Из опыта работы воспитателя Выростковой О.А.: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования
рабочая программа (подготовительная группа)
Из опыта работы воспитателя Выростковой О.А.:
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дошкольная образовательная организация Запорожская область «Детский сад №21 «Барвинок» г. Токмак
Из опыта работы воспитателя Выростковой О.А.:
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования
г. Токмак, 2025
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования
Актуальность проблемы
Дошкольный возраст — ключевой этап в развитии ребёнка. В этот период малыш выступает как маленький исследователь, с восторгом открывающий для себя окружающий мир.
Рисование — важнейшее средство познания действительности и формирования эстетического восприятия.
Оно объединяет в себе:
- самостоятельную деятельность;
- практическую работу;
- творческий процесс.
Разнообразие видов деятельности напрямую влияет на всестороннее развитие ребёнка, раскрытие его потенциала и первых проявлений креативности.
Традиционное рисование (карандашами, кистями) требует от дошкольника:
владения техническими приёмами;
определённых знаний;
сформированных навыков.
В отличие от этого, нетрадиционные техники вызывают у детей искренний восторг: они увлекательны, непредсказуемы и доступны даже начинающим художникам. Именно поэтому я рассматриваю изобразительную деятельность как оптимальный способ вовлечения дошкольников в творческий процесс — создание чего-то прекрасного и необычного.
Исходная ситуация и постановка проблемы
Анализируя результаты мониторинга по изобразительной деятельности, я выявила у многих воспитанников:
- дефицит воображения;
- недостаточную самостоятельность;
- низкую уверенность в собственных силах.
Ключевой вывод: каждый ребёнок нуждается в результате, который вызовет у него радость и гордость.
Цель и задачи
Цель: создать педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Проанализировать современные подходы к развитию творчества и изобразительной деятельности у дошкольников.
- Разработать и апробировать систему работы с использованием нетрадиционных техник.
- Оценить эффективность применяемых методов.
- Отобрать оптимальные формы нетрадиционного рисования для дошкольного возраста.
Воспитательные задачи:
- формировать трудолюбие и целеустремлённость;
- развивать внимание и аккуратность;
- воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе;
- поддерживать интерес к собственному творчеству.
Развивающие задачи:
- стимулировать творческое мышление и фантазию;
- развивать художественный вкус и пространственное воображение;
- пробуждать желание экспериментировать;
- обогащать эстетические чувства (восприятие формы, цвета, композиции).
Образовательные задачи:
- расширять знания о видах художественного творчества;
- знакомить с разнообразными материалами и техниками;
- закреплять умения комбинировать средства выразительности;
- формировать творческие способности через нетрадиционные методы.
Теоретическая база
Проблема развития детского творчества обсуждалась в трудах многих исследователей:
Т. Комарова акцентирует внимание на важности формирования навыков и приобщения к нетрадиционным техникам
А. Бакушинский и его сторонники считали детское творчество самодостаточным, не требующим обучения.
К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные учёные К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчёркивали необходимость систематического обучения.
Психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн изучили структуру творческих способностей и условия их развития.
Е. А. Флерина дала определение детскому художественному творчеству; её идеи развили Т. Г. Казакова и Н. П. Сакулина.
Б. М. Теплов отмечал: раннее вовлечение в творчество полезно, так как соответствует возрастным потребностям и возможностям ребёнка. В процессе создания нового интеллектуального продукта формируется целостная картина мира.
Новизна опыта
Традиционно нетрадиционные техники использовались эпизодически. Моя инновация — построение целостной системы художественно-творческой деятельности на их основе.
Это позволяет:
преодолеть ограниченность стандартных подходов;
сделать процесс рисования более увлекательным;
раскрыть индивидуальный потенциал каждого ребёнка.
Технология реализации
Работа велась в три этапа:
Подготовительный:
анализ базовой программы ДОУ и предметно-развивающей среды;
выявление дефицитов (недостаток материалов, низкая информированность родителей);
пополнение уголка творчества совместно с семьями;
диагностика уровня художественно-эстетического развития детей;
анкетирование родителей для выявления их установок.
Основной:
проведение занятий по тематическим неделям с использованием нетрадиционных техник;
организация игр на развитие творческого воображения;
взаимодействие с родителями (консультации, памятки, мастер-классы);
участие в педсоветах и методических мероприятиях.
Заключительный:
повторная диагностика;
анализ динамики развития творческих способностей;
обобщение результатов.
Методы и формы работы
С детьми:
- организованная деятельность с нетрадиционными техниками;
- игровые моменты в режимных процессах;
- самостоятельная художественная деятельность;
- участие в конкурсах и выставках.
С родителями:
- консультации;
- анкетирование;
- консультации и памятки;
- мастер-классы.
С педагогами:
- педагогические консультации;
- выступления на педсоветах, семинарах, практикумах.
Используемая литература
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Лыкова И. А. Методическое пособие для специалистов ДОУ.
- Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».
- Казакова Р. Г. «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Лебедева Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников».
- Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
- Жукова О. Г., Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка».
- Страунинг А. М. «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (ч. 1–2).
Результаты и эффективность
По итогам диагностики выявлена положительная динамика:
повысилась творческая активность и эмоциональность;
укрепилась самооценка детей;
развилось умение использовать разнообразные подручные предметы как художественные материалы.
Дети:
- стали внимательнее всматриваться в окружающий мир;
- научились находить оттенки и формы;
- проявляют фантазию и самостоятельность в реализации замыслов;
- создают более содержательные и выразительные работы.
Успешным результатом стало участие воспитанников в конкурсах и выставках разного уровня.
Выводы
Нетрадиционные техники рисования:
- делают процесс творчества доступным и радостным;
- стимулируют воображение и экспериментирование;
- способствуют комплексному развитию личности.
Важнейший принцип — не навязывать собственное видение, а поддерживать инициативу ребёнка, постепенно открывая новые возможности изобразительной деятельности.
Данный опыт может быть полезен:
воспитателям ДОО;
педагогам дополнительного образования;
родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности...
Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития....

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
материал о том, как расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техни...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования - эбру.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания....

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, удивляться и радоваться миру...

2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...
