Проект "Лесная красавица" для всех возрастных групп
проект по аппликации, лепке на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Дюймовочка»

Ямало-Ненецкого автономного округа г. Муравленко.

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Лесная красавица»

во всех возрастных группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: воспитатель ИЗО

Зарипова Э.Х.

 

 

 

 

Муравленко 2014

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:

Поддерживать интерес к окружающим явлениям, предметам (Новый год, елка, новогодние игрушки, вызвать желание передать это в рисунках, поделках нетрадиционными методами, заинтересовать родителей в развитии творческих способностей детей и создании совместных работ.

 

Задачи:

• Ознакомить с многообразием выразительных средств художественной деятельности;

• Воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции) .

• Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.

• Объединить усилия педагогов и родителей в совместной изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста.

 

Актуальность:

Актуальность темы определяется тем, что развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в большей степени проявляется в результате изобразительной деятельности. А нетрадиционные изобразительные техники и более углубленное, детальное ознакомление с изображаемым объектом способствуют развитию потребности в творческой самореализации, создании и преобразовании окружающего их мира, стимулируют эстетическую потребность, расширяют представления о свойствах и качествах предметов и объектов.

 

Методы, используемые в проекте:

- наблюдение;

- объяснение;

- беседа;

- показ: наглядный, словесный, практический;

- совместная работа с родителями.

 

Результаты проекта:

1.  Знакомство с многообразием выразительных средств художественной деятельности;

2. Объединения  родителей и детей в совместной изобразительной деятельности.

3. Организация выставки работ выполненных в рамках проекта;

4. Участие в городском конкурсе-выставке «Новогодний сюрприз».

5. Участие в городском конкурсе детского творчества «Рождество 2014»;

 

Тип проекта: информационно – творческий.

 

Сроки реализации проекта: 14 дней.

Участники: дети всех возрастных групп, воспитатель по изо, родители.

 

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

- сбор и систематизация информации;

- рассматривание картинок и фотографий с изображением елки, новогодних игрушек;

- взаимодействие с родителями: проведение бесед, консультаций. приложение № 11

 

Основной этап:

1 неделя

 

Дни недели

 

Содержание работы

 

 

Понедельник

 

НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) в средней  группе № 2 «Маленькая ёлочка» приложение № 3

 

НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной  группе «Новогодняя ёлочка» приложение № 7

 

Наблюдение на прогулке со второй младшей группой. приложение № 10

 

 

 

Вторник

 

НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) во второй младшей группе «Елочка — зеленая иголочка» приложение № 1

 

НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в средней  группе № 1, 2 «Маленькая ёлочка — не колкая иголочка!» приложение № 4

 

НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в старшей  группе «Зимний еловый лес» приложение № 6

 

Наблюдение на прогулке со средней группой №1 приложение № 10

 

Среда

 

НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) во второй младшей группе «Шарики для новогодней елки» приложение № 2

 

Наблюдение на прогулке со средней группой №2 приложение № 10

 

 

    Четверг

 

НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) в средней  группе № 1 «Маленькая ёлочка» приложение № 3

 

НОД по ОО «Художественное творчество» (аппликация) в подготовительной  группе «Волшебный лес Деда Мороза» приложение № 8

 

Наблюдение на прогулке со старшей группой приложение № 10

 

Пятница

 

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) в старшей  группе «Елочка» приложение № 5

 

Наблюдение на прогулке с подготовительной группой приложение № 10

 

2 неделя

 

Дни недели

 

Содержание работы

 

Понедельник

 

Мастер-класс для родителей и детей

«Новогодние украшения своими руками» (2 младшая группа)

 

Вторник

 

Мастер-класс для родителей и детей

«Новогодние украшения своими руками» (Средняя группа №1)

 

Среда

 

Мастер-класс для родителей и детей

«Новогодние украшения своими руками» (Средняя группа №2)

 

Четверг

 

Мастер-класс для родителей и детей

«Новогодние украшения своими руками» (Старшая группа)

 

Пятница

 

Мастер-класс для родителей и детей

«Новогодние украшения своими руками» (Подготовительная группа)

 

 

Заключительный этап

1.     Выполнение совместных творческих работ детей и родителей дома.

2.     Организация выставки работ выполненных в рамках проекта.

3.     Участие в городском конкурсе детского творчества «Рождество 2014»

4.     Участие в городском конкурсе-выставке «Новогодний сюрприз».

 

Список литературы:

1. “Маленькие волшебники, или на пути к творчеству”, автор-составитель О. А. Белобрыкина, Новосибирск, 1993.

2. Т. С. Комарова, Детское художественное творчество», - М. : Мозайка- Синтез, 2008г.

3. «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? »

4. Комарова Т. С. Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005

5. Е. А. Сыпченко, Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2012.

6. Л. Д. Морозова, Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010

7. «Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников» И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка -Пресс, 2009.

8. Г. Н Давыдовой "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Москва 2008г.

9. Т. А. Цквитария, Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2011.

10. Ю. В. Рузанова, Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкульт минуток. –СПб. : КАРО, 2009.

11. Н. В. Шайдурова, Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2010.

12. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», - М. :ВАКО, 2005.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) во второй младшей группе «Елочка — зеленая иголочка»

Программные задачи:

• учить детей передавать в рисовании образ елочки;

• учить рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных, наклонных) ;

• развивать умение пользоваться красками и кистью (правильно держать кисть, обмакивать в краску только ворс кисти, лишнюю краску снимать о край баночки, хорошо промывать кисть, осушать о тряпочку) ;

• воспитывать самостоятельность в работе и желание помочь Зайчику.

Предварительная работа:

Рассматривание елки на прогулке, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихов, пение песен.

Словарная работа: макушка, ствол, ветки, короткие, длинные.

Оборудование:

Игрушка Заяц, машина, образец в конверте, бумажные силуэты зайчиков, лист на каждого ребенка (1\2 альбомного листа, краска зеленого цвета, кисти с подставкой, баночки с водой, тряпочки по количеству детей.

Организация:

Раздается стук в дверь. Воспитатель ввозит машину с игрушечным зайцем, у него конверт и силуэты маленьких зайчиков.

-  Ребята, посмотрите кто к нам приехал? (Зайчик)

Зайчик: Здравствуйте дети! (Дети здороваются) .

-  Почему, Зайчик, ты такой грустный?

Зайчик: В лесу много разных деревьев, но мало елочек. А под ними очень хорошо прятаться от холода и от ветра. Нарисуйте для меня и моих друзей – Зайчат (достает из машины силуэты зайчат, пожалуйста, вот такие елочки (достает образец из конверта) .

-  Ребята, давайте поможем Зайчатам и нарисуем для них елочки! Каждый из вас будет рисовать елочку для своего зайчика (раздаются детям бумажные силуэты маленьких зайчиков). Пройдите и сядьте за столы.

Ход занятия.

-  Сейчас мы будем рисовать. Давайте рассмотрим елочку.

• Какого цвета она? – Зеленого.

• Что у нее есть? (показывает на ствол) – Ствол.

• Какой ствол? – Прямой, высокий.

• Что еще есть у елки? (показывает на ветки) – Ветки.

• Куда смотрят ветки? – Смотрят вниз.

• Какие ветки? – Вверху короткие, внизу длиннее, опущены вниз.

• Как называется верхняя часть елочки? – Макушка.

-  Посмотрите как надо рисовать елочку:

1. Набираем краску на кисточку, снимаем лишнюю краску о край баночки, вот так. Немного отступаем сверху, прикладываем кисть и ведем не отрывая сверху вниз. Это ствол.

2. Теперь вверху, на самой макушке, рисуем ветки: сначала с одной стороны, затем с другой стороны, они короткие, смотрят вниз.

3. Отступаем вниз и рисуем еще ветки, они длиннее, смотрят вниз. Ветки дружат – держатся парами.

4. Отступаем и рисуем еще ветки с одной и с другой стороны ствола, они самые длинные.

Получилась елка.

Промываю кисть, осушаю ее о тряпочку, кисточка «попрыгает» по тряпочке и ставлю в подставку ворсом вверх.

Физминутка.  (Дети стоят около стола) .

-  А сейчас мы с вами поиграем.

Елочка в лесу жила,

Елка маленькой была.

А потом росла, росла,

Поднялась под небеса.

Ветки вниз наклонены,

Дружат парами они.

Прибежали к елке зайки,

Заскакали на лужайке. Дети стоят около стульчиков.

Присаживаются на корточки.

Постепенно встают, руки поднимают вверх.

Покачивают рукам из стороны в сторону.

Дети опускают руки вниз – в стороны.

Прижимают руки к груди, изображая лапки зайчика.

Поскоки на месте.

Молодцы. Садитесь за столы.

- А теперь вы нарисуете елку сами. Возьмите кисть в правую руку, покажите. Давайте нарисуем елочку в воздухе. (Словесное напоминание изображения елочки). А теперь набирайте краску и рисуем сначала ствол, потом ветки.

Самостоятельное выполнение работы детьми.

В ходе работы оказывается помощь, рисуется ель на своем листе.

Готовые работы вывешиваются на доске.

-  Посмотрите какой лес получился из ваших елочек. Дети, «посадите» своего зайчика под ту елочку, которая вам понравилась больше всего.

Зайчик: Молодцы, у вас получились красивые елочки, с прямыми стволами, пушистыми веточками, теперь всем зайчикам будет тепло под вашими елочками.

-  Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А ты, Зайчик, оставайся с нами, поиграй. (Проводится игра «Зайка беленький сидит»).

 

 

 

 

Приложение № 2

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) во второй младшей группе «Шарики для новогодней елки»

Цель: - продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать пальчиками, прикреплять к основе (шарику),

- вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим праздником,

- воспитывать отзывчивость, доброту.

Демонстрационный материал: изображение новогодней елки, украшенной елочными игрушками (или искусственная елка с игрушками).

Раздаточный материал: пластилин, дощечка для лепки, шарик, вырезанный из картона разного цвета.

Ход занятия.

I. Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит и смотрит.

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел зайчик. Но он грустный. Спросите, почему он грустный?

- Зайчик говорит, что скоро наступит праздник, но какой забыл.

- Какой скоро праздник, подскажите зайчику.  (Скоро праздник – Новый год)

- Он знает, что на этот праздник ко всем в гости приходит красивая елка.  У зайчика есть елка, но он не знает, как ее украсить.

- Чем украшают елку? (Воспитатель показывает изображение новогодней елки).

Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Елочный шар».

….Целый год лежал на полке.

Все забыли про меня

А теперь вишу на елке,

Потихонечку звеня.

Всю елку до макушки

Украсили игрушки!

Встаньте в хоровод!

Встречайте Новый год!

Физминутка

Наша ёлка велика (круговое движение руками),

Наша ёлка высока (встать на носочки),

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

II. – Ребята, поможем зайчику украсить елку. Сделаем елочные игрушки.

Показать, как нужно скатывать между ладоней маленькие шарики из пластилина и прикреплять их на шарик из картона.

III. – Молодцы! Вот какие красивые шарики получились (любуются). Подарите их зайчику.

 

 

 

Приложение № 3

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) в средней  группе «Маленькая ёлочка»

Обучающие задачи: учить детей рисовать способом тычка ёлочку. Создавать в рисунке образ нарядной ёлки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.

Развивающие задачи: развивать образное восприятие, эстетические чувства, использовать различные средства и приёмы выразительности.

Воспитательные задачи: вызвать интерес к русской зимней ёлочке; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь ко всему живому.

Предварительная работа: уточнить строение ёлки, способы передачи пушистых веток, возможные украшения. Загадывание загадок про ёлку; придумывание своих загадок; чтение стихотворений о ёлке; рассматривание репродукций, иллюстраций.

Материал: Альбомный лист, трафарет с силуэтом ёлочки, кисточки (тычок, оборудование для рисования, гуашь, простой карандаш, иллюстрация с ёлочкой.

Ход занятия:

Загадывание загадки:

Что за гостья к нам пришла

Так нарядна и стройна.

Наверху звезда горит,

И до самой до макушки

Вся в игрушках и хлопушках? (Ёлка)

А теперь ребята, вспомним свою загадку про ёлку.

Не ёж, а колючая.

Не огурец, а зелёная.

Не облако, а пушистая. (Ёлка)

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости. (Дед Мороз)

-Но почему он грустный? (потому что некуда положить подарки, ёлки нет).

-А мы с вами поможем Деду Морозу? (поможем)

-Тогда нам необходимо нарисовать ёлочку.

-А какая ёлочка цветом? (зелёная)

-На ощупь? (колючая, пушистая)

-По высоте? (высокая, стройная)

-Сегодня мы будем рисовать ёлочку методом тычка. Сначала берём трафарет, кладем его на лист бумаги по центру и обводим простым карандашом.

Затем вспоминаем технику рисования тычком.

-Набрать на кисточку зелёную гуашь и начать рисовать тычками по линии контура ёлочки, а потом внутри неё.

Самостоятельная работа детей (10 мин)

Физкультминутка:

Я мороза не боюсь

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз

Тронет руку, тронет нос.

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (Движения по тексту)

-Ребята посмотрите на ёлочку. Вам не кажется, что чего-то не хватает на ней. Как вы думаете чего? (украшений)

-Какие украшения бывают на ёлке? (гирлянды, ёлочные игрушки, дождь, мишура, звезда)

-Вот и нам нужно с вами, украсить наши ёлочки.

-Не забывайте, что украшения должны находится внутри ёлочки, а не на концах ветки.

-А почему ёлочные игрушки нельзя повесить на конец веточки? (они просто упадут с неё) .

Самостоятельная работа детей. (5-7 минут) .

Подведение итогов. Полюбоваться нарисованными ёлочками. (разложить все ёлочки на столе) и прочитать стихотворение:

Дед Мороз прислал нам ёлку,

Огоньки на ней зажёг.

И блестят на ней иголки,

А на веточках - снежок. (Петрова)

-Посмотрите сколько ёлочек получилось.

-А самая красивая у кого? (по середине листа, яркие гирлянды, чистый рисунок)

-Ребята, посмотрите, Дед Мороз повеселел, улыбка на лице появилась. Теперь ему есть куда положить подарки.

-А, где мы находим новогодние подарки? (под ёлочкой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в средней  группе «Маленькая ёлочка — не колкая иголочка!»

Цели и задачи:

закреплять знания о ёлке, развивать цветовосприятие, учить детей изображать ёлочку, используя пластилин, декорировать бусинами и бисером. Развивать мелкую моторику и воображение.

Материалы:

картонные шаблоны в виде ёлочек, зелёный пластилин, бусины и крупный бисер. Загадки и стихи о ёлочке. Иллюстрация по теме. Веточка живой или искусственной ёлки. Образец работы.

Ход образовательной деятельности:

Отгадывание загадки:

Стою в тайге на одной ноге, вверху - шишки, внизу- мишки. Зимой и летом одним цветом, в платьице колком, а зовут меня. (ёлка)

Беседа, рассматривание иллюстраций.

- Дети, давайте посмотрим - какая красивая ёлочка на этой картинке. Какого она цвета - красная или зелёная? Правильно, зелёная. А какого она размера - маленькая или большая? Да, эта ёлочка большая. А кто мне скажет, ёлочка бывает колючая или пушистая? Сейчас мы это проверим.

Эксперимент с еловой веточкой. Дети рассматривают еловую веточку, гладят её, трогают. Ёлочка колючая.

Дети, а у нас с вами есть ёлочка? Нет. А мне кажется - нужно проверить!

Физминутка.

Мы посмотрим все налево - вот, вот, вот.

А теперь посмотрим вправо - вот-вот-вот.

Мы посмотрим дружно вверх, а теперь посмотрим вниз.

А теперь - скорей попрыгай. Наклонись и поднимись!

Ну что, дети, посмотрели, поискали - нет у нас в группе ёлочки. А давайте их сами сделаем и украсим группу.

Выполнение работ.

Шаг 1. Делаем заготовки из картона.

Шаг 2. Готовим зелёный пластилин, бусины и крупные бисерины.

Шаг 3. Согреваем пластилин и размазываем пальчиками по картонным заготовкам. Ёлочки то зелёные, а игрушек - не хватает!

А вот и украшения для наших ёлочек.

Шаг 4. Украшаем ёлочки - прикладываем бусины и бисерины к пластилину и прижимаем пальчиком. Вот и украсили ёлочки!

Шаг 5. Выставка работ.

Наши ёлочки стоят,

И игрушки все блестят.

Получились ёлочки -

Не колкие иголочки.

Заключительный шаг.

Хоровод вокруг ёлочек.

Ёлочка-красавица,

Загорись огнями!

Не колись иголками,

Попляши-ка с нами!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) в старшей  группе «Елочка»

Программные задачи:

Учить детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Учить детей создавать при помощи нетрадиционной техники изображение новогодней ели.

Формировать художественно – творческие способности.

Развивать эстетические чувства с помощью воспроизведения художественного образа ели, комбинировать различные техники. Развивать тактильную чувствительность.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Оборудование:

Гуашь, ватные диски, салфетки, белый картон формат А3, ватные палочки, пробка, кусочки поролона.

Предварительная работа:

Рассматривание изображения ели, изготовление елочки из бумаги, поделок для елочки на поселковой площади, чтение стихотворения К. Чуковского

«Елка», в самостоятельной изодеятельности раскрашивание изображений елочки.

Ход.

Воспитатель:

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на ёлочке

Игрушки -

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на ёлочке

Матрёшки

И захлопали б от радости

В ладошки.

Потому что у ворот

Постучался Новый год!

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой!

Ребята, я вам напомнила стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «Елка». Какое у вас сейчас настроение?

Дети: радостное, веселое.

Воспитатель:

А к какому веселому празднику мы с вами готовимся?

Дети: К новому году.

Воспитатель:

Какое главное украшение на этом празднике?

Дети: Новогодняя елка.

Воспитатель: елочки в группе у нас пока нет, но мы с вами ее нарисуем.

На столе приготовлены необходимые материалы.

Воспитатель:

Ребята, мы рисовали с вами елочку карандашами, кисточкой, делали из бумаги. А сегодня мы будем рисовать елочку ладошками. Какого цвета гуашь мы возьмем для елочки?

Дети: зеленого.

Воспитатель: а какую елочку мы с вами нарисуем?

Дети: пушистую, нарядную, высокую.

Воспитатель: Где ветвей больше, внизу или наверху?

Дети: внизу.

Воспитатель: значит, на верхушку нам хватит одной ладошки.

Подзывает к столу ребенка с самой маленькой ладошкой, намазывает ее гуашью и предлагает оставить отпечаток в самом верху листа.

Затем подзывает троих детей, они поочередно намазывают ладошки гуашью и оставляют отпечаток в следующем ряду. И так до самой нижней кромки листа. В каждом ряду отпечатков ладони все больше.

Воспитатель: Посмотрите, ветви готовы. Сейчас мы нарисуем иголочки. Предлагаю взять ватные палочки и нарисовать на ветках тонкие иголочки. Дети работают в группах.

Напоминаю, что работать нужно аккуратно, не испачкать соседа, не толкать.

Воспитатель: мы с вами нарисовали ветви, иголочки, а чего же нам не хватает?

Дети: ствола.

Воспитатель предлагает нарисовать ствол отпечатком пробки. Дети выполняют работу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю присесть на стульчики и закрыть глаза. Представьте себе яркую, нарядную елочку. Представили? А сейчас откройте глаза. Мы с вами можем такую красивую елку нарисовать. Спрашивает у детей, как бы они украсили елочку.

Дети отвечают: Я бы украсил гирляндами, фонариками, снежинками и т. д.

Воспитатель: Вот давайте мы сейчас пальчиками нарисуем украшения для нашей красавицы елки.

Дети работают в группах по три – четыре человека.

Воспитатель предлагает не забыть и про верхушку.

Во время рисования с детьми вспоминаем стихи и загадки про елку.

По окончанию работы воспитатель предлагает посмотреть, что же у них получилось.

Дети довольны результатом, отмечают наиболее удачные украшения. Предлагают оставить нашу работу для украшения группы к новому году.

Все дети после работы помогают навести порядок, промывают оборудование, убирают все на места

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в старшей  группе «Зимний еловый лес»

Цель:

- учить детей технике барельефной лепки создавать изображение сосен, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен;

- приемы прямого раскатывания, «размазывание из столбика»;

- развивать эстетическое восприятие.

Подготовка фона:

Фон поделен горизонтально на 2 части: голубую (небо, и белую (снег, изображение стволов сосен.

Оборудование:

образец, тарелка с пластилинами четырех цветов: белый, синий, коричневый, зеленый.

Ход занятия:

Воспитатель: В лесу росли красивые елки. Однажды художник увидел этот лес и нарисовал. Посмотрите, ребята, как красив зимний еловый лес. Кругом белым бело, даже на елях лежит снег, как будто они оделись в белые шубки.

Давайте, все сейчас закроем глазки (включается музыка) и представим еловый лес. Как там красиво, высокие сугробы, под ногами скрепит снег, высокие ели покрыты белым снегом, а маленькие елочки выглядывают из-под сугробов. Снег идет, морозно. Какой прекрасный и загадочный зимний лес. А теперь потихоньку открываем глазки.

Вы умеете рисовать и вырезать из бумаги ели, а сегодня мы будем лепить из пластилина. Вот такие ели как на этой картинке (показываю образец) .

Скажите мне, из каких цветов пластилина сделан этот лес?

Дети: белый цвет – снег, синий цвет – небо, зеленый цвет – ели и коричневый цвет – ствол.

Воспитатель: мы с вами на предыдущем занятии подготовили фон из синего и белого цветов пластилина. Как вы сказали, белый – это снег, синий – это небо, коричневый цвет – это цвет нашей будущей елки. А сегодня мы с вами будем лепить ели. Как лепить ели я вас сейчас научу:

Чтобы получилась пушистая елочка, я буду делать так: сначала я раскатаю столбик (показываю). Что я скатала?

Дети: столбик.

Воспитатель: теперь прикладываю столбик к стволу елочки, слегка его прижимаю. Куда я приложила столбик?

Дети: к стволу.

Воспитатель: что с ним надо сделать?

Дети: надо прижать.

Воспитатель: а теперь я указательным пальцем размажу столбик вниз по всей длине (показываю). Что я сделала со столбиком?

Дети: столбик размазали.

Воспитатель: что у нас получилось?

Дети: веточка ели.

Воспитатель: и так мы будем лепить все веточки ели, а когда закончим, будем наносить насечки при помощи зубочистки. Кто мне скажет, для чего мы это делаем? (ответы детей) .

Если дети затрудняются с ответом, то говорю сама. Ведь у елочки колючие иголочки и чтобы наши елочки были похожи на настоящие ели, вот именно для этого мы будем делать насечки. Все ребята поняли, как надо делать? А перед тем как начнем работать, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

(дети сидят на месте)

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики – бегом,

А четвертые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Воспитатель: перед тем как начать работу, у вас у всех на столе есть небольшие карточки из картона, на которых вы можете поупражняться в выполнении веточек ели, а потом уже можете выполнять на фоне.

Дети начинают работать на фоне. Если ребенок не может или затрудняется самостоятельно выполнить тот или иной прием, то я помогаю ему советами или беру его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняю этот прием (например, размазывание). Детям, быстрее других выполнивших всю работу можно предложить изобразить падающий снег.

Воспитатель: из маленьких кусочков белого пластилина делаем снежинки. Снежинки не следует прикреплять близко друг к другу. Можно прикрепить снежинки и на елочки. В природе во время снегопада все покрывается белыми снежинками.

После того как дети закончили работу на местах, предложить им вынести и развесить свои композиции на стенде.

Воспитатель: дети, посмотрите на эти замечательные композиции. Посмотрев на них, пробуждается ощущение как будто бы мы в большом красивом зимнем еловом лесу. Какой великолепный пейзаж у нас получился.

Все вместе любуемся заснеженным еловым лесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной  группе «Новогодняя ёлочка»

Программное содержание: Закреплять умение рисовать еловую ветку.

Учить детей правильно изображать пушистую хвою на ветке.

Вспомнить с детьми способы рисования иголок на ёлочке.

Привлекать детей к обсуждению работ, их эмоциональной оценке.

Развивать цветовое восприятие.

Материалы: искусственная новогодняя ёлочка; схема рисования елей, гуашь, белила, кисть.

Ход НОД:

- стихотворение И. Токмаковой «Ели».

Ели на опушке-

До небес макушки-

Слушают, молчат

Смотрят на внучат,

А внучата - ёлочки,

Тонкие иголочки-

У лесных ворот

Водят хоровод.

- Вспомните, какие деревья рассматривали во время прогулки. Какие деревья мы ставим на Новый Год?

Елку.

-  Что же это за девица - не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?

Поставить на стол ёлочку, рассмотреть. Спросить у детей, какой формы контур дерева, какие у неё ветки, иголки? Какого цвета? Какие на елке украшения?

Двигательная пауза «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили. (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжать ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий. (грозить пальчиком)

Раз – подбросим. (подбросить снежок вверх)

Два – поймаем. (присесть, поймать снежок)

Три – уроним (встать, уронить снежок)

И… сломаем. (топнуть)

Предложить ребятам нарисовать еловую. (Воспитатель рисует на доске)

Во время рисования, напоминать детям, как держать кисть, как надо раскрашивать, обмакивать кисть в баночку с водой. Помогать при затруднении.

В конце занятия все рисунки рассмотреть, предложить выбрать самые лучшие еловые ветки.

Из веток составляется большая елка.

Приложение № 8

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (аппликация) в подготовительной  группе «Волшебный лес Деда Мороза»

Цель:

Развитие творческого воображения у детей подготовительного возраста.

Задачи:

1. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами (бумага, вата) ; закрепить умение работать в технике оригами.

2. Развивать чувство композиции.

3. Развивать воображение и творческие способности.

4. Развивать мелкую моторику кистей рук.

5. Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.

6. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оборудование:

цветной картон, квадраты из цветной бумаги зеленого цвета (8х8, 7х7, 6х6 см, вата или ватные диски для скатывания их в комок либо обрывания, кисть, клей ПВА, пайетки, конфетти из бумаги (звездочки) белого цвета.

Ход занятия:

Дети подходят к «Новогоднему календарю» и находят шарик, на котором написано какое сегодня число (дата, например 5 декабря, снимают его и открывают – внутри записка с заданием, читают задание: «Найти в группе открытку с изображением елочки», ищут открытку, находят, читают послание от Деда Мороза, в котором он рассказывает ребятам, какая беда произошла в его волшебном лесу. Исчезли все ёлочки:

Дети говорят, что надо помочь Деду Морозу, и предлагают нарисовать елку, слепить из пластилина, сделать аппликацию и т. д.

Воспитатель напоминает детям технику оригами и предлагает сделать аппликацию с использованием этой техники. На доске вывешивается алгоритм, как из трех квадратов можно сделать елочку в технике оригами.

Дети приступают к выполнению задания.

После того, как все дети собрали свои елочки и приклеили их на цветной картон, проводится физкультминутка «Зимние забавы»:

Мы идем, мы идем,

(дети маршируют)

По дорожке мы идем.

Мы идем, мы идем,

Звонко песенку поем:

«Ля-ля-ля… »

Через сугробы мы шагаем,

Ноги выше поднимаем

(шагают, высоко поднимая колени)

Все равно вперед идем,

Смело песенку поем:

«Тра-та-та… »

А теперь на лыжи встали,

(двигаются скользящим шагом)

Очень быстро побежали,

Мчимся с горки, не молчим,

А задорно так кричим:

«Ух. »

Дети садятся на свои рабочие места.

Воспитатель: загадывает загадку:

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки - любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

наряд мне одевают всего лишь раз в году.

Дети говорят отгадку: елка.

Вспоминают стихотворение Натальи Филимоновой:

Елка летом просто елка:

Тронешь ветку — пальцам колко,

Паутиной ствол обвит,

Мухомор внизу стоит.

Вот когда зима придет,

Елка будто оживет:

На морозе распушится,

Под ветрами распрямится,

Вовсе не колючая,

Как цветок пахучая.

Пахнет не росой, не медом,

Елка пахнет Новым годом!

Дети украшают свои работы с помощью пайеток, конфетти (белые звездочки, ватных дисков, изображая на картине снег и снежинки.

 

Подведение итогов: дети рассматривают работы, рассказывают, какая елочка им понравилась больше всего и почему.

Воспитатель предлагаем сфотографировать все елочки и отправить фотографии Деду Морозу в волшебный лес.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 10

Конспект прогулки «Сравнение сосны и ели»

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе

Тема: “Сравнение сосны и ели”

Цель:

Уточнять и расширять представления о сосне и ели, систематизировать знания о хвойных деревьях.

3) Воспитывать бережное отношение к деревьям, желание помощь им.

Методические приемы: Объяснение, показ, вопросы к детям.

Предварительная работа: Просмотр картин, где изображены елки и сосны. Наблюдение за ёлкой на участке.

Ход занятия.

- Ребята чем отличается сосна от ели?

Дети: У сосен иголочки длинные чем у ёлочки.

- Да, вы правильно заметили, у наших ёлок иголочки короткие, а у сосны длинные. Обратите внимание, что у сосен веток меньше и иголочки хорошо пропускают свет. Как вы думаете, сосны и ели растут зимой? Конечно нет. А почему?

Дети: Зимой холодно, нет воды.

- Правильно говорите. Еще ребята зимой мало света, день короткий, а ночь длинная, земля мерзлая. В таких условиях деревья расти не могут. Когда ель будет расти?

Дети: Весной и летом.

-  Да, молодцы! А можно ли обидеть дерево.

Дети: Да, можно. Сорвать ветки, листья.

- Деревьев может обидеть сильный ветер (сломать, вырвать с корнем, обломать ветви, солнце может высушить иголки, если летом нет дождя. После обильного снегопада на ветках лежат тяжелые шапки снега, которые могут их сломать. Сосны и ели могут обидеть люди. Под новый год их срубают. Ведь праздник можно устроить и с искусственной елкой. А мы можем позаботиться о старых соснах и елях?

Дети: Да, можем.

- Конечно, если не будем ломать ветви и царапать ствол. А вот дятлы тоже помогают деревьям, когда черви поедают ствол дерева - дятлы помогают деревьям тем, что они этих червей съедают.

- А сейчас давайте мы с вами отдохнем. Вспомним песенку про ёлочку. Вы должны знать, кто мне скажет.

Дети: “В лесу родилась ёлочка”.

Воспитатель: Да, молодцы. Давайте мы сейчас с вами дружно споём (спели). Молодцы, а еще какую песню вы знаете про ёлочку?

Дети: “Маленькая ёлочка”.

- Эту песню мы споём в группе.

-  Ребята, а сейчас я вам расскажу стихотворения про сосну.

Сосна, соснушка- сосна,

Ты стоишь совсем одна,

Снег укутал тебя шалью

Не страшна тебе зима.

Ты стройна и высока,

Хвойная, зеленая.

Ты скучаешь здесь одна

Расчудесная краса.

А сейчас послушайте загадку и попробуйте разгадать.

Ну и платье! –

Сплошь иголки,

Его носят вечно.

Дети: Сосны.

Подвожу детей к ели, обращаю внимание на ее стройность, зеленый наряд.

Загадываю детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

- Ребята чем отличается сосна от ели?

Дети: У сосен иголочки длиннее, чем у ели.

Ель — дерево высокое, стройное, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, Ель похожа на пирамидку много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев Она зеленая зимой и летом. А еще у ели бывают шишки. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок. Ель издает аромат и очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.

Сосна - это вечнозелёное хвойное дерево, с мощной корневой системой, ствол которого в молодости покрыт гладкой яркой корой, а в старости - толстой, растресканной, тёмно-серой или буроватой корой. Хвоя жёсткая и длинная, собранная в пучки по 2-3 хвоинки. Сосна - дерево долгожитель и живёт от 300 до 500 лет. Сосну можно встретить в парках, в садах, а также на приусадебных участках.

- А сейчас мы возвращаемся в детский сад. Давайте попрощаемся с деревьями..

Дети: До свидания!

Литература:

1. “Сезонные наблюдения в детском саду” А. И. Иванова, В. Я. Михайленко. Москва 2010.

2. “Воспитание основ экологической культуры в детском саду” Н. В. Коломина. Москва 2005.

3. “Природа и ребенок” Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова. Казань 2002.

 

 

Приложение № 11

Консультация для родителей «Рисование для дошкольников»

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски.

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

(В. Берестов)

Рисование для ребенка -это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Рисование - одно из важнейших средств коррекции недостатков у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Для всестороннего формирования навыков по рисованию с детьми имеющими проблемы в развитии в нашем детском саду педагоги проводят различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры, рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.

На начальном этапе обучения детей рисованию педагоги включают в занятия большое количество игровых моментов, проводят обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием »рука в руке». В дальнейшем чаще используют приемы: частичный показ, объяснение. На занятиях по рисованию педагоги нашего детского сада учат детей: ориентироваться на листе бумаги, рисовать предметы разной формы с натуры, располагать предметы в перспективе, передавать заслоняемость предметов при дальнем и ближнем изображении (дом впереди дерева, солнце за тучкой, изображать человека и животных в движении, рисовать по сюжетам сказок, составлять узор из элементов дымковской, хохломской, городецкой росписи, правильно держать кисть, карандаш во время рисования, закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, адекватно использавать цвет, планировать свою работу (рассказывать о содержании изображения, употреблять специальную терминологию) .

К сожалению, некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Однако, мы считаем необходимым навыки по рисованию, полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Для знакомства с миром художественного творчества ребенка предпочтительно использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому мы не рекомендуем их использовать.

Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.

Чтобы ребенку было удобно, выделите ему стол и стул.Желательно, чтобы их размер соответствовал росту дошкольника.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться на подготовке к школе.В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку) .Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Чтобы не слишком утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течении длительного времени. Такая большая нагрузка принесет только неприятности. Не забывайте -лучший отдых, это смена занятия.

Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. Однако, если ребенку трудно, если мелкая моторика пальцев еще неразвита и он не попадает в контур, на первых порах можно использовать прием «рука в руке».

При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», » Что бывает такого цвета».

Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.

Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.

Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках. Это не только потешит самолюбие крохи, но поможет ему в дальнейшем. Ребенок будет обдумывать технику рисования, и совершенствовать ее.

Эти нехитрые советы помогут ребенку быстрее овладеть приемами рисования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 9

Сценарий мастер-класса для родителей и детей

«Новогодние украшения своими руками»

Цель:

Изготовить елочные украшения своими руками.

Поддержание традиций детского сада и сотрудничество с родителями воспитанников по организации творческой и конструктивной деятельности.

Задачи:

1. Учить родителей  быть терпеливыми; стремиться к совершенствованию; закрепление традиционных семейных уставов.

Вызвать интерес к технике бумажного творчества, обучить приемам украшения елочных украшений и вызвать стремление к собственным познавательным усилиям.

2. Формировать  родительский профессионализм. Развивать воображение, мышление, творческие возможности, любознательность, развивать креативность мышления.

3. Создать благоприятный эмоциональный фон для родителей.

Методическое оснащение:

Образцы работ.

Материалы и оборудование:

Цветная бумага, шаблоны, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, кисточка, нитки, конфетти, нарезанная мишура, салфетки.

Методы:

- объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение);

- метод творческих заданий (самостоятельная работа по изготовлению елочных украшений на основе фантазии и с использованием приобретенных знаний и навыков).

Предварительная работа:

 На стене заранее приклеена изготовленная детьми елка. В нее вдеты специальные декоративные крючки для елочных шаров с той целью, чтобы на них повесить украшения, изготовленные родителями и детьми.

План проведения мероприятия:

1. вступительная часть.

2. практическая часть: изготовление украшений.

3. заключительная часть: украшение ёлки.

- Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Спасибо вам, что почтили нас своим присутствием.

Мы пригласили вас и ваших детей для того, чтобы вместе провести этот зимний вечер. Сегодня мы попробуем воссоздать ту атмосферу любви, доброты и дружбы, которая так необходима в каждом доме и каждой семье.

В преддверии Нового года в воздухе витает дух праздника, торжества, волшебства. Хочется забыть про все проблемы и думать только о хорошем и добром. У каждого свои мечты, надежды, а праздник у всех один. И хочется встретить его красиво и радостно. Поэтому люди дарят друг другу подарки. А подарки, сделанные своими руками, от всего сердца, особенно дороги, так как они согреты вашей любовью.

И сегодня на нашей встрече мы попробуем изготовить новогодние подарки-украшения своими руками.

- Обратите, пожалуйста, свое внимание на стенды. Это - образцы новогодних украшений. Рассмотрите их. Как видите, ничего сложного. Главное, чтобы было желание и терпение. Ну а мы вам поможем!

а) изготовление гирлянды.

- Для изготовления гирлянды вам потребуется: полоски цветной бумаги, сложенные пополам; шаблоны, простые карандаши, ножницы, клей, кисточка, нитки.

1- приложите шаблон к началу полоски для того, чтобы определить границы сгиба.

2- сложите полоску "гармошкой" по определенным границам.

3- обведите шаблон, следя за тем, чтобы верхние (боковые) границы шаблона и "гармошки" вплотную соприкасались.

4- вырезайте шаблон, не касаясь верхних (боковых) границ.

5- разверните вашу гирлянду. Чтобы получилась длинная гирлянда, сделайте еще одну, затем склейте их вместе, и т. д.

6- проденьте нитку сквозь гирлянду. Теперь ваши гирлянды готовы, отложите их в сторону.

б) украшение новогодних шаров.

- На ваших столах лежат уже готовые шаблоны шариков: два разноцветных и один белый. Для украшения шаров вы можете использовать: конфетти, нарезанную мишуру, цветные карандаши, фломастеры, клей.

в) вырезание снежинок.

- Для того, чтобы вырезать снежинку, вам понадобится: салфетки, ножницы.

1- складывайте салфетку пополам от угла - у вас должен получиться конус.

2- ножницами вырезать различные фигуры. Чем больше будет изрезана бумага, тем ажурнее получится снежинка. Если вы все делали правильно, то у вас должна получиться восьмигранная снежинка.

3. - Дорогие родители! Мы надеемся, что сегодняшний вечер принес вам немало приятных минут. и мы также надеемся, что то, чему вы здесь научились, пригодится вам в дальнейшем. подобными занятиями вы можете украсить ваши семейные вечера, что принесет много удовольствия вам и вашим детям.

Мы поздравляем вас с наступающим Новым годом! Желаем вам семейного благополучия, здоровья, счастья. Удачи вам!

А теперь просим вас взять изготовленные вами украшения и пройти в приемную для того, чтобы нарядить елку.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих меропиятий во всех возрастных группах детского сада.

При создании рекомендаций я пользовалась литературой следующих авторов:   Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Утробина К.К., Латохина Л.И., Андрус Т.А.....

Режим дня во всех возрастных группах по ФГТ, режим работы ДОУ 10,5 часов, согласно СаН Пин

Режим дня во всех возрастных группах по ФГТ, режим работы ДОУ 10,5 часов, согласно СаН Пин...

Непосредственная образовательная область во всех возрастных группах

Непосредственная образовательная деятельность....

"Проводы Масленицы" Сценарий развлечения на улице для всех возрастных групп детей ЧДОУ

Всю масленичную неделю дети знакомились с особенностями этого необычного русского праздника. Они играли, учили заклички, пекли печенье и блины, приглашали в гости родителей. Каждая группа продумывала ...

Конспект- пактикума для воспитателей:"Освоение нетрадиционых методов рисования во всех возрастных группах детского сада"

Материал поможет педагогам привить детям любовь, интерес к художественому творчеству, используя нетрадиционые способы и техники рисования....

Концерт посвящённый Дню Матери. Сценарий общего мероприятия, организованного для родителей силами детей всех возрастных групп ЧДОУ

Мы в нашем ЧДОУ проводим традиционные концерты-ассорти для мам всего детского сада, посвящённые Дню Матери, в которых принимают посильное участие все возрастные группы детей от ясельной до подготовите...