Статья о развитии творческого воображения.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Ананьева Людмила Борисовна

Игры на развитие воображения и наработки по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_razvitii_tvorcheskogo_voobrazheniya.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Руководство развитием воображения.

 Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников - полноправный член. Функция взрослого при этом: он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы

условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. В

совместной с ребёнком деятельности взрослый - творческий
участник совместной деятельности, каждый раз по-новому       выполняющий знакомые задания. Взрослый своим поведением и
поступками раскрывает новые неожиданные стороны окружающего
мира. Ребёнок должен понять, что окружающий мир бесконечно богат и может быть осмыслен с различных позиций.
        Методика «Разрезные картинки» помогает установить три основных показателя в развитии функции воображения. Это: опора на наглядность; использование прошлого опыта; наличие особой внутренней позиции. Методика «Разрезные картинки» позволяет конкретизировать основное свойство воображения - видение целого раньше частей. Это целое позволяет ребёнку затем увидеть и понять отдельные его части, смысловое поле предмета. Другими словами, для того чтобы догадаться, что указанный фрагмент - это часть картинки ребёнок должен ясно представить предмет, и тогда кусочек приобретает смысл. Представить этот образ ребёнку помогает реальный, воспринимаемый им мир (первый уровень), или прошлый опыт (второй уровень), или существование особой внутренней позиции (третий уровень).

Ребёнок с раннего возраста знакомится с окружающим его миром
предметов. Это важно для психического развития, для
формирования деятельности. Но далеко не всегда предметное
многообразие способствует психическому развитию. Порой
множество игрушек не помогает ему играть. Следовательно, предметную среду необходимо рассматривать в свете тех условий и
того пространства, которые дают детям возможность воображать, придумывать, творить. Нужно вводить к знакомым предметам и незнакомые. Их он может понять по-разному и использовать в зависимости от обстоятельств. Такие предметы очень трудно включить в повседневную жизнь малыша, но это легко ввести в ситуации различных игровых заданий, где следует что-то угадать, вообразить, дополнить. Неспецифические предметы легко включаются в игру, способствуя развитию самой игры. Формируя воображение и творчество у детей, следует так организовать предметную среду, чтобы она служила пусковым механизмом. Целесообразно давать задания которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить что это такое.

Например:

Подумай, на что похожа эта картинка и дорисуй её.

«Разрезные картинки» - собрать картинку сначала по образцу, а

потом без него.

Нарисуй флаг страны, в которой жил Буратино.

                               «Незаконченный рисунок».
Нарисуй тех, кто живёт в этом доме.
        

Или: назови предмет, который здесь изображён.

»

Чем быстрее ребёнок справляется с этими заданиями, тем лучше у него развито воссоздающее воображение.

Универсальные возможности представляет разрезная мозаика.        ;

Выложите из мозаики картинку, а затем уберите почти все 

элементы, оставив 2-3 наиболее информативных участка. Предложите ребёнку определить, что изображено на картинке. Если он не справится с задачей, добавьте один элемент и повторите просьбу. Так делайте до тех пор, пока ребёнок точно не охарактеризует сюжет. Чем раньше он справиться, тем лучше у него работает воссоздающее воображение.

«Нарисуй портрет своей мамы».

«Что любишь»? нарисовать свою любимую игрушку. «Составление изображений объектов». Нарисовать лицо, клоуна, кошку, дождь, используя заданные объекты. Фигуры можно использовать многократно, менять их размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

Воссоздающее воображение тесно связано с пространственным        ■/.

восприятием объектов. 

«Дополни изображение».

Ребёнку предлагается рассмотреть рисунки и подобрать к ним

деталь с учётом восстановления непрерывности узора.

Дети, которые испытывают трудности при решении задач на        :

воображение нуждаются в специальном обучении игре.

Действия некоторых детей с предметами бывают однообразны. Это ;происходит потому, что взрослый, показывая предмет однозначно определяет его назначение и способ действия с ним. В силу этого ориентировочная, исследовательская деятельность почти не. развивается, носит схематичный характер. Такая деятельность не приносит ребёнку удовольствия, не способствует развитию творчества. Детскую игру можно сравнить с экспериментированием, которое предполагает самостоятельную ориентировочную деятельность с новыми предметами. Более широкое использование в практике дошкольного воспитания этих двух видов детской деятельности создаст условия для формирования функции воображения - собственного опыта ребёнка. Другой компонент воображения, который необходимо формировать у дошкольников - это наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации предложенной задачи, подчинять её себе. Формирование особой внутренней позиции у детей происходит постепенно, причём решающее значение имеют сюжетно - ролевые игры («Волшебник»), режиссёрские. Уже сама роль даёт возможность
малышу почувствовать себя всемогущим.
        

Важную роль в формировании творчества и воображения имеют    отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Отношения ребёнок - взрослый и ребёнок - ребёнок не однородны. Взрослый может быть и равным партнёром и противостоять
совместной деятельности. При взаимодействии ребёнок - ребёнок
предполагаются отношения как равных партнёров, так и
использование одним из партнёров роли взрослого. В среднем
дошкольном возрасте ребёнок должен быть в положении
        

соревновательном со сверстником («Кто лучше придумает?»). Это
даёт ему возможность чувствовать себя творцом. В старшем
дошкольном возрасте исполнение роли взрослого ставит его в
позицию обучающего. Следовательно, формирование воображения
у детей предполагает организацию совместной деятельности
взрослого и детей, где каждый её участник является полноправным
членом, а косвенно руководящий этой деятельностью взрослый
обладает необходимыми творческими качествами.
Отличительная особенность познания мира в дошкольном детстве

его образный характер. В этом возрасте происходит бурное
развитие восприятия, наглядно - образного мышления,
воображения. Так же дошкольное детство является периодом, когда
ребёнок быстро овладевает речью. Л. С. Высоцкий считал, что
воображение ребёнка тесно связано с развитием его речи.
Освободившись с помощью слова от власти непосредственных,
впечатлений, ребёнок может выйти за их пределы. Слова не

существуют изолированно друг от друга, каждое слово вызывает поток ассоциаций. «Украсть слово».

Подобрать как можно больше определений к слову «Осень» (какая она?) «Лето» и т.д.

«Изменение ситуаций в знакомых сказках».
Сказка «Волк и семеро козлят». Волку мешает медведь, который
зовёт его на свой день рождения...
        

Сказка «Гуси - лебеди». На пути девочки встречается серый волк. ■   ■«Цветные сказки».

Сказка одного цвета, например «Жёлтая сказка». Значит в ней

должно быть много предметов жёлтого цвета.

«Фантастические гипотезы».

Например: «Что было бы, если бы город начал летать?»

«Неоконченный рассказ».

«Темно. Шёл дождь. По улице семенила старушка под большим

зонтиком. Вдруг...».

Необходимо продолжить и закончить рассказ. Все эти упражнения развивают образное и воссоздающее воображение ребёнка.

     «Использование предметов».
Предложить ребёнку перечислить все случаи употребления данных
предметов которые он знает или может вообразить: стул, книга,
стакан, юбка, очки, часы, коньки, утюг.
        

 «Круги на воде».

Направлена на развитие творческого воображения. Каждое слово может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы. Например: «лимон». Какие ассоциации он вызывает?

В изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации -
дети не только познают мир, решают эстетическую задачу его
отображения, но и конструируют это отображение, строят его
модель согласно своим представлениям. Созданные ими образцы
отличаются индивидуальностью, эмоциональным отношением к
изображаемому, особенностями графического, пластического и
декоративно - орнаментального решения. Ритм, цвет, линия, форма

могут быть не только средствами образного отображения

действительности, но и способствовать формированию художественного творчества. Процесс наблюдений предметов и явлений окружающей действительности носит образный характер. В рисунках, лепке, аппликации образы представляют в конкретной изобразительной форме.

Впечатления от экскурсий, прогулок, занятий, праздников являются содержанием наблюдений, проводимых с детьми. Специально организованные наблюдения природы наталкивают детей на поиски средств изображения. Наблюдения одного и того же явления в разное время года при различном состоянии погоды открывает перед детьми новые колористические возможности рисунка. Пейзажи можно наблюдать вечером или днём, в ясную или пасмурную погоду, зимой, летом, весной, осенью. Иллюстрационный материал может быть рассмотрен, как одно из средств для получения образовательных знаний объектах и явлениях.

В иллюстрациях к сказкам воспитатель обращает внимание детей
на особенности старинной русской одежды.
Одним из методов ознакомления с произведениями искусства
является беседа. Опорные вопросы педагога помогают детям
понять основные средства выразительности, которыми пользовался
художник. Например: приёмы изображения чаще приходится
показывать детям 2-3 лет. Дети 2-3 лет не просто рисуют штрихи, мазки, а передают ими явления окружающего.
У детей малого дошкольного возраста внимание направлено на
образное отражение окружающей действительности.
Содержание творческих заданий для старшего дошкольного
возраста охватывает такие явления, передача которых даёт
возможность вызвать у детей эмоциональное отношение к образу.
В младшем дошкольном возрасте трудно разграничить творческие
и учебные задания, так как учебные задачи понятны детям в том
случае, если они решаются на конкретном образном содержании.
Проведение творческих заданий требует различной подготовки;
некоторые задания могут быть проведены в течении одного
занятия: например рисование на тему «Моя мама». Содержание
задания вызывает у детей эмоциональный отклик.
        

Другие задания требуют более длительной подготовки: например — рисование по сказке. Воспитатель должен применять различные методические приёмы - наблюдение и анализ натуры, её описание, словесные указания, показ приёмов изображения. Осуществление творческих заданий возможно, если дети овладели выразительными средствами, умением располагать рисунок на всём листе или в определённой его части, выражать связное содержание путём различного композиционного размещения предметов, персонажей. Развитие творческих способностей - важная задача, которую необходимо решать, обучая детей рисованию, лепке, аппликации.

Предварительные наблюдения обогащают детское воображение. Аппликация часто предшествует рисованию, помогая понять форму, строение предметов.

В лепке необходимо понять, почувствовать героя, определить своё отношение к нему. Для передачи характера в лепке нужно проводить занятия на темы литературных произведений. В свободное от занятий время проводить игру - драматизацию. В работах детей старшего дошкольного возраста отчётливо проявляются отношения к героям - элементы творчества. Воспитатель должен руководить процессом становления и проявления детского творчества. Он должен обогащать детей жизненными представлениями, развивать целенаправленное восприятие: беседами, советами, наблюдениями помогает детям понять, почувствовать окружающую жизнь, произведения искусства; обучать приёмам изображения; создавать необходимые условия для детского творчества.

Творческие задания на занятиях изобразительной деятельностью являются наиболее эффективным способом сочетания методов обучения и методов, способствующих проявлению творчества у детей.

Занятия в своей группе я тоже стараюсь построить по принципу, описанному выше: сначала мы проводим наблюдения в природе или читаем произведения, рассматриваем героев, проводим игру -драматизацию. После этого лепим героев сказки, делаем аппликацию и после этого переходим к рисованию. Например перед рисованием лисы, мы с детьми отправились в сказку «Заюшкина избушка».

С младшей группы я пыталась развивать у детей воображение сначала дети не могли оторваться от реальных образов. Хорошим   ,, стимулом для развития воображения являются незаконченные рисунки, неопределённого вида чернильные пятна, каляки. Сначала дети не могли каляку превратить в предмет. Постепенно дети начали отходить от реальных образов и тогда каляки начали превращаться в сказочных героев. Детям очень нравятся необычные задания: они с радостью отправлялись в необычные путешествия в волшебный лес, или опускались на морское дно, или совершали полёт на другую планету. В средней группе дети рисовали отдельные предметы, а в старшей группе уже целые картины. На основе своих картин они придумывали невероятные истории. Одна девочка (Рита) нарисовала лес, а по середине два глаза (один большой, другой поменьше). Большой - это глаз чеширского кота, а когда я спросила, чей же второй глаз - Рита ответила, что это она подсматривает за котом. И мы все вместе следили за приключениями чеширского кота. Очень часто мы отправлялись с детьми в сказки, придуманные ими, а из каляк рисовали сказочных героев.

Иногда на листе бумаги я делала кляксу, и дети учились узнавать предмет по неопределённой графической форме. Так же учила детей представлять целостный образ на основе одной из частей геометрического контура (что находился в киндер - сюрпризе). Большую помощь в развитии воображения мне оказывают занятия мнемотехникой. Например: метод трансформации - что нужно сделать, чтобы превратить ежа в жирафа, а жирафа в бабочку и т.д. Предложенные рисунки выполнили дети старшей группы. Один рисунок выполнен к сказке «Заюшкина избушка» - добрый зайчик и хитрая лиса.

Два других рисунка - времена года осень рисовали после рассматривания картин, чтения рассказов и стихов и наблюдений в природе. Почти все дети выполнили рисунки одинаково. В рисунке «Весна» присутствует необходимая степень творческого воображения - оригинальность. Весь рисунок залит светом солнца, бегут ручьи, всё цветёт и почти пол рисунка занимает радуга, т.к. весна в понимании ребёнка это радость, это праздник. Девочка в простых и привычных явлениях увидела красивое и перенесла это в свой рисунок.

На занятии по гигиене мы с детьми сочинили сказку о принцессе Вилочке, и в конце занятия я предложила им нарисовать принцессу по представлению. В своих работах дети раскрыли характерные особенности этого персонажа, рисунки получились выразительными.

Творческая деятельность детей успешно проходит в условиях хорошо поставленного обучения. Руководящая роль остаётся за воспитателем, который должен использовать в работе разнообразные приёмы и методы.

Играя с ребенком, мы должны помнить, что главное — это развитие общих особенностей воображения, о которых мы говорили: умение/планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. А это будет проявляться, если мы придадим творческий характер играм малыша, поможем ему быть самостоятельным в такой деятельности, как рисование, лепка, конструирование. Здесь, к сожалению, иногда бывает так, что родители, стараясь усовершенствовать постройки и рисунки детей, прямо показывают, как надо нарисовать человечка и как построить домик. Такой прямой показ приводит к тому, что ребенок часто усваивает и пользуется готовыми шаблонами, а его собственная творческая активность при этом затормаживается. Поэтому лучше обратить внимание ребенка на свойства изображаемого предмета, научить его способам передачи этих свойств, только слегка направить его поиск в изображении предметов, в построении композиции и выборе сюжета, а не давать ему отдельных шаблонов для подражания.

И еще один путь для развития воображения — это специальные
игры. Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно
назвать как можно больше вариантов использования одного и того
же предмета. Вот кирпич. Его можно использовать как
строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на
асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и
посыпать им дорожки) и т, п. Так можно называть самые обычные
предметы и придумывать их назначения.
С детьми самого разного возраста можно провести игру
«Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько
клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или
туши, и лист, складывается пополам. Затем лист разворачивается, и
можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие
предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее
частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

В игру можно превратить и ту методику, которая была описана раньше; раздать каждому играющему карандаши и наборы листочков с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями, но конечно, у каждого играющего должны быть одинаковые наборы фигурок). Все дети должны за 5—10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, то есть таких, которые не встретились у других играющих. Можно вместе придумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, сломанная ветка, морозные узоры на стекле. А камушки на берегу? Может быть, это живые существа и разные вещи, заколдованные волшебником? На что похож каждый из них?

И, наконец, можно использовать все те задания, которые мы давали

детям нашей экспериментальной группы: сочинять про цветные

кружочки и палочки разной длины, нарисовать вместе картинку и

придумать по ней сказку, составить план сказки и потом рассказать

ее; да и мало ли что можно придумать, если только постараться,

захотеть.

В обычном, повседневном общении с ребенком давайте ему больше

инициативы, ставьте новые, неожиданные задачи. Куда мы пойдем

гулять? Во что будем играть сегодня? Кем будешь ты в игре и кем

буду я? Что я должна делать и говорить? А ты? Пусть решает сам.

Пусть сумеет вообразить не только новые предметы и их

сочетания, но и другие характеры, особенности поведения других

людей.

Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха? А в замке

Людоеда? А как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в

сапогах? А теперь представь себе, что к тебе прилетел Карлсон, что

вы будете делать? А если ты встретишь Маугли?

В ответах на такие вопросы и зарождается проникновение в другую

личность, складывается собственная активная позиция по

отношению к другим людям, ко всему миру.

Конечно, ребенку трудно разобраться в многообразии возможных

поворотов сказок и столкновений персонажей. Но тут вы опять

должны быть сначала вместе с ним. Вместе ответить на вопросы,

вместе придумать с ним новую сказку, вместе нарисовать замок

Синей Бороды к которому в гости пришла Красная Шапочка.

Конечно, вы должны быть рядом, помогая в трудные моменты, но

никак не перехватывая инициативу. Это непросто, но постараться

стоит.

Но, как мы уже говорили, все дети разные. Одному достаточно

только предложить что-нибудь придумать, сочинить, выдумать, и

тут же радостно вспыхнут глазенки и начнется сначала неумелый, а

потом все более совершенный творческий поиск. А другой

постарается уйти, спрятаться за уже знакомые задания и сюжеты,

передать право первооткрывателя взрослому или другому ребенку.

Один очень быстро и охотно включится в любую новую игру, а с

другим надо неоднократно возвращаться к одному и тому же.

Очень важно не форсировать творческие достижения ребенка, не сравнивать детей между собой, хваля одного и принижая, стараясь подхлестнуть, другого. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся личностные особенности.

Развитие воображения, творческих возможностей — тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это мы могли наблюдать и в процессе нашей работы. Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась, если можно так сказать, привычка к свободному самовыражению. Конечно, все эти особенности отмечались у детей пока еще только на занятиях. Но уже сейчас можно сказать, что развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого малыша, строить все воздействия с их учетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья развития творческого воображения у дошкольников

Статья развития творческого воображения у дошкольников...

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Статья " Влияние игры на развитие творческого воображения взрослых и детей"

В настоящее время существуют большие проблемы социализации современного ребенка. на это влияют факторы: занятость родителей, непонимание значения игры, компьютерные игры. Изменяется смысловая нагрузка...

Статья.ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий для организации детс...

Статья. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

В статье представлены основные особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные этапы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возра...

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....