013 год

Программные задачи:

познакомить детей с  историей развития пожарного дела; акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходимым для жизни; закрепить технические навыки рисования цветными карандашами, красками, кисточкой; воспитывать осмотрительное отношение к потенциально опасным предметам и ситуациям.

Оборудование:

 мультимедийная доска для показа презентации, слайды, цветные карандаши, кисти, краски и бумага для творческой деятельности

Содержание:

1часть « Путешествие в прошлое».

 - Ребята, сегодня  мы  попытаемся разобраться, чего больше приносит огонь человеку: вреда или пользы?  Огонь для человека  друг или враг? Для этого мы отправимся в путешествие в прошлое. Устраивайтесь поудобнее на нашем ковре – самолёте и в путь.

(2 слайд)

- Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли готовить себе пищу, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей. Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла. Постепенно наши далекие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь — это свет, тепло и защита        от  врагов!
(3 слайд)

- Древние     люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в нее. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох. Проходило время, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня или с помощью деревянной палочки. Деревянную палку вставляли в отверстие, выдолбленное в куске дерева, и быстро палочку вращали. В отверстие клали сухой мох. От трения палочки дерево сильно нагревалось, мох загорался. Этот способ известен как "добывание огня трением".

Современная спичка, головка которой покрыта легко воспламеняющейся смесью, тоже загорается от трения о коробок.

- Человек обожествлял огонь, ведь он так много значил в его жизни: согревал жилище,  помогал обороняться от диких животных, с помощью огня можно было приготовить пищу, поэтому человек слагал о нем мифы, легенды, сказания, песни. По одной из древних греческих легенд титан Прометей подарил людям огонь с небес.

( 5 слайд)

- Но, в то же время, человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вырывался из-под его власти и уничтожал всё вокруг. Давайте вместе вспомним, из чего строили избы в древней Руси?

(Ответы детей)

(6,7 слайды)

- Верно,  из дерева. Деревянными были и крытые соломой деревенские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.  Русь в древности, была страной дремучих лесов. Дерево — самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей державе. Все хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то, что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что?

(Ответы детей).

 (8 слайд)

 - Правильно! Дерево легко горит. Когда-то наша древняя столица была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие-превысокие башни — пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол — били в набат, созывая жителей на подмогу. 

Но первая специализированная пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия для защиты от огня Московского печатного двора. Основным способом остановить огонь в то время был снос прилегающих к очагу возгорания строений. После этого очаг пожара после выгорания всего горючего материала прекращался сам. Поэтому основными инструментами борьбы с огнем были топоры, багры, рогатины, заступы, крючья. Ну, а ведра с водой использовались реже, когда неохваченные пожаром строения закрывали войлочными щитами и поливали их водой. Горожане обязаны были держать на крышах домов и во дворах наполненные водой чаны и бочки. Это был крайне необходимый шаг, потому, что теперь в случае необходимости было гораздо легче погасить только начинающий разгораться пожар. Ведь колодцы были далеко не везде и за время, необходимое для того, что бы принести воду, пожар мог уже разгореться вовсю.

(14,15,16 слайды)

Но и в наши дни пожары представляют собой страшную опасность! Каждый день в нашей стране вспыхивают  пожары. Каждый день — и самое страшное — от огня и дыма погибают люди! Многие получают на пожарах ожоги, травмы, отравления!

2часть « Гимнастика для ума».

1.Ребята, расскажите,   как   помогал   огонь людям  в древнейшие времена.

2. Как добывали огонь первобытные люди?

3.Вспомните легенду о Прометее.

4. Почему на Руси дома строили из дерева?

5. Чем опасно дерево?

6. Почему дом из камня менее пожароопасен?

7. Ребята, подумайте и  скажите, что может стать причиной пожара.

(Ответы детей).

- Молодцы, ребята. Действительно, и неисправные электроприборы и электрические провода,  и  не затушенный окурок, и  детские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и невнимательность, например утюг, который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, например искры при электросварке. Вызвать пожар могут и игры возле новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями, хлопушками.

8. Как можно предотвратить пожар и не поссориться с огнём?

 (Ответы детей)

- Действительно, соблюдая все меры предосторожности можно предотвратить пожар и сохранить свою жизнь и здоровье.

3 часть «Создание рукописной книжки «Огонь – друг или враг?»                           

Дети под руководством педагога из альбомных листов изготавливают книжку-самоделку: альбомный лист сгибается пополам, на одной половине листа воспитатель печатными буквами записывает фрагмент повествования, на другой – иллюстрация этого фрагмента, выполненная детьми.

Такая творческая деятельность подразумевает широкие временные рамки. Вместе с педагогом дети  решают, кто какой фрагмент повествования  будет иллюстрировать. Кто-то из детей может заняться изготовлением и оформлением обложки. Работа над книгой может проходить несколько дней.

Используемая  литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2.Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005. – 192с.

  1. Интернет ресурсы: http://50ds.ru 



Предварительный просмотр:

Программные задачи: закреплять умение придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные раннее умения и навыки; закрепить навыки  симметричного вырезывания, умение располагать детали аппликации на открытке, развивать чувство цвета, творческие навыки ребёнка.

Материалы: цветной картон, цветная бумага, шаблоны цветов, клей, кисти, мятая бумага.

Ход:

1.Ситуация общения «История открытки». 

Воспитатель  предлагает детям подойти к мольбертам, на которых размещены образцы современных  и иллюстрации старинных открыток.

Воспитатель:

- Ребята, знаете ли вы, что такое открытка?

(Выслушиваются предположения  детей).

- Открытка - это открытое письмо. Давайте вспомним, как посылаются обычные письма. Верно, готовое письмо кладётся в конверт, конверт заклеивается, на нём пишется адрес получателя (человека, который должен это письмо получить) и отправителя (человека, который это письмо отправил), письмо бросается в почтовый ящик или относится на почту. Так вот открытка не кладётся в конверт, и адреса и содержание пишутся на самой открытке. Посмотрите на эти открытки.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы современных открыток).

- Открытки появились  давно, примерно 140 лет назад и, конечно, они отличались от современных открыток. Посмотрите на эти иллюстрации, вот такими открытки были  много лет назад. В давние времена открытки изготавливали  не только из бумаги – открытки украшали лентами, тканью и они  стоили очень дорого,  поэтому  посылали их люди друг другу только на Рождество, Пасху и Новый Год и хранили всю жизнь.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации старинных открыток).

2. Творческая деятельность.

- С тех пор прошло много лет, и  изменились и сами открытки, и поводов дарить их заметно прибавилось. Открытки дарят и в день рождения, и в день свадьбы,  первоклассникам дарят открытки к 1 сентября, а папам в день Защитникам Отечества. А мамам?

 (Ответы детей).

- Правильно, в этот день принято поздравлять и мам, и бабушек и сестёр. И открытка – прекрасное дополнение к  тёплым, сердечным словам. Мы с вами, ребята, будем делать сегодня  именно вот такую «сердечную» открытку. Пожалуйста, рассаживайтесь по местам. Давайте рассмотрим, какие у нас для этого есть материалы.

(Вместе с детьми воспитатель рассматривает приготовленные шаблоны, напоминает, как правильно ими пользоваться, что бы приготовить элементы открытки).

Воспитатель:

- Давайте вспомним, как работать с шаблоном при симметричном вырезывании: нужно кусочек бумаги сложить пополам, наложить на неё шаблон так, что бы линия сгиба совпадала с линией разреза шаблона, обвести шаблон карандашом и не разворачивая бумагу вырезать деталь по контуру.

Вначале наклеиваем листочки. Их можно сделать плоскостными, а можно объёмными.

Для того, что бы листочки и  цветы на открытке выглядели объёмными, живыми, не нужно их приклеивать полностью. Достаточно приклеить только серединку цветка и приподнять его лепестки.

 (Дети  выполняют работу, воспитатель при необходимости даёт советы, словесные указания).

3. Ситуация общения «История 8 Марта».

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, почему Международный женский день празднуют именно 8 марта? Какая история 8 марта?

Посмотрите на эти иллюстрации.

Существует несколько версий истории возникновения этого праздника. Например, в древней Греции верили в существование богини Марты, которая покровительствовала девочкам, девушкам и женщинам. Поэтому в первую неделю весны  им было принято дарить цветы и сладости.

 - Есть и другая версия:

раньше во многих странах женщины не имели права голоса, не могли учиться. Девочкам не позволяли ходить в школу. Конечно, их это обижало!

Потом женщинам позволили работать. Но условия труда были тяжёлыми. Тогда в Нью-Йорке (город в Соединённых Штатах Америки) более 150 лет тому назад работницы прошли «маршем пустых кастрюль». Они громко били в пустые кастрюли и требовали повышения зарплаты, улучшения условий работы и равные права для женщин и мужчин. Это так удивило всех, что событие стали называть Женским днём.

Потом в течение многих лет женщины устраивали акции протестов. Они требовали избирательного голоса, выступали против ужасных условий труда. Особенно протестовали они против детского труда. Тогда было решено избрать один общий женский день для многих стран. Женщины разных стран договорились, что именно в этот день будут напоминать мужчинам, что женщин надо уважать.

Каждый из вас подарит своей маме вот такую «сердечную» открытку, и  скажет  тёплые слова. Такой  красивый обычай. Мы с вами живём в казачьем крае. Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Есть даже такие пословицы: «казак воюет - жена дома горюет»,- это значит, что тяготы военной службы ложились и на семью казака, «защищаешь жену – бережёшь свою семью».

 И, чтобы это  уважительное отношение сохранилось, я призываю  вас, ребята любить и беречь мам каждый день, а не только в праздничные дни.

В заключении воспитатель предлагает детям прочитать стихи о маме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий творческой презентации "Визитная карточка ДОУ"

В сценарии в стихотворной форме я рассказала о нашем ДОУ. Много песен-переделок. Практически все стихти и переделки авторские. Сценарий яркий, музыкальный. В конце представлены дополнительные материал...

Сценарий праздника "Огонь-Друг, Огонь - Враг!"

Краткое тематическое содержание: Достижения современного прогресса, с одной стороны, создали множество благ и условий комфортного существования, а с другой стороны, породили новые факторы риска в жизн...

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ"ОГОНЬ-ВРАГ."

ДЕТЕЙ ВСЕГДА ПРИВЛЕКАЕТ ПЛАМЯ ОГНЯ,МАНИТ К СЕЬЕ,,ЗОВЁТ ПОИГРАТЬ,В РЕЗУЛЬТАТЕ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ БЕДА! НО С ЛЮБОЙ БЕДОЙ МОЖНО СПРАВИТЬСЯ,ЕСЛИ УСВОИТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ,ИЕСЛИ РЯДОМ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ...

Сценарий развлечения «Огонь — друг и враг человека», для детей дошкольного возраста (2-7 л.)

Сценарий развлечения «Огонь — друг и враг человека»,для детей дошкольного возраста  (2-7 л.)...

Сценарий творческого конкурса "Папа, мама, я -творческая семья"

Этот сценарий будет интересен музыкальным руководителям. Цель: повышение социальной и творческой активности семей через возрождение традиций совместного семейного творчества в различных видах искусств...

Сценарий творческого конкурса «Папа, мама, я – творческая семья»

Цель: повышение социальной и творческой активности семей через возрождение традиций совместного семейного творчества в различных видах искусства....

Сценарий развлечения "Огонь друг и враг"

Сценарий развлечения по пожарной безопасности  в средней группе«Огонь наш друг и враг!»Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:Формирование знаний об огне, создание ...