Лепка, как основной материал для развития мелкой моторики и головного мозга.
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Корнева Татьяна Валерьевна

Лепка из пластилина, и не только она, а любые занятия, которые развивают мелкую моторику, полезны для ребенка, т.к. они оказывают положительное влияние на развитие умственных способностей ребенка, на его речевое развитие и работоспособность.

Развивая мелкую моторику рук при помощи лепки из пластилина или любым другим способом, мы воздействуем на важнейшие участки коры головного мозга. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логическое мышление, анализ и способность к изучению математики и иностранных языков. Развивая левую руку, мы воздействуем на правое полушарие, которое ответственно за развитие творческих способностей у ребенка, за восприятие музыки и искусства, за фантазию и интуицию.

Вот так просто, занимаясь с ребенком лепкой или рисованием, или , например, пальчиковыми играми, мы можем вырастить и воспитать творческую, гармоничную личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родители любого малыша заинтересованы, чтобы их малыш получил всестороннее развитие. Некоторые детки имеют возможность посещать с родителями студии и клубы раннего развития. Но это доступно не всем. Эту статью я адресую  мамам,  которые занимаются развитием и обучением своих малышей, возрастом от двух до пяти лет, дома.
Важность занятий лепкой для развития ребенка:

  • при занятии лепкой ребенок активно развивает координацию движений имелкую моторику;
  • лепка задействует те части мозга, которые ответственны заформирование речи у малыша;
  • уроки лепки развивают у ребенка усидчивость, умение концентрировать внимание, наблюдательность, воображение и другие качества;
  • занятия лепкой это отличная платформа для развития творческого потенциала, который в будущем может быть использован ребенком в различных видах деятельности.

Для удобства этапы в освоении лепки я поделила на отдельные уроки.

Урок первый. Знакомимся со свойствами материала

Лепить с маленьким ребенком лучше всего из специального мягкого пластилина (тот, который импортного производства, имеет соленый вкус и детки его не едят).

Но можно сделать самим соленое тесто из муки, соли и воды и немного подкрасить его пищевым красителем.
Первые знакомства малыша с пластилином не должны затягиваться более, чем на 10 минут. Для начала дайте ребенку возможность просто помять большой кусок пластилина в ручках. Потом покажите малышу, как отрывать от большого куска маленькие кусочки. 

Ребенку интереснее будет делать эти действия, если вы добавите к ним сюжет. Например, предложите малышу накрошить хлеба для воробья. 
Также ребенку понравится приклеивать к ватману или картону кусочки пластилина. Если нарисовать на картоне дерево, зеленые кусочки пластилина станут листочками на дереве, а красные – яблочками.

Урок второй. Выдавливаем формы, режем пластилин

Следующий этап знакомства с пластилином заключается в освоении навыка выдавливать из пластилина различные фигурки. Здесь на помощь мамам придут специальные наборы фигурок для пластилина. Покажите ребенку, как раскатать специальной скалочкой или скалкой для теста пластилин в ровный пласт. Если ребенок маленький, сделайте это за него. Далее продемонстрируйте, как вдавливать в пластилин фигурки и аккуратно извлекать из них получившиеся изделия. Также малышу понравится использовать рельефные крышки от баночек с пластилином (если таковые имеются), чтобы оставлять от них отпечаток на пластилине. Кроме этого, покажите вашему маленькому ученику, как резать пластилин специальным ножичком. Резать можно пласт на квадратики – это будут печенья, «колбаску» можно резать на колечки и так далее.

Урок третий. Учимся сравнивать и лепить простейшие фигуры

Скатайте из пластилина два жгутика или две «колбаски»: одну больше, другую меньше. Попросите ребенка сравнить эти жгутики, и сказать, чем они отличаются. Потом предложите малышу скатать с вашей помощью два таких же жгутика. Объясните, как нужно равномерно надавливать на пластилин при раскатывании его на ровной поверхности. Таким образом вы можете слепить две сосиски для большой кошки и котенка. По предложенному образцу, научите ребенка скатывать из пластилина шарики разного размера. Когда малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей, предложите ему скатать уже три шарика или колбаски разного размера, потом – четыре, и так далее.

Урок четвертый. Делаем изделия из простых фигурок. Развиваем внимание к деталям

Ваш малыш уже умеет скатывать из пластилина жгутики и колобки. Теперь мы можем немного усложнить задачу: научим ребенка делать из этих простых форм более сложные композиции. Например:

  • печенье (делается из шарика, который нужно слегка приплюснуть);
  • тортик (делается из нескольких шариков, слегка приплюснутых и положенных один на другой);
  • пирамидка (делается из жгутиков разной длины, которые соединяются в колечки и кладутся один на другой, по уменьшению размера);
  • цепочка (жгутики одной длины вдеваются один в другой и «замыкаются», как звенья цепи);
  • розочка (жгутик приплюснуть и скрутить);
  • улитка (жгутик намотать, как панцирь улитки, добавить головку и хвостик).

На этом этапе лепки обращайте внимание малыша на детали, покажите, как можно украсить печенье или тортик. Пусть в пирамидке или цепочке чередуются два цвета. Сделайте улитке глазки и ротик и так далее. Побуждайте малыша предлагать свои идеи по украшению изделий.

Урок пятый. Развиваем воображение и фантазию. Лепим животных, людей и предметы

Теперь, когда ваш ученик научился точно воссоздавать копии предложенных ему фигурок, предложите ребенку лепить то, что он сам придумает. Начинайте с животных или предметов простых форм, постепенно усложняя задание. Если ваш малыш полюбит лепку, его фантазия обязательно подскажет ему интересные идеи. В случае, когда ребенок еще не знает, с чего начать, посоветуйте слепить уточку в гнезде с яйцами, корзину с фруктами, знакомые буквы, змею, мышку и так далее.

Урок шестой. Добавляем различные материалы

Когда ребенок «подружился» с пластилином, предложите ему использовать для изготовления своих шедевров семечки подсолнечника или тыквы, спички, сухой горох и другое.
На фото розочки, у которых вместо стеблей спички.

Хвалите малыша за проявленное старание и творчество, из интересных работ обязательно сделайте домашнюю выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

Конспект НОД Тема: "Использование лепки из холодного фарфора для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, аккуратность в работе с материалом, рациональное его использование; формировать умение раскатывать шарики круговыми движениями ладоней,...

Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтоб...

Дидактические игры для детей младшего возраста на закрепление знаний основных цветов и развития мелкой моторики рук

Комплект дидактических игр, разработанный для детей младшего возраста, направленный на закрепление знаний детьми основных цветов и развитие мелкой моторики рук...

Памятка для родителей " Основные занятия для развития мелкой моторики"

Используйте творческий подход, занимаясь со своим любимым крохой: все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект....

Доклад "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

Доклад на районной МО "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"...

Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».

Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста...