Опыт работы воспитателя Миняевой Е. В. Развитие творческих способностей в аппликативной деятельности.
по аппликации, лепке на тему

Миняева Елена Владимировна

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру-духовную культуру, которая формирует личность. Ребенка с рождения окружает мир вещей, несущей на себе отпечаток развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc1.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя Миняевой Е.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Использование творческих навыков в

аппликации

Я, Миняева Елена Владимировна после окончания Ичалковского педагогического училища. В 1983 году начала трудовую деятельность учителем Кавторовской начальной школы. В 1985 году я поступила в МГПИ им. М.Е. Евсеева по специальности «Педагогика и методика начального обучения». В 1992 году продолжила работу в «Плодопитомнической начальной школе» учителем начальных классов. С 2000 года стала работать заведующей МДОУ «Плодопитомническая начальная школа – детский сад». С 2005 года продолжила трудовую деятельность в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Ромодановский детский сад» в должности воспитателя.

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру-духовную культуру, которая формирует личность. Ребенка с рождения окружает мир вещей, несущей на себе отпечаток развития.

Искусство- важнейший компонент духовной культуры. Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Общение с искусством несет радость познания, открытия, вызывает чувства наслаждения. Дошкольники очень чувствительны к миру искусства. Задача взрослых- сохранить его стремление к общению с прекрасным и познакомить со средствами выразительности искусства для более глубокого понимания.

С первых же дней работы с детьми я полюбила их и самое главное -окончательно убедилась в том, что не ошиблась в выбранной профессии. Считаю, что по настоящему счастлив может быть только человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою профессию. Это счастье постоянно видеть перед собой любознательные детские глазки.

Чтобы с большим желанием заниматься эстетическим воспитанием дошкольников, нужно «заболеть этим», в тоже время осознать, что это очень важная и необходимая на сегодняшний день проблема, особенно в плане воспитания дошкольников. По этому я выбрала тему для самообразования «Использование творческих способностей детей в аппликации».

В своей педагогической деятельности, осуществляю личностноориентированное взаимодействие с детьми: знаю уровень интеллектуального развития каждого ребенка, владею средствами элементарной диагностики, реализую их в индивидуальной работе с детьми.

Опираюсь в своей деятельности на традиционные мето -

дические системы, использую и новые, современные технологии и программы, и при этом добиваюсь хороших результатов. Большое внимание уделяю формирования умственных, творческих способностей, навыков у детей в изобразительное деятельности – аппликации. Знакомлю с различными разновидностями аппликации (коллаж, абстракция в аппликации, аппликации из ткани, мозаичные, аппликации из засушенных растений, аппликации из семян и апельсиновой кожуры), с техникой выполнения различных видов аппликации из различного материала.

Ребенок на занятиях имеет право свободного выбора сюжета в аппликации, что способствует творческой самореализации детей.

Я поощряю проявления фантазии, творчества аккуратности. Вместе с детьми готовлю выставки работ.

С целью развития у детей интереса к изобразительному искусству, лучшему усвоению техники аппликации, в группе функционирует уголок самостоятельной художественной деятельности «В мире прекрасного», «Дидактические игры по ознакомлению детей с цветом и их оттенками», разработано ряд конспектов занятий на темы: «Божья коровка», «Кораблик детства», «Красивый мухомор» и многие другие.

Я широко использую игровые моменты («Волшебные шнурочки», «Ладошки», «Угощение для гостей» и др.) для проведения занятий, так как именно игра делает жизнь ребенка более полноценной, помогает вести его в мир красоты, фантазии, развивает творческую активность и помогает поверить в себя.

Одной из современных технологий, в развитии творчества, является детский дизайн в аппликации. Проводятся занятия по детскому дизайну «Дизайн модного платья», «Декоративный коврик из фантиков «Конфетная сказка» и др.  Работа в этой технике доставляет множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, новые возможности использования знакомых бытовых предметов.

Все воспитанники имеют навыки выполнения различных видов аппликации, а также используют различные нетрадиционные методы в данных работах. Проявляют интерес к самостоятельной деятельности, желание участвовать в оформлении групп.

Я виду кружок «Умелые ручки», где обучаю детей использовать различные нетрадиционные методы в аппликации.

Свою работу я строю в соответствии с программой «Истоки», «Валдоня», а также я использую методики И.А. Лыкова, Г.С. Швайко, Т.С.Комарова, А. Риттерхофф. В 2008 году проходила курсы повышения квалификации в МРИО, награждена Благодарностью главы администрации района, Почетной грамотой главы администрации района. Участвую в педагогических советах, семинарах, методических объединениях, делюсь опытом с коллегами на семинарах – практикумах. Провожу консультации, как с педагогами, так и родителями.

Я предлагаю несколько конспектов занятий.

Занятие по аппликации с элементами рисования

средней группы

«Божья коровка»

Цель: Развивать творчество воображение использовать различные изобразительные средства: составлять изображение из нескольких частей, разнообразить и обогатить аппликационную графику элементами рисования – для создания художественного образа. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Закрепить знания о насекомых и их повадках

Материал: Вырезанные из картона силуэты листьев, детали божьих коровок, акварельные краски, кисть, салфетка, клей, палочка для клея, клееночка – на каждого ребенка.

Предварительная работа: Во время прогулки рассмотреть с детьми насекомое, рассказать о его повадках, выучить потешку  «Божья коровка, улети на небо».

                       

Ход занятия.

Дети заходят в группу. Ребята подойдите ко мне поближе. К нам на занятия пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются.)

Ребята сегодня на занятии мы будем заниматься аппликацией и дополнять ее рисованием. А что будете делать, вы догадаетесь по ходу занятия.

Вчера я ходила гулять в лес. И я его не узнала. Как же он изменился! Как вы думаете, что же произошло с ним. (Лес ожил.) А почему он ожил? (В лес пришла весна.)  Да действительно пришла весна. С приходом весны после зимней спячки просыпается вся природа. Деревья радостно распускают изумрудные листочки, на лужайках появляются цветы. Солнышко пригревает все теплее и из трухлявых пней выползают насекомые.

Дети вы любите ходить на экскурсию. (Да.) Мы сейчас с

вами пойдем в лес. Ой, ребята, какой сказочный лес!

                         «Давай пройдемся медленно по лесу,

                           И здравствуй скажем каждому цветку.

                           Мы должны над цветами наклониться.

                           Не для того, чтоб рвать или срезать,

                           А чтоб увидеть добрые их лица.

                           И доброе лицо им показать».

Какая красивая полянка. А в цветах кто-то спрятался. (Дети называют насекомых.) Ребята, а как скажем одним словом. (Насекомые.) Ой, ребята, а этот листочек что-то шевелится. Под листочком кто-то спрятался. Да на нем что-то написано, да это загадка. Давайте ее прочтем. Прослушайте внимательно загадку.

                             Сидит в траве коровка –

                             Черная головка.

                             Спинка красная в горошек,

                             Нет хвоста, копыт и рожек.

                             Молока нам не дает,

                             Му-у-узыкально не поет.

                             По чему же там и тут

                              Ее коровкою зовут?

                             Что ж это за коровка? (Ответы детей.)

Ребята действительно божья коровка. Давайте поздороваемся с ней и улыбнемся друг другу. Дети давайте рассмотрим божью коровку. Какая она красивая. Закройте глазки и представьте ее. Она ползет,  не спеша по зеленому листочку. У нее красные крылья, черные точки на спинке. Вот она, какая красавица, божья коровка. Но почему она такая печальная? Давайте ее развеселим. Кто из вас расскажет ей потешку про божью коровку?

1 – 2 ребенка рассказывают потешку.

                              Божья коровка, улети на небо,

                              Принеси нам хлеба,

                              Черного и белого,

                              Только не горелого.

Нет, не развеселили мы нашего жучка. Давайте сделаем для нее друзей, таких же красивых и ярких божьих коровок. В месте им будет веселее. Ребята, а как вы думаете, полезен наш жучок? (Да.) А что он делает? (Ответы детей: Он поедает тлю.) Тогда давайте превратимся в божьих коровок и вернемся в датский сад. (Дети возвращаются и садятся на свои места.)

Воспитатель объясняет прием и последовательность выполнения задания, дети приступают к работе. Воспитатель проходит между рядами и помогает детям, которые затрудняются в выполнении.

В заключительной части занятия дети подходят к божьей коровке и дарят ее своих жучков. (Ставят их на планшет.) Ребятки вам занятие понравилось? (Да.) Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей.).

Занятия по аппликации с элементами рисования

 вторая младшая группа

«Кораблик детства».

 

Программное содержание: Развивать представление о разнообразных методах, направлениях в изобразительной деятельности: аппликации, живописи. Формировать представление о нетрадиционных методах в аппликации. Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников различного размера) и ручеек по представлению. Формировать умение аккуратно приклеивать детали и размещать их на листе бумаги. Развивать чувства формы и композиции.

Предварительная работа: Беседа о корабликах и других видах водного транспорта с опорой на наглядность. Подвижная игра «Перепрыгнем через ручеек». Настольная игра «Собери картинку». Выкладывание корабликов из разных предметов.

Методические приемы: Показ и  рассматривание репродукций художников в картинной галерее. Рассматривание поделок корабликов детей из старших групп. Объяснение воспитателя. Индивидуальная помощь детям.

Материалы: Репродукции художников И. Левитана «После дождя. Плес», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода». И. Айвазовский «Море. Лунная ночь», «Девятый вал». Е. Репин «Бурлаки на волге». Листы бумаги, вырезанные из бумаги детали кораблика, акварельные краски, кисть, салфетка клей, палочки для клея, клееночка – на каждого ребенка.

Ход занятия:

         

Звучит музыка.

Дети заходят в зал. Ребята подойдите ко мне поближе. К нам сегодня на занятия пришли ваши родители. Давайте с ними  поздороваемся. (Дети здороваются).

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сейчас нас ждет необычное занятие. На этом занятии мы будем заниматься аппликацией, и дополнять ее рисованием. По ходу занятия вы узнаете, что должны будете делать.

А сейчас я вам предлагаю отправиться в удивительно плавание. Я буду капитаном корабля, а вы юнгами. Свистать всех на борт корабля. Поплыли.    

                          Вот веселый ручеек.

                          Он не узок, неширок.

                          Он не мелок, не глубок

                          Наш прозрачный ручеек.

Ребята я уже вижу нашу пристань, она называется «Художественная галерея».

Сойти всем на берег. Дети давайте рассмотрим с вами  картины известных художников.  Воспитатель проводит небольшую беседу по картинам, называет авторов и название картин. Говорит детям, чтобы они обратили внимание на воду. Какого цвета вода?   Дети: Синего. Что плавает по воде? Дети: Кораблики, лодочки. Молодцы. Ребята нам пора плыть дальше. Свистать всех на борт.

                          Птички - невелички

                          В ручейке купается,

                          А на дне травинки

                          Пляшут – извиваются.

                          Ручеек бежит, звенит,

                          К маме-речке он спешит.

                          Маме он несет подарок-

                          Белый маленький кораблик.

Следующая станция «Порт». Порт это стоянка для кораблей. Дети рассматривают кораблики, которые сделали воспитанники старших групп. Ребята, а кто знает стихи про кораблик. (1 – 2 ребенка рассказывают стихи).

                          Матросская шапка,

                          Веревка в руке,

                          Тяну я кораблик

                          По быстрой реке,

                          И скачут лягушки

                          За мной по пятам

                          И просят меня:

                           - Прокати, капитан!

Дети  нам пора возвращаться на свою пристань. Свистать всех на борт.

Поплыли. (Дети возвращаются и садятся на свои места).

Ребята давайте нарисуем ручейки. Какого цвета у нас вода? (Синего). Давайте возьмем в руки  кисточки, и будем изображать струйки ручейка в воздухе (вместе с педагогом), а затем на листах бумаги светло-голубого цвета.

                          Ручеек бежит, поет.

                          По ручью корабль плывет-

                          Кораблик мой бумажный!

                          Плывет куда не важно.

Воспитатель объясняет прием и последовательность выполнения задания, при этом выставляет на фланелеграф детали кораблика состоящие из геометрических форм (корпус из трапеции, парус из большого треугольника, флажок – из маленького). Воспитатель обращает внимание детей на детали. Просит найти и показать детали кораблика корпус, парус, флажок и отправить свой кораблик в плавание по ручейку. Дети приступают к работе. Воспитатель проходит и помогает детям, которые затрудняются в выполнении. По окончанию все работы крепятся на лист с изображением ручейка при помощи скотча. Дети рассматривают работы, выбирают самую лучшую поделку.

Итог занятия. Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось занятие? Чем мы занимались на занятии? (Ответы детей).

Занятие из аппликации из различного материала

средней группы

«Красивый мухомор».

Программное содержание: Формировать представление о нетрадиционных методах в аппликации. Развивать у детей аппликативное умение работы с ватой, чувства цвета, формы и композиции. Учить детей составлять изображение мухомора из готовых форм. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности. Закрепить знания детей о грибах.

Предварительная работа: Беседа о грибах. Рассказ воспитателя о съедобных и ядовитых грибах (с опорой на наглядность). Загадывание загадок. Чтение стихотворения

Г. Лагздынь «Рассказ грибника».

Методические приемы: Художественное слово. Отгадывание загадок. Работа со словом. Объяснение воспитателя. Индивидуальная помощь детям.

Материалы: Листы бумаги, вырезанные из бумаги детали гриба (мухомора), вата, салфетка, клей, палочки для клея, клееночка – на каждого ребенка.

Наглядность: Макет леса. Грибная полянка. Техническая карта «Мухомор». Карточки с изображением грибов.

                                               Ход занятия.

Дети стоят произвольно.

Ребята, какая хорошая сегодня погода на улице. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Сейчас нас ждет необычное занятие. Дети, любите ли вы собирать грибы? (Да) Тогда давайте с вами поедим в лес за грибами. Наша станция называется Самоделкина. Тогда быстро садимся на электричку.

                               Едут в электричке

                               Волнушки и лисички

                               С подружками- друзьями,

                               Чернушками-груздями.

                             

                                     

                               Со станции Пригоркино

                               На станцию Ведеркино,

                               Со станции Подъелкино

                               На станцию Засолкино.

                                Колеса со старанием

                                По рельсам тарахтят,

                                Везут по расписанию

                                Компанию опят.

                                Со станции Полянкино

                                На станцию Сметанкино,

                                Со станции Пеньковкино

                                На станцию Духовкино.

   

                                У мухомора хитрый вид

                                Ехидная усмешка-

                                Забрался в поезд и сидит,

                                Как будто сыроежка.

                                Но вот заходит контролер,

                                Выводит мухомора.

                                И безбилетник мухомор

                                Краснеет от позора.

                                А старичок боровичок,

                                Интеллигентный толстячок,

                                Приподнимает свой берет

                                И предъявляет свой билет.

                                               

                                 К билету прилагается

                                 Четырнадцать квитанций.

                                 Четырнадцать квитанций

                                 С названиями станций:

Дорожкино, Лукошкино, Опушкино, Засушкино, Кастюлькино, Бульбулькино, Лучково, Сельдерюшкино, Марковкино, Перловкино, Немножкино-Картошкино. Лаврушкино- Петрушкино, Тарелконо и Ложкино.

       - Ну, а мы с вами приехали на станцию Загадкино.

       - Сейчас я проверю, знаете ли вы грибы. Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать.

       Растут в лесу сестрички, рыжие… (лисички).

      Я в красной шапочке расту под стройною осиной, меня узнаешь за версту, зовусь я … (подосиновик).

      Это дружные ребята на пеньке растут в лесу. Называют их… (опята).

      Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березовой растут. Как их зовут? (Подберезовики).

       На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает… (боровик).

       Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

       А этот красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки  (Мухомор).                                                                                         Загадки отгадали, молодцы. Грибов  набрали, а вы догадались, что будете делать на станции Самоделкино. (Да. Мухомор).

      Воспитатель обращает внимания на гриб.

                                 Этот гриб украсил бор.

                                 Знают все: он му – хо – мор!

                                 Хоть красив собой, прекрасен,

                                 Не съедобен он. Опасен!

       Дети давайте рассмотрим мухомор. Какой он красивый. Закройте глазки и представьте его. У него красная шапочка с беленькими точечками, белая ножка с бархатной юбочкой. Воспитатель проговаривает слово мухо – мор. Дети «разгадывают» смысл слова (мухо – мор значит морит мух), подбирают синонимы к слову ядовитый (опасный, несъедобный).

        Давайте поиграем. На полу рассыпаны фишки: красные – мухоморы, другие – хорошие грибы. Съедобные грибы нужно собрать в корзину так, чтобы ни один мухомор не попал в корзину.

        Все грибы собрали. А теперь нам пора возвращаться на свою станцию Самоделкино. Садимся в электричку, поехали! (Дети возвращаются и садятся на свои места.)

        Воспитатель объясняет прием и последовательность выполнения задания.

Просит обратить внимание на материал работы, и не забыть из какого материала вы будете делать бархатную юбочку мухомору. Дети приступаю к работе. Воспитатель проходит и помогает ребятам, которые затрудняются в выполнении. По окончанию все работы крепятся на лист с изображением леса при помощи скотча ребята рассматривают работы, выбирают самою лучшую.

       Итог занятия. Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось занятие? Чем мы занимались на занятии? (Ответы детей).

Я большое внимание уделяю дидактическим играм, я уверена, дидактические игры обогащают чувственный опыт ребенка, развивает его умственные способности, раскрывает творческий потенциал, позволяет лучше усвоить изобразительные умение и навыки в аппликации. При помощи игр легче знакомить детей с разновидностями аппликационной деятельности, с цветом, с оттенками.

Вот несколько разработок дидактических игр по ознакомлению детей с цветом и их оттенками.  

«Цветовые примеры»

Для этой игры понадобятся краски (красный, желтый, синий – основные цвета). На каждого ребенка три альбомных листа.

         

Задание. Смешайте основные цвета на первом листе, красный с желтым. Какой произвольный цвет получился? Смешайте следующие основные цвета желтый и синий. Какой произвольный цвет у вас получился? Смешайте следующие основные цвета синий и красный. Какой цвет получился?

Запомните, полученные цвета называются, производными, они получаются при смешивании основных цветов.

«Каких цветов не хватает?»

Возьмем карточки с изображениями различных предметов, вырезанные из бумаги пяти – шести цветов. В низу полоска, разделенная на квадратные клетки.

Задание. Определите сколько использовано цветов в том или ином предмете, и каких цветов не хватает в полоске.

«Составь пару»

Парные наборы квадратов одного цвета, но различных оттенков – два красных, два синих, два зеленных и т.д.; две картонные полоски, разделенные, на пять клеток. Дети берут каждый по одному квадрату.

Задание. Подобрать пару к данному квадрату.

«Времена года»

Для проведения этой игры нам потребуются краски и альбом. Дети должны подобрать соответствующий цвет для каждого времени года (осень, зима, весна).

Задание 1. Какого цвета осень?

Задание 2. Какого цвета зима?

Задание 3. Какого цвета весна?

Дети на листе изображают нужные цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Художественный труд- как способ развития творческих способностей детей"

« В одном мгновенье  видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка». Уильям Блейк....

Опыт работы по нетрадиционному рисованию: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творч...

Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет по ФГОС

Работа музыкального руководителя над развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста""

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста очень высока. С одной стороны, современная цель образования – это всестороннее гармоническое развитие человека...

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Обобщенный педагогический опыт старшего воспитателя –Урлаповой Е.А.: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...