Из опыта работы воспитателя Выростковой О.А.: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования
рабочая программа (подготовительная группа)

Выросткова Оксана Анатольевна

Из опыта работы воспитателя Выростковой О.А.:

 

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дошкольная образовательная организация Запорожская область «Детский сад №21 «Барвинок» г. Токмак

Из опыта работы воспитателя Выростковой О.А.:

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования

г. Токмак, 2025

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования

Актуальность проблемы

Дошкольный возраст — ключевой этап в развитии ребёнка. В этот период малыш выступает как маленький исследователь, с восторгом открывающий для себя окружающий мир.

Рисование — важнейшее средство познания действительности и формирования эстетического восприятия.

Оно объединяет в себе:

  • самостоятельную деятельность;
  • практическую работу;
  • творческий процесс.

Разнообразие видов деятельности напрямую влияет на всестороннее развитие ребёнка, раскрытие его потенциала и первых проявлений креативности.

Традиционное рисование (карандашами, кистями) требует от дошкольника:

владения техническими приёмами;

определённых знаний;

сформированных навыков.

В отличие от этого, нетрадиционные техники вызывают у детей искренний восторг: они увлекательны, непредсказуемы и доступны даже начинающим художникам. Именно поэтому я рассматриваю изобразительную деятельность как оптимальный способ вовлечения дошкольников в творческий процесс — создание чего-то прекрасного и необычного.

Исходная ситуация и постановка проблемы

   Анализируя результаты мониторинга по изобразительной деятельности, я выявила у многих воспитанников:

  • дефицит воображения;
  • недостаточную самостоятельность;
  • низкую уверенность в собственных силах.

Ключевой вывод: каждый ребёнок нуждается в результате, который вызовет у него радость и гордость.

Цель и задачи

Цель: создать педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Проанализировать современные подходы к развитию творчества и изобразительной деятельности у дошкольников.
  • Разработать и апробировать систему работы с использованием нетрадиционных техник.
  • Оценить эффективность применяемых методов.
  • Отобрать оптимальные формы нетрадиционного рисования для дошкольного возраста.

Воспитательные задачи:

  • формировать трудолюбие и целеустремлённость;
  • развивать внимание и аккуратность;
  • воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе;
  • поддерживать интерес к собственному творчеству.

Развивающие задачи:

  • стимулировать творческое мышление и фантазию;
  • развивать художественный вкус и пространственное воображение;
  • пробуждать желание экспериментировать;
  • обогащать эстетические чувства (восприятие формы, цвета, композиции).

Образовательные задачи:

  • расширять знания о видах художественного творчества;
  • знакомить с разнообразными материалами и техниками;
  • закреплять умения комбинировать средства выразительности;
  • формировать творческие способности через нетрадиционные методы.

Теоретическая база

Проблема развития детского творчества обсуждалась в трудах многих исследователей:

Т. Комарова акцентирует внимание на важности формирования навыков и приобщения к нетрадиционным техникам

А. Бакушинский и его сторонники считали детское творчество самодостаточным, не требующим обучения.

К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные учёные К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчёркивали необходимость систематического обучения.

Психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн изучили структуру творческих способностей и условия их развития.

Е. А. Флерина дала определение детскому художественному творчеству; её идеи развили Т. Г. Казакова и Н. П. Сакулина.

Б. М. Теплов отмечал: раннее вовлечение в творчество полезно, так как соответствует возрастным потребностям и возможностям ребёнка. В процессе создания нового интеллектуального продукта формируется целостная картина мира.

Новизна опыта

Традиционно нетрадиционные техники использовались эпизодически. Моя инновация — построение целостной системы художественно-творческой деятельности на их основе.

Это позволяет:

преодолеть ограниченность стандартных подходов;

сделать процесс рисования более увлекательным;

раскрыть индивидуальный потенциал каждого ребёнка.

Технология реализации

Работа велась в три этапа:

Подготовительный:

анализ базовой программы ДОУ и предметно-развивающей среды;

выявление дефицитов (недостаток материалов, низкая информированность родителей);

пополнение уголка творчества совместно с семьями;

диагностика уровня художественно-эстетического развития детей;

анкетирование родителей для выявления их установок.

Основной:

проведение занятий по тематическим неделям с использованием нетрадиционных техник;

организация игр на развитие творческого воображения;

взаимодействие с родителями (консультации, памятки, мастер-классы);

участие в педсоветах и методических мероприятиях.

Заключительный:

повторная диагностика;

анализ динамики развития творческих способностей;

обобщение результатов.

Методы и формы работы

С детьми:

  • организованная деятельность с нетрадиционными техниками;
  • игровые моменты в режимных процессах;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • участие в конкурсах и выставках.

С родителями:

  • консультации;
  • анкетирование;
  • консультации и памятки;
  • мастер-классы.

С педагогами:

  • педагогические консультации;
  • выступления на педсоветах, семинарах, практикумах.

Используемая литература

  • Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  • Лыкова И. А. Методическое пособие для специалистов ДОУ.
  • Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».
  • Казакова Р. Г. «Изобразительная деятельность в детском саду».
  • Лебедева Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников».
  • Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
  • Жукова О. Г., Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
  • Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка».
  • Страунинг А. М. «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
  • Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (ч. 1–2).

Результаты и эффективность

По итогам диагностики выявлена положительная динамика:

повысилась творческая активность и эмоциональность;

укрепилась самооценка детей;

развилось умение использовать разнообразные  подручные предметы как художественные материалы.

Дети:

  • стали внимательнее всматриваться в окружающий мир;
  • научились находить оттенки и формы;
  • проявляют фантазию и самостоятельность в реализации замыслов;
  • создают более содержательные и выразительные работы.

Успешным результатом стало участие воспитанников в конкурсах и выставках разного уровня.

Выводы

Нетрадиционные техники рисования:

  • делают процесс творчества доступным и радостным;
  • стимулируют воображение и экспериментирование;
  • способствуют комплексному развитию личности.

Важнейший принцип — не навязывать собственное видение, а поддерживать инициативу ребёнка, постепенно открывая новые возможности изобразительной деятельности.

Данный опыт может быть полезен:

воспитателям ДОО;

педагогам дополнительного образования;

родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности...

Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития....

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

материал о том, как расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техни...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования - эбру.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания....

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, удивляться и радоваться миру...

2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...